Об опыте мониторинга орфографической грамотности с помощью разноуровневых заданий

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Проблема формирования орфографической грамотности в начальных классах является одной из главных проблем в русском языке. Что нужно сделать, чтобы люди стали писать грамотно? Этот вопрос всегда волновал учителей и ученых. Соответственно, какие способы подберут  и насколько эффективно будут заложены первые знания, умения и навыки орфографической грамотности, будет зависеть дальнейшее изучение различных школьных предметов.

В программе Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова четко прописаны предметные результаты освоения образовательной программы курса русского языка в 3 классе, следуя из этих заданий мы и подбираем задания, которыми мы будем диагностировать уровень сформированности, а также повышать орфографическую грамотность.

Сформированная грамотность переходит в навык, который вырабатывается у обучающегося. Орфографический навык - рассматривается как «автоматизированный компонент» сознательной речевой деятельности человека в условиях протекания ее в письменной форме. [3, с . 431].

По словарю С.И.Ожегову умение – способность выполнять какую-то работу. Орфографический навык является сложнейшим умением. Навык формируется в результате систематических упражнений и основывается на письменных навыках. Немаловажным является  умение распознавать морфемный состав слов, на анализе слов с фонетической стороны, а также умении пользоваться соответствующим ей правилам. Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен повысить мотивацию для формирования орфографической грамотности на письме у обучающихся.

Мотивация орфографической грамотности реализуется через:

а) возбуждение и развитие познавательных интересов посредством поощрения, увлечения, понимания логики правописания, его системы;

б) использование занимательных материалов, соревнование, применение игровых приемов, конкурсов, викторин, олимпиад, выставок и пр.;

в) отбор дидактического материала – яркого, высокохудожественного, разнообразного, интересного детям;

г) повышение уровня самостоятельности и активности школьников в учебном процессе, поисковых методик, самоконтроля и самооценки, чтобы дети видели свои успехи;

д) высокий уровень педагогического такта в системе контроля и оценки знаний и умений учащихся. Последнее условие предполагает чутье учителя в отношении тех ошибок, которые выходят за рамки изученных детьми правил орфографии [2, с. 241].   

Орфографическая грамотность обучающихся – это одна из актуальных проблем, которая стоит в образовании  на протяжении всего ее исторического развития. Но, вопреки тому, что прошло уже достаточно много времени, проблема орфографической грамотности в настоящее время  не решена и вряд ли будет решена окончательно.

Орфографическая грамотность предусматривает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого «орфографического навыка», который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это необходимо.

В наибольшей степени причина низкой орфографической грамотности обучающихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.

Отсутствие соответствующих умений считают важной причиной орфографических ошибок.

Как проводится мониторинг орфографической грамотности у обучающихся?

Многие учителя задаются вопросом: «Как же проверить орфографическую грамотность у обучающихся»? Для этого существует ряд самостоятельных, проверочных, контрольных работ; сочинения, изложения, а также работы, предложенные автором учебника «проверь себя».

Сейчас я предлагаю рассмотреть некоторые задания из учебного пособия Н.С.Ульяновой. В данном пособии представлены дифференцированные задания, предназначенные для проведения проверочных работ по основным разделам программы по русскому языку для 3 класса: «Наша речь», «Текст», «Предложение, «Слово», «Звуки и буквы», «Части речи». Имеются три уровня сложности, обозначенные буквами А, Б и В. Задания составлены таким образом, что учитель может предложить их отдельному ученику, группе учащихся или всему классу. Это позволяет реализовывать дифференцированный подход в обучении и своевременно определять качество усвоения материала на обязательном и более высоком уровне. Выполнение данных заданий даёт возможность школьникам отработать полученные навыки, а также побуждает их к осуществлению различных мыслительных операций: сравнению, обобщению, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации. А возможность выбора задания создаёт предпосылки успешности выполнения работы. Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС и программой по русскому языку для начальной школы [4, с. 87]

ТЕКСТ А

• Спиши текст. Определи тип текста, запиши.

Ёжик Раз папа принёс ёжика. Ёж скрутился клубком. Дети поставили ему блюдце с молоком. Ёжик начал есть. Утром ёж пропал. Дети заглянули под стол, под шкаф. Нет ёжика. Пошёл дождь. Бабушка хотела надеть сапожки. А там ёжик сидит. По С. Уразову

ТЕКСТ Б

• Составь предложения из слов, запиши получившийся текст и озаглавь его. Вставь пропущенные буквы там, где это необходимо. 1) подошли, к, мы, болоту, скоро 2) поросло, ре..ким, оно, с..сняком 3) коч..ках, румянилась, на, клюква, м..ховых 4) поднялась, уток, диких, с, стая, шумом 5) прол..тели, и, утки, за, ни..ко, д..ревьями, над, з..млёй, скрылись 6) набрали, корзину, целую, мы, клюквы, и, болота, с, ушли

ТЕКСТ В

• Составь и запиши небольшой текст на тему «Кого можно назвать воспитанным человеком?». Определи тип текста, запиши.

Подводя, можно сделать вывод о том, что разноуровневые задания формируют орфографическую грамотность и задания такого типа нужно использовать на уроках русского языка и начинать это нужно уже с начала обучения, то есть с начальных классов.

Список используемой литературы

  1. [Рабочая программа по русскому языку (1–4 классы) система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова (В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова].
  2. [М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосоновская методика русского языка в начальных классах, 3-е издание, стереотипное Москва. Издательский центр «Академия» 2007, 240-241с].   
  3. [Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ковпо спец. №2121 «Педагогика и методика нач.обучения». – М: Просвещение,1979,-431с].
  4. Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс / Сост. Н.С.Ульянова. – М.: ВАКО, 2013. – 96 с. – (Дидактические материалы).
  5. Толковый словарь С.И.Ожегова [http://endic.ru/ozhegov/Umenie-36857.html].