Учимся создавать образ (по эпизоду рассказа А.П.Платонова «Юшка»)

Разделы: Литература

Ключевые слова: А.П.Платонов «Юшка»


Цели урока:

  • создать образ героя рассказа;
  • выявить связь между характером героя и его внешностью, одеждой, предметами мебели, речью.

1. Оргмомент.

Здравствуйте! Меня зовут Нюргустана Гавриловна. Рада Вас сегодня видеть на нашем открытом уроке. Перед вами лежит текст, таблица, которые нужно будет заполнить, тетради, ручки, простые карандаши. У всех есть?

- Давайте начнем урок. Что такое ОБРАЗ? Какие ассоциации приходят?

(ответы детей записать на доске).

2. (слайд 1) А теперь посмотрим, что означает слово «образ» в литературоведении.

– Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.

– Как по-вашему, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Постарайтесь сформулировать цель нашего урока.

(слайд 2) – Тема урока и цели.

- Поможет нам в этом рассказ Андрея Платоновича Платонова «Юшка».

3. Чтение рассказа. Работа с текстом. Дети читают и по ходу чтения САМОСТОЯТЕЛЬНО заполняют таблицу.

Внешность

Интерьер

Одежда

Поступки

По описанию внешности понятно, что жизнь Юшки была тяжелой, нерадостной. Он неграмотный, беззащитный, чаще всего грустный

Юшка жил на кухне, где мебель была простой, деревянной.
Он был бедным и неприхотливым

Судя по одежде, герой был трудолюбивым, несостоятельным, одиноким человеком (одежда)

 

4. Вывод. Какой образ Юшки получился?

5. - Вам интересно узнать, что дальше стало с нашим героем? (Чтение)

6. - Какие чувства вызвало у вас это произведение?

7. Подвести к понятию «антитеза».

Встреча Юшки с детьми.

- Каким предстает перед вами Юшка? А дети?

Дети
(Что делали?
Как вели себя?)

Юшка (Что делал? Что чувствовал?)

…переставали играть, бежали, кричали
…поднимали ветки и бросали…
…снова окликали, бросали, трогали и толкали
…опять толкали и кидали комья земли
…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки
…делали слишком больно
радовались

…ничего не отвечал и не обижался
…шел тихо и не закрывал лицо
…шел и молчал
…не трогал и не отвечал
…говорил

Радовался.

- Дети и Юшка ведут себя в по-разному. Назовите одним словом.

Как называется литературный приём, который указывает на противоположные качества, признаки? Антитеза в поведении героев.

(Слайд 3) (Записать в тетради) Антитеза - это резкое противопоставление понятий, положений, образов, понятий, положений, образов.

8. Берем 3 вопроса.(В ПАРАХ) задания с взаимопроверкой, дать установку на время

1. Юшка не разгневался на несправедливость прохожего, а только рассердился, потому что:

А) был пуглив от природы

Б) был очень добр по природе

В) притерпелся к человеческой жестокости

2. Странность Юшки объясняется:

А) его незащищенностью

Б) безотказностью

В) безграничной добротой.

3. «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:

А) ушел добрый человек, терпимый к слабостям других;

Б) не на ком стало срывать зло и обиду;

В) это был человек, который брался за всякую работу.

- У кого совпали ответы?

- У кого другой? Давайте вас послушаем. Как ответили вы?

9. Итог урок.

– Давайте подведем итог нашего занятия?

- Что такое образ? (Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.)

- Что влияет на создание образа? (внешность, интерьер, одежда, поступки)

Что главенствует? Внешность или поступки? (поступки)

- Есть ли в нашем обществе люди, которые нуждаются в помощи, поддержке? Как можем помочь им? (да)

10. Творческое домашнее задание. Письменно дать ответ, как сложилась бы судьба Юшки, если бы дети и взрослые были бы к нему добрее.

11. Отзыв-рефлексия.

1) поделиться впечатлением от прочитанного;

2) повлиять на чувства и мысли тех, кто ещё не читал этого произведения;

3) поставить вопросы, которые можно обсудить в классе;

4) поразмышлять над теми проблемами, которые затронуты в произведении. (прочитать отзыв)