Применение образовательных компьютерных игр, программ и ресурсов во взаимосвязи со школьной программой по географии

Разделы: География

Ключевые слова: география, электронные образовательные ресурсы


ВСТУПЛЕНИЕ

С учетом текущего развития общества, ныне тесно связанного с ИТ и медиапродуктами, задачей каждого учителя стало использование различных технологий и внедрение их в классический учебный процесс. Эволюция Интернета и компьютерной техники нашла свое отражение в наличии множества гениальных приложений и программ, сочетающих в себе легкую для восприятия форму информации и предельную точность скрытых под ней знаний. Современный учитель, желающий достичь вершин образовательного процесса, как можно в большей степени заинтересовать обучающихся и расширить свой личный образовательный инструментарий, в обязательном порядке должен первым рассмотреть имеющиеся информационные продукты, подойти к ним с критической оценкой и задуматься об их внедрении в учебный план или порекомендовать школьникам обратить внимание на данные ресурсы во внеучебное время.

Национальный проект Российской Федерации «Образование» (реализация 01.01.2019 – 31.12.2024) [1] выдвигает в качестве основного приоритета становление «современной школы». Основными задачами проекта является внедрение новых методов обучения и образовательных технологий, что подкрепляется разделом «цифровая образовательная среда» проекта и соответствующей задачей по созданию современной образовательной среды. Указанные задачи требуют значительных финансовых затрат, и было бы абсолютным упущением оставить в тени уже готовые и открыто доступные продукты информационной сферы.

Так, следует упомянуть действующий с 2006 года портал «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [6], уже 15-ый год служащий широчайшей теоретической и методической базой для учеников, родителей и учителей.

Интересным ресурсом в помощь школьникам по точным наукам является сайт «Задачи» [9], действующий с 2004 года. Сайт содержит множество типовых и развивающих задач.

Неотъемлемым помощником по науке русского языка является портал «Грамота.ру» [5], созданный при финансовой поддержке Министерства Российской Федерации по делам печати. Инструментарий портала поистине обширный, содержит как чисто практические, так и игровые элементы.

Известно множество узконаправленных прикладных ресурсов, таких как, например, онлайн-справочник «Теория эволюции как она есть» [4], раскрывающий все аспекты истории развития жизни на Земле.

Школьник, способный правильно использовать обилие продуктов информационной сферы при изучении той или иной школьной дисциплины, может претендовать на более успешные учебные показатели, в частности, успеваемость. В действительности, к таким выводам пришли специалисты образования, исследовавшие интернет активность детей и эффективность использования Сети. Галина Солдатова, профессор факультета психологии МГУ, член-корреспондент Российской академии образования, сказала: «Результаты совпадают с данными наших зарубежных коллег. В Соединенных Штатах и в Австралии ученые показали: у детей, которые активно пользуются интернетом, успеваемость выше, чем у их сверстников» [2].

Согласно исследованию «Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России» (Г.Солдатова, Е.Рассказова, М.Лебешева, П.Роггендорф) [1] 72 % Российских школьника практически ежедневно пользуются Интернетом (Рис. 1).

Рис. 1

Неоспоримо, что с учетом подобной массовой увлеченности информационной сферой, задачей каждого учителя должно стать направление школьников к положительным сторонам Интернета, к использованию положительных тенденций информатизации, обучение школьников так называемой цифровой грамотности. Только при таком подходе возможно и нивелирование всем известных рисков и вреда от Интернета, и использование его во благо образовательным целям. В частности, оставив в стороне действительную пользу информационных порталов, широко известен факт положительного эффекта на мотивацию к обучению при использовании учителем образовательных игр. Данный факт доказан еще 2009 году в Греции [18]. Школьники, в процесс обучения которых были внедрены тематические игры по географии, достигли лучших учебных показателей, по сравнении со сверстниками, обучающихся по традиционной программе. Указанные результаты исследования позже подтверждены опытом и других стран: Турция, 2009 год [16] и Канада, 2009 год [17].

Какие образовательные игры, программы и ресурсы по географии доступны нашим школьникам? Их можно использовать не только на уроках, но и дистанционно, что особенно актуально в наши дни.

1. Ресурс «Google Карты» [10] и «Google Планета Земля» [11]

Геосервис «Google Карты» – это принципиально новый интерактивный и масштабируемый инструмент, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки географических данных. Этот ресурс - превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Возможно создание виртуальных экскурсий, копирование фотографий, запись видео. Платформа «Google Карты» позволяет заниматься изучением архитектуры городов, выполнить быстрый географический анализ, проектировать. Перемещение в нужное место обеспечивает мгновенное понимание рельефа территории, размеров участка Земли и его удаленности. Сервис "Мои карты" ресурса Google Карты позволяет создавать и изменять собственные карты, а также предоставлять к ним доступ другим пользователям, публиковать карты в Интернете, что делает сервис серьезным конкурентом классических контурных карт, а возможно и заменит их в недалеком будущем.

Краткое описание платформы «Google Планета Земля» на официальном сайте говорит само за себя. Это действительно самый подробный глобус в мире. Есть поддержка VR (очков виртуальной реальности), что позволяет практически «воочию» погрузиться в изучение нашего мира, не выходя из дома.

2. Seterra - Географические Онлайн игры [7]

Seterra представляет собой более100 дидактических игр и интерактивных упражнений, в увлекательной форме обучающих знанию стран и их столиц, материков и океанов, государственных флагов и городов всех континентов.

