Воспитание экологической культуры школьников при проведении внеклассной работы

Разделы: Внеклассная работа, Экология

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, природа Таймыра


Экологическое воспитание сегодня — это формирование в сознании школьников знаний об окружающем мире, основанных на собственном опыте. При этом углубляются и расширяются экологические знания; прививаются простейшие экологические навыки и умения (поведение, познание, преобразование). И, как результат, формируется чувство бережного отношения к природе. Экологическое воспитание будет наиболее успешным, если содержание внеклассной работы связать с жизнью, с проблемами, которые решает страна, регион или конкретный город. Важно, чтобы внеклассная работа по экологическому воспитанию соответствовала возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов. Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, нужно предусмотреть смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.

Считаем, что краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры школьников является ведущим. Представленные мероприятия создают условия для обогащения знаний учащихся о природных ресурсах Таймыра, способствуют воспитанию осознанного ценностного отношения к природе и истории своей малой родины, развитию экологического мышления учащихся.

1. Интерактивная экскурсия по выставке «Дети Земли»

2. Интерактивная экскурсия по выставке «Человек и природа. Формула успеха»

3. Интегрированное мероприятие «Экологический проект «Спаси планету»

I. Интерактивная экскурсия по выставке «Дети Земли»

Тематическая экспозиция экологического и краеведческого содержания.

Содержание выставки показывает, особенности природы Таймыра, традициями, бытом и культурой коренных народов Таймыра.

Участники экскурсии: учащиеся 1–11 классы.

Цель: Расширить знания детей о природе и коренных народах Таймыра.

Задачи:

  • Формировать представление о природных условиях и богатстве своём крае.
  • Познакомить учащихся с традициями, бытом и культурой коренных народов Таймыра с целью воспитание толерантного сознания.
  • Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам.

Практическая значимость: применение полученных знаний в различных видах деятельности.

Оборудование: презентация, разработки творческих заданий.

Этапы:

I. Обзорная экскурсия по выставке «Дети Земли» - 20 минут

II.Творческие задания к выставке «Дети Земли» - 20 минут

III. Рефлексия и подведение итогов. – 5 минут

I. Обзорная экскурсия по выставке «Дети Земли» (20 минут)

Сегодня мы побываем на выставке, которая называется «Дети Земли». Здесь вы увидите много интересных предметов, которые откроют вам свои тайны и секреты. В ходе нашего путешествия вы узнаете о людях и их занятиях, о животных и природе Севера. Ребята, а еще вы сможете попасть в необычный мир загадок и попробовать их разгадать вместе с нами.

А начнем мы нашу экскурсию с просмотра сказки «О гагаре».

Прослушав сказку вы должны в ответить на вопросы: Почему северные народы обожествляли гагару и черного ворона?

Раздел первый – «Животные тундры". Экспонаты: ворон, казарка, гагара, куропатка, полярная сова, росомаха, песец. Основная задача экспозиции, показать особенности животного мира тундры.

Гагара. Вода — родная стихия для гагар. Здесь они добывают корм — рыбу, ракообразных, водных насекомых, здесь же отдыхают, спят. На плаву протекает их семейная жизнь, подрастает потомство. Больше всего эти птицы любят селиться на озерах. Гагары — непревзойденные пловцы и не прочь поспорить с волной, разгулявшейся на открытых просторных плеса. У плывущей гагары из воды, точно перископ, выглядывает лишь шея с головой. Зато на суше гагары передвигаются с великим трудом, ползая на брюхе, отталкиваясь лапами и помогая себе крыльями. Поэтому и гнезда строят на расстоянии не более метра от воды. Ископаемые гагары известны с верхнего мела, следовательно, эти птицы появились на Земле на исходе века динозавров. [8]

Итак, гагара взяла кусочек земли со дна океана и сотворила окружающий нас мир. Гагара сотворила окружающий нас мир, то есть природу (например, животных (показ): чаек, росомаху…)