3. Онлайн сервис Wordart для создания облака слов из предложенного текста [13].

При помощи сервиса Wordart.com можно визуализировать текст. Применение интернет-ресурса имеет ряд преимуществ: тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний, «облако» слов может выступать и в качестве опорного конспекта урока. Сервисом можно воспользоваться для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии, помочь запоминанию ключевых слов (терминов, понятий). Не исключено использование онлайн сервиса для проведения внеклассных мероприятий по географии. Сервис поддержтивает Кириллицу. Созданной работой можно поделиться с использованием ссылки. Можно получить код для встраивания облака на страницы сайтов, блогов. Можно сохранить работу в формате PNG или просто распечатать на бумаге.

4. Интерактивные плакаты с использованием сервиса Genial.ly [12]

Genial.ly - онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента. Интерактивный плакат – способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток ("горячих точек") прикрепляются ссылки на веб-ресурсы и интернет-документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, слайд-шоу, игры, опросы и т.д. Количество создаваемых работ не ограничено. Создание интерактивного контента - бесплатное. Готовую работу можно встроить на страницу сайта или блога. Главное достоинство такого плаката - его интерактивность. Для индивидуальной работы обучающийся сможет познакомиться с информацией в любом удобном для себя порядке и открывать только интересующие его материалы. Ресурс можно использовать как в урочной (в режиме обучения или для проверки знаний учащихся), так и во внеурочной деятельности

5. Игра «География мира» [14]

«География Мира» - это викторина, которая поможет вам узнать обо всех странах такие особенности, как: местоположение, флаги, столицы, население, религии, языки, национальные валюты и многое другое. Эта викторина поможет вам изучить географию в легкой и приятной форме.

6. Geography Quiz Game 3D / Игра - География Викторинa 3D [15]

Забавная игра для всех любителей викторин по географии и игр на скорость/ Игра Geography Quiz Game 3D отлично подходит для получения новых знаний из географии.

7. GMT [8]

GMT (Generic Mapping Tools – Универсальные Картографические Инструменты) – свободный набор программ с открытыми кодами, предназначенных для обработки и отображения двумерной и трёхмерной информации, растеризации, фильтрации и других алгоритмов обработки изображения, а также отрисовки различных картографических проекций. Пакет GMT работает под операционными системами семейства Linux, Microsoft Windows и Mac OS X. Также пакет GMT содержит программы для конвертации и импорта различной информации (спутниковых снимков, цифровых моделей рельефа), доступной из других источников. Выходным форматом данных для пакета служит формат PostScript (PS) или Encapsulated PostScript (EPS). В пакет GMT включен обширный свободно распространяемый набор картографических данных GSHHS, включающий береговую линию, реки, административные границы и другие географические объекты.

Список использованных источников

  1. «Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России», Г.Солдатова, Е.Рассказова, М.Лебешева, П.Роггендорф, 2019 год - https://istina.msu.ru/publications/book/8799799/
  2. Интернет издание газеты Комсомольская правда, 11.10.19 1:02 - https://www.spb.kp.ru/daily/27040/4105236/
  3. Сайт Минпросвещения России, Национальный проект «Образования» - https://edu.gov.ru/national-project
  4. Сайт онлайн-справочника «Теория эволюции как она есть» - http://evolution.powernet.ru/
  5. Сайт портала «Грамота.ру» -http://gramota.ru/
  6. Сайт портала «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» -  school-collection.edu.ru/
  7. Сайт портала Seterra - https://online.seterra.com/ru.
  8. Сайт портала GMT -  https://www.generic-mapping-tools.org/.
  9. Сайт ресурса «Задачи» - http://www.problems.ru/
  10. Сайт ресурса «Google Карты» - https://www.google.ru/maps.
  11. Сайт ресурса «Google Планета Земля» - https://earth.google.com/.
  12. Сайт сервиса Genial.ly - https://Genial.ly.
  13. Сайт сервиса Wordart - https://Wordart.com.
  14. Ссылка на игру «География мира», Google Play Market - https://play.google.com/store/apps/details?id=com.age.wgg.appspot&hl=ru.
  15. Ссылка на игру «Geography Quiz Game 3D», Google Play Market - https://play.google.com/store/apps/details?id=com.Geography.Quiz.Game&hl=ru.
  16. Статья «Влияние компьютерных игр на успеваемость и мотивацию младших школьников при изучении географии», Hakan Tuzun,  Yilmaz Soylu, Meryem  и Turkan Karakus Yılmaz и Yavuz Inal и Gonca Cumaoğlu, 2009 год - https://www.researchgate.net/publication/220140234_The_effects_of_computer_games_on_primary_school_students'_achievement_and_motivation_in_geography_learning
  17. Статья «Игровая география: развивающие игры и развитие грамотности в 4 классе», Heather Lotherington и Natalia Ronda, 2009 год - https://www.researchgate.net/publication/277174633_Gaming_geography_Educational_games_and_literacy_development_in_the_Grade_4_classroom
  18. Статья «Цифровое игровое обучение в Высшей школе информатики: влияние на эффективность обучения и мотивацию учащихся. Компьютерное образование», Marina Papastergiou, 2009 год - https://www.researchgate.net/publication/223301305_Digital_Game-Based_Learning_in_high_school_Computer_Science_education_Impact_on_educational_effectiveness_and_student_motivation