Вот перед вами полярная сова. Полярная сова — самая крупная птица из отряда совообразных в тундре. Голова круглая, радужина глаз ярко-жёлтая. Самки крупнее самцов. Длина тела самца может достигать 55—65 см, масса — 2—2,5 кг, самки, соответственно, 70 см и 3 кг. Размах крыльев составляет в среднем 142—166 см. Окраска покровительственная: для взрослых птиц характерно белое оперение с тёмными поперечными пестринами. Белое оперение полярной совы маскирует ее на фоне снега. У самок и молодых птиц пестрин больше, чем у самцов. Птенцы коричневого цвета. Клюв чёрный, почти до конца покрыт перьями—щетинками. Оперение ног похоже на шерсть, образует «космы». [7]

Росомаха. Крупный представитель подсемейства куньих. По размерам уступает только калану. Масса тела 9—18 кг, длина 70—86 см, длина хвоста 18—23 см. Внешне росомаха напоминает скорее медведя или барсука — тело у неё приземистое, неуклюжее; ноги короткие, задние длиннее передних, из-за чего спина росомахи дугообразно изогнута кверху. Голова большая, морда удлинённая, имеющая тупую форму. Хвост недлинный, очень пушистый. Ступни ног несоразмерно велики — 10 см в ширину и 9 см в длину, что позволяет росомахе легко передвигаться по глубокому, рыхлому снегу. Когти большие, крючковатые. Зубы мощные, имеют острые грани. Росомаха — сильный, осторожный и в то же время дерзкий зверь, ведущий одиночный образ жизни. Лишь изредка, например, около крупной падали, может временно собраться несколько особей. Логово росомаха устраивает под вывороченными корнями, в расщелинах скал и других укромных местах; кормиться выходит в сумерки. В отличие от большинства куньих, ведущих оседлый образ жизни, росомаха постоянно кочует в поисках добычи по своему индивидуальному участку, занимающему до 1500—2000 км². Росомаха всеядна. Часто поедает остатки добычи волков и медведей. Росомаха в большом количестве ловит зайцев-беляков, а также боровую птицу (тетеревов, рябчиков и пр.) и мышевидных грызунов. Реже охотится на крупных копытных; её жертвами обычно становятся молодые телята, раненые или больные животные. Может отбить добычу у других хищников. Нередко разоряет зимовья охотников и похищает добычу из капканов. Летом поедает птичьи яйца, личинок ос, ягоды и мёд. Ловит рыбу — у полыней или во время нереста; охотно подбирает снулую рыбу. [5]

Ворон. Умная птица. Сценка (слова ворона). Я – ворон и глава вороньего семейства, от которого произошли люди. У меня большая семья, я защищаю своих детей – людей от злых духов. Именно я стал главным учителем людей, научил их говорить, охотиться и ловить рыбу. Я помогаю шаманам. Крупная осторожная птица значительно больше вороны (вес 1,1-1,3 кг), черная с металлическим блеском. Хвост клиновидной формы. Голос – громкое <крук-крук>, у молодых - <каа... каа...>.Всеядная птица. Главное место в питании занимает падаль. В этом отношении ворон важен как санитар. Питается также мелкими грызунами, птицами, их яйцами и птенцами, рыбой, различными беспозвоночными. Зимой вороны часто прикочевывают к городам и вместе с сороками и воронами кормятся на свалках. [2]

Получается, что гагара сотворила окружающую среду, а ворон людей.

А люди для того чтобы выжить начали охотиться, разводить оленей и заниматься собирательством, пушным промыслом.

Раздел второй. «Промысловое животноводство»

Экспонаты: песец, куропатка, рога оленя. Задачи – показать, роль животных в жизни народов тундры.

К традиционной хозяйственной деятельности народов относятся: животноводство, в том числе оленеводство; переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, окостенелых рогов, копыт, пантов, мяса, субпродуктов; собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).

Песец, или полярная лисица — хищное млекопитающее семейства псовые. Сравнительно небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. Длина тела 50—75 см, хвоста — 25—30 см, высота в холке — 20—30 см. Средняя масса тела самца — 3,5 кг, максимальная — до 9 кг, самки — 3 кг. В отличие от лисицы, тело у песца приземистое, морда укороченная; уши закруглены, слабо выступают из зимней шерсти (это предохраняет их от обморожения). Название вида — lagopus — в переводе с греч. «заячья лапа», поскольку подошвы лап у песцов покрыты жёсткими волосами. [2]

Вот вам и куропатки. В своих зимних маскхалатах. Белая куропатка — птица подсемейства тетеревиных, отряда курообразных. Обитатель тундры, тайги и лесов Северного полушария. Длина тела 35—38 см; весит 400—700 г. Среди остальных курообразных белая куропатка выделяется ярко выраженным сезонным диморфизмом: её окраска различна в зависимости от времени года. Зимнее оперение у неё белое, за исключением чёрных наружных хвостовых перьев, с густо оперёнными ногами.

Люди занимались не только охотой, но и держали домашних животных – оленей. Вот здесь представлены рога оленей. А вы можете представить себе оленя целиком? Ребята, давайте сейчас попробуем представить размеры оленя: какой он в высоту? В длину? (1,5 м в высоту и 2м в длину).

Олень играет большую роль в жизни людей Севера. Именно поэтому оленеводство является их основным занятием. Как вы думаете, для чего нужен людям олень? Как он помогает людям? Олень травоядный или хищник?

Северный олень. Это крупный зверь с массой тела до 220 кг. Шея у них удлинена, а ноги чуть более короткие, чем у других оленей. Из-за этого северные олени кажутся менее грациозными. Их особенность в том, что рогами обладают все животные: и самцы, и самки. Другая особенность - необычайно широкие копыта, причем пальцы, образующие их подвижны. Это значительно облегчает перемещение по болотистым и заснеженным местам.

Как приспособился северный олень к жизни в суровых условиях? Приспособление оленей к суровым северным условиям является также особое строение зимнего меха. Дело в том, что волосы имеют полую сердцевину, заполненную воздухом, что делает мех хорошим теплоизолятором. Правда минусом таких волос является их ломкость. А вот на ногах олень имеет особый мех - «камус», очень плотно прилегающий к шкуре, благодаря чему к ним не пристаёт снег. Зимой животным не страшны даже самые сильные морозы, однако к жаре они приспособлены гораздо хуже: при температуре +15°C им становится тяжело дышать, а мех взъерошивается.

А для того, чтобы олени были сильными и здоровыми, им нужно хорошо питаться. Олени питаются оленьим мхом – ягелем, осокой, злаками и грибами. Найдите грибы с экспозиции представлены грибы которые растут на Таймыре, участники экскурсии должны найти и определить их названия. (лисички, опята, грузди, сыроежки, белый гриб, опята, подосиновики и подберезовики)

Раздел третий. «Растения тундры"

Экспонаты – злаковые растения, кустарнички, ветки карликовой березы и ивы, олений мох. Задачи – показать использования растений в жизни коренных народов

Северные народы, помимо оленеводства и охоты еще занимаются собирательством. Они собирают ягоды, грибы, а также лекарственные травы. Растения тундры обладают всеми полезными свойствами для жизни людей и могут вылечить их от разных болезней.

Сейчас мы с вами находимся у самого загадочного места, потому что нам предстоит отгадывать загадки [6], ответы на которые вы найдете в этой витрине.

Мы бываем разные
Голубые, красные
Мы на кустиках растем
Ешьте нас полярным днем
(ягоды)

Что за желтые малинки
По болотам, да в низинке?
Присмотрись ты к ней немножко,
Это ягода - ….. (морошка)

В тундре кустики рядочком
На полянках и на кочках
Ну-ка, ну-ка посмотри-ка
Под ногами …. (голубика)

Красных ягодок ковер
Раскатился вдоль озер.
На кусточках, погляди-ка,
Спеет кислая … (брусника)

У болот и у озер,
И на склонах мшистых гор
Словно сладкие поля –
В синих ягодах земля!
(Черника)

Дети, скажите, для чего людям нужны ягоды, что они с ними делают? (лекарство, еда, краска)

Раздел четвертый. «Рыболовство»

Экспонаты: лодка, весло, сеть. Задачи - показать многообразие рыбных ресурсов Таймыра.

Люди Севера занимаются не только охотой, оленеводством, собирательством, но и рыболовством. Это вы можете понять по лодке. Это всего лишь небольшая ее часть. На самом деле она в 3 раза больше. Давайте отмеряем ее шагами. Для управления лодкой нужно….. что? Почему оно такое длинное? (лодкой управляют стоя или на коленях).

Какие виды рыб водятся водоемах Таймыра?

Уникальны и рыбные богатства Таймыра. Рыбы состоят из представителей лососевых и осетровых. К семейству лососевых относятся ряпушка, омуль нельма, тугун, сиг, муксун, чир, таймень, к семейству осетровых - осетр, стерлядь и костырь. В реках и озерах водятся такие ценные виды рыб, как хариус, корюшка, налим, щука, плотва, окунь и др. Основными представителями водной фауны Таймырского полуострова являются сиговые, которые включают в себя большое число видов и разновидностей.

Муксун - пресноводная рыба из семейства лососёвых, рода сигов. В длину может достигать до 75 сантиметров, а весом до 8 килограммов. Встречается в реках Сибири, опреснённых заливах Северного Ледовитого океана, а также в озёрах полуострова Таймыр. Рацион состоит из моллюсков и придонных ракообразных.

Другой промысловой рыбой является осётр. Это пресноводная рыба из одноименного семейства. Длина тела достигает 3 метров, масса тела - до 200 кг. Существует 16-18 видов, из которых некоторые занесены в Красную книгу.

В промысловом отношении рыбы эти весьма ценны: кроме вкусного и весьма ценного мяса, от них получается громадное количество икры, представляющей один из наиболее ценных рыбных продуктов, плавательные пузыри, дающие высокого качества рыбий клей, и спинная струна, употребляемая в пищу под названием вязиги. Мясо идёт в продажу в свежем виде, а также мороженом, солёном, вяленом и копчёном.

Раздел пятый. «Быт и художественный промысел коренных народов Севера»

Гордостью выставки являются этнографические коллекции, характеризующие жизнь быт и культуру коренных народов полуострова Таймыр - нганасан, энцев, ненцев, долган, эвенков. Особый интерес представляют культовые коллекции амулетов, комплект костюма, а также одежда обувь, вышивка, детские игрушки, выполненные из природного материала, модель чума. Задачи – познакомить посетителей с бытом художественным промыслом народов севера.

Для того чтобы не замерзнуть во время охоты или рыбной ловли в наших суровых зимних условиях, необходимо было тепло одеваться. Одежда была не только повседневная, но и еще нарядная. У разных народов одежда отличается, например, это – парка нганасан, а это – одежда с бисером долган. Если вы посмотрите внимательно, то увидите отличия. Какие? (узоры, орнаменты, вышивка).

Одежда северных людей бывает разная. Зимняя одежда— обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора.

Женская одежда, так же двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым во время работы легко высвобождают руки.

Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребенка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. [4]

А вот это – дело рук человека. Также с особой заботой, северные хозяйки ценили иглы для шитья. Они всегда носили их с собой в специальных игольницах. Та, у которой были иголки, считалась главной в семье. Женщины шили одежду и украшали ее особыми узорами. Мужчины делали посуду и другие предметы, нужные в хозяйстве. И мастерить они начинали с самого детства. Дети сами делают себе игрушки. Например, это сделал нганасанский мальчик. Все эти вещи люди перевозили с собой, вместе со своим жилищем (показ чума). Посмотрите набалок (прицеп) и чум. Это жилище северных народов.

Раздел шестой. «Шаманизм»

Экспонаты: бубен, элементы ритуала шамана. Задачи – рассказать посетителям о роли шамана в жизни народов Таймыра.

Шаман – это такой человек, который может предсказать будущее, сообщить о приближающихся несчастьях, отослать свою душу очень далеко, узнать, где что происходит. Шаман считался исцелителем болезней, способным изгнать злых духов. А также шаман считался проводником между людьми и природой. Бубен шамана считался священным и никто не мог к нему прикасаться. Но почитаемыми были также и вещи, которые создала сама природа, если они походили на животных или человека. Здесь вы видите эти фигурки (показ на голову птицы). На что похожа эта фигурка?

Наше путешествие подошло к концу и сегодня вы узнали, что у северных народов много очень интересных занятий. И это еще не все, поскольку наш мир многообразный и особенный, его еще нужно изучать и изучать, а значит сохранять и бережно относится к нему! Ведь не зря же мудрый и хитрый ворон создал людей, а все для того, чтобы они наблюдали и следили за планетой.

II. Творческие задания к выставке «Дети Земли»

Команды выполняют предложенные им задания, и представляют отчет.

Творческое задание команде «Мастерица»

Задачи: изготовьте кулон оберег используя бисер и схемы-рисунки.

Ответьте на вопрос: «Для чего делали обереги?»

Оберег – предмет, обладающий колдовской способностью оберегать владельца.

Обереги издавна защищали людей от злых духов, от болезней и несчастий. Они расшивались орнаментом. Например: на детскую одежду в старину нашивали колокольчики, чтобы отпугнуть злых духов. Обереги спасали ребёнка от разных напастей. Чтобы ребёнок в будущем был ловок, смел и удачлив, ему изготавливали обереги подвески в виде солнышка или обереги куклы. Обереги придавали человеку духовную силу, а она давала возможность выживать на севере.

Оберег своеобразный кулон, который обязательно должен доходить до солнечного сплетения, так как в древности считалось, что через это место душа человека может покинуть его, а оберег должен закрывать, оберегать солнечное сплетение, для того чтобы ни какие злые силы не проникали в человека.

Творческое задание команде «Шаман»

Задача: Представьте себе, что один из членов вашей экспедиции заболел. Шаману и его помощникам нужно придумать и исполнить заклинание и вылечить его. Ответьте на вопрос: «Какую роль выполняет шаман?»

Шаман. Шаманы, зная о духах, животных, растений и их свойствах используют их для лечения и других целей. Шаманы научились заваривать и настаивать одни растения и сжигать другие, чтобы воспользоваться очищающими свойствами дыма. Шаман в суконном платье, к спине которого были привешены цепи, усаживался на шкуры в чуме, а присутствующие стояли по обеим сторонам от него по окружности чума. Разжигали большой костер, сушили возле него бубен, чтобы “был звонче”. Когда шаман надевал священный амулет, все присутствующие в голос кричали: “Гой!”, а затем долго перекликались порознь: “Гой! Гой! Гой!”. Сидя на своем месте, он сначала озирался, поводя глазами вверх и вниз, затем брал бубен, тихо колотил в него палкою, усиливая звук, или изо всей силы, вскочив со своего места, начинал беситься по чуму, ломался, бросив бубен в сторону.

Ритмичные удары шамана в бубен, ритуальные кличи, заклинания, ответные коллективные звукоподражания - это множество звуков имело свой неповторимый тембр. Ритм в музыке первобытных людей считался важнейшим средством музыкальной выразительности. [3]

Творческое задание команде «Строителей»

Задачи: изучите текст «Строение чума» и постройте его макет. Расскажите об убранстве чума внутри.

Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, (которые обвязывают вверху тонкими корнями или тальниковыми прутьями). Затем на них накладываются другие жерди, тоже гладкие и без сучьев. Общее количество жердей от 26 и выше, в зависимости от размеров чума и количества людей, проживающих в этой семье.

Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием (летом оно тонкое ровдужное или берестяное), предварительно привязав один конец покрытия к остову чума, а второй конец — после, натягивая его.

На концах покрытия имеются тесемки для привязок. После этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.

Внутри чума расположение следующее: слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами; по бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других мелких работ в берестяных коробках или меховых сумках (игольницы, нитки из сухожилий, различные лоскутки, бисер, ножницы, дощечки для кройки меха и др.) Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. (За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу), а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее. Рядом с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты. Летом в чуме костер обычно не разжигают, только кладут дымокур, а еду варят на улице у большого костра. Только в дождливую погоду, когда становится прохладно, иногда разжигают костер в чуме. [10]

Творческое задание команде «Рыбаки»

Вам нужно накормить всю экспедицию, но случилась небольшая проблема, порвались рыболовные сети. Ваша задача починить их. Назовите известных вам рыб Таймыра.

III. Рефлексия и подведение итогов. – 5 минут

2. Интерактивная экскурсия по выставке «Человек и природа. Формула успеха»

Участники экскурсии: учащиеся 1– 1 классы.

Тематическая экспозиция экологического и краеведческого содержания.

Содержание выставки показывает, что взаимодействие с природой может быть успешным, несмотря на сложившуюся экологическую ситуацию.

Цель экскурсии: раскрыть специфику взаимоотношений Человека и Природы.

Задачи:

  • Определить аспекты влияния человека на естественную среду.
  • Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам.
  • Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю.

Оборудование: экспонаты выставки, карточки задания для младшего, среднего и старшего звена. Фотографии животных и растений.

Этапы:

I. Обзорная экскурсия по выставке «Человек и природа. Формула успеха» - 20 минут

II. Творческие задания к выставке «Человек и природа формула» - 20 минут

III. Рефлексия и подведение итогов. – 5 минут

Практическая значимость:  применение полученных знаний на уроках географии и биологии.

I. Обзорная экскурсия по выставке «Человек и природа. Формула успеха». (Продолжительность 20 минут)

Лозунгом экскурсии являются слова «Мысли глобально, действуй локально!» (Лозунг уже с самого начала подвигает учащихся к размышлениям о том, что стоит за влиянием человека на природу, какой вклад в сохранение окружающей среды может внести лично каждый)

Перед началом экскурсии перед учащимися ставиться проблема: «Совершая путешествие по выставке, каждый из вас должен открыть для себя формулу успешного взаимодействия Человека и Природы».

Итак, подробнее остановимся на разделах выставки.

Первая экспозиция - инсталляция «Есть контакт!» преобразования природы. На примере чаек – частых посетителей северных городов и мусорных свалок учащиеся определяют главную проблему городов – накопление мусора. Человек выступает субъектом взаимодействия с другими живыми существами планеты, своими действиями порой необратимо влияет на животный и растительный мир планеты. Деятельность человека порождает свалки, на которых селятся птицы и животные. Изменение природной среды непосредственным образом влияет на живую природу.

Особенность витрины – показаны современные взаимоотношение человека и животных.

Чайки образуют большие пронзительно вопящие стаи, а во время кочевок десятки тысяч птиц буквально затемняют небеса. Они превосходные мусорщики и приносят большую пользу, очищая пляжи, порты, берега рек и озер. Где бы серебристые чайки ни собирались, они всегда держатся вместе. Серебристые чайки предпочитают шумную тесноту колоний, где от одного гнезда до другого всего лишь 2-3 м, других больше привлекают приволье обособленного существования. Но в любом случае, гнездо служит центром охраняемого участка, который, занимающая его пара, считает своей исключительной собственностью. По типу питания серебристые чайки всеядны. В основном высматривают добычу с воздуха и питаются рыбой, но часто занимаются паразитизмом – грабежом, добывая добычу на различных мусорных свалках, особенно если там есть пищевые отходы. Поэтому они охотно посещают городские мусорные свалки. Серебристая чайка способна проглотить поразительно крупную добычу; кротов и крыс она заглатывает целиком. Голос серебристой чайки удивительно мелодичен. Подобно многим колониальным птицам, чайки очень крикливы. [9]

Второй раздел представлен инсталляцией «След». Позиция спасения.

На планете существуют экологические проблемы глобального характера, влияющие на жизнедеятельность и сохранность представителей флоры и фауны. Например, из-за глобального потепления тают льды, что ведет за собой исчезновение среды обитания белых медведей, следовательно, сокращение их популяции. Одной из важнейших задач человечества является спасение и сохранение животных и растений, попавших в такую ситуацию.

При рассказе по разделу с белым медведем обращается внимание учащихся на проблему охраны диких животных. Медведи находятся на грани исчезновения, занесены в Красную книгу. От человека зависит, будет ли существовать этот вид в природе. Максимальный вес – 1000кг. Обычный вес самцов – 500кг, самок – 350кг. Мех очень плотный и густой. Прекрасно плавает и ныряет (до 2 минут под водой). Основная пища - нерпа и лахтак. Нерпу поджидает, закрыв нос лапой. Рождают в берлоге обычно 2 медвежонка, массой до 1 кг. Белых медведей осталось 10-12 тысяч. [2]

Третий раздел посвящен раскрытию взаимосвязей в природе, изучению особенностей взаимосвязей между животными, между животными и человеком. Позиция спасения. Раздел представляет трофические взаимосвязи. Все в природе взаимосвязано и играет свою определенную роль.

На примере цепочки: злаковые растения → лемминг → сова, учащиеся приходят к выводу о необходимости изучения пищевых взаимосвязей, поскольку от основного звена пищевой цепи (лемминг) зависит численность популяций остальных звеньев (совы, песцы). Особенность витрины – это гнездо лемминга: он его построил из веточек растения и полиэтиленовой пленки. Лемминги очень плодовиты: самка приносит 20-30 детенышей. Зимой активны, строят шаровидные гнезда под снегом из сухой травы. От гнезд прокладывают многочисленные ходы. Корм – осоки и пушицы. Весной, когда снег тает, становятся легкой добычей для хищников.

Росомаха. 75-105см, самцы – до 32 кг, самки -16 кг. Очень сильный хищник – может загрызть лося или оленя. [9]

Четвертый раздел посвящен рыбным ресурсам нашей территории.

Представлена уникальная коллекция для нашего региона, так как у нас нет специалистов по приготовлению чучел рыб.

Назовите, какие виды рыб обитают в водоемах Таймыра? Семейства сиговых – нельма, муксун, чир, ряпушка сибирская, омуль и сиги; семейства корюшковых – азиатская зубастая корюшка; семейства хариусовых – западносибирский хариус. Виды рыб, включенные в приложение к Красной книге Красноярского края: стерлядь, таймень, енисейский речной сиг, нельма. [9[

Пятый раздел посвящен растительному миру Таймыра.

Лишайники – симбиоз гриба и водоросли. Биоиндикаторы, пионеры растительного мира, почвообразователи. Один из наиболее распространенных лишайников тундровой зоны — кладония (олений мох или, как его еще называют, ягель). По строению слоевища кладонию относят к кустистым лишайникам. Олений мох занимает обширные полярные территории, но нередко встречается и в сухих лесах, расположенных значительно южнее полосы тундр. Кустистые лишайники, в том числе и различные ягели, способны поселиться даже среди голых скал и камней, если там имеется хотя бы незначительный слой песка или каменистой крошки. Постепенно под плотным лишайниковым покровом накапливаются продукты раз­рушения, которые, смешиваясь с песком и каменной крошкой, образуют подстилку, пригодную для жизни высших растений. Таким образом, неказистые растения год за годом «трудятся», подготавливая благодатные места для пестрого тундрового разнотравья. [5]

Грибы. На Крайнем Севере грибов много. Растет все - лисички, опята, грузди, сыроежки, белый гриб, опята, подосиновики и подберезовики.У нас нет ядовитых грибов, нет бледной поганки, сатанинского гриба. Самое страшное, что может быть, это в отдельные годы крайне красивые, но очень редкие мухоморы и горчичный гриб. Трутовики – паразиты, губят деревья, прорастая внутри дерева. [2]

Растения-индикаторы. Некоторые растения показывают наличие полезных ископаемых в почве. Они растут там, где находятся залежи полезных ископаемых.

Шестой раздел - минералы Таймыра.

Минералы. Здесь сосредоточено 43 % (от общероссийских) разведанных запасов меди, 71 % никеля, 98 % металлов платиновой группы, 7 % золота. Большая часть драгоценных металлов извлекается попутно при переработке комплексных платино-медно-никелевых руд. Это составляет около 90 % металлов платиновой группы и около 7 % золота от общей добычи в России.[10] В этой витрине вы можете увидеть недавно открытый минерал, который назвали Путоранский яшмоид.

Вывод: Давайте вернемся к задаче которая была перед вами поставлена в начале экскурсии. Совершая путешествие по выставке, каждый из вас должен открыть формулу успешного взаимодействия Человека и Природы.

Ответы учащихся. На протяжении несколько столетий человек загрязнял природу, растрачивал эти богатства, считал себя царем природы. Только в последнее время люди стали задумываться, что с природой нужно дружить и успех жизни человека зависит от его успешного взаимодействие с природой.

Учитель: мы с вами вывели формулу успешного взаимодействия Человека и Природы – гармоничное сосуществования.

II. Творческие задания к выставке «Человек и природа формула»

Команды выполняют предложенные им задания, и представляют отчет

Творческие задания к выставке «Человек и природа формула для учеников младших классов. (Учащимся выдаются задания и фотографии животных или растений.)

Задания 1 группе.

1. Создайте «Таймырский заповедник» поселив там птиц, которые обитают на территории Таймыра.

2. Отгадайте загадки «Птицы Таймыра». [6] Подберите к загадке картинку с изображением птицы.

А) Другой такой птицы вы не найдете-
Вместо собаки помощник в охоте

Б) Когти остры, глаза зорки,
Слух у ней отменный.
Если мышь услышит в норке,
Схватит непременно

В) Крылатый, горластый
Красные ласты

Г) В тундре холодно зимой,
Дует ветер ледяной.
Птица в снег зароется
И снежком укроется.

Д) Красные лапки, длинная шея,
Плавает быстро, в воде не робея

Е) Птицы красивые,
Будто из сказки,
Перышки их
Черно-белой окраски

Задания 2 группе.

1. Создайте «Таймырский заповедник» поселив там животных, которые обитают на территории Таймыра.

2. Отгадайте загадки «Животные Таймыра». [6] Подберите к загадке картинку с изображением животного.

А) Люблю я плавать и плескаться,
Где холодная вода.
В снежных кучах кувыркаться,
Где зима всегда-всегда
Белый мех и жира слой
Выручат в беде любой

Б) Бродят по тундре с рогами, как
ветви.
Любят их взрослые, любят и дети.
В тундре они всех оденут, обуют.
Сами, лишь ягель они очень любят.

В) Они на холоде лежат.
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветер и вода свежи,
Но на пляж идут ….

Г) В тундре есть отважный лис.
Он гроза для птиц и крыс.
Лис умеет строить город,
Лабиринт из многих норок.
А в пургу живет в сугробах.

Д) Прыгун, трусишка,
Хвост-коротышка,
Глаза с косынкой,
Ушки вдоль спинки.
Одежда в два цвета:
На зиму и лето

Е) Кто зимой холодной
Злой и голодный

Задания 3 группе.

1. Вы отправляетесь в тундру. Соберите в корзинку ягоды, которые растут в тундре.

2. Отгадайте загадки «Ягоды Таймыра». [6] Подберите к загадке картинку с изображением растения.

А) Мы бываем разные
Голубые, красные
Мы на кустиках растем
Ешьте нас полярным днем

Б) Что за желтые малинки
По болотам, да в низинке?
Присмотрись ты к ней немножко,
Это ягода - ….

В) В тундре кустики рядочком
На полянах и на кочках
Ну-ка, ну-ка посмотри-ка
Под ногами.…

Г) Красных ягодок ковер
Раскатился вдоль озер.
На кусточках, погляди-ка,
Спеет кислая….

Д) У болот и у озер,
И на склонах мшистых гор
Словно сладкие поля –
В синих ягодах земля!

 

Творческие задания к выставке «Человек и природа формула успеха» для учеников среднего и старшего звена.

1.Установите связь между растением и химическим элементом.

Названия растений

Химический элемент

Полевой хвощ

1. Магний

Карликовая березка

2. Уран

Папоротник

3. Золото

Можжевельник

4. Селен

Мхи, лишайники, плаун

5. Молибден

Мухомор

6. Титан

Пушица

7. Алюминий, цинк, свинец

2. Рассмотрите рыб представленных на выставке найдите лишнее и объясните, чем вы руководствовались.

3. Напишите как можно больше приспособлений белого медведя к жизни в арктической пустыне.

4. Какой рисунок изобразила природа на горной породе Путоранский яшмоид?

III. Рефлексия и подведение итогов

См. продолжение статьи

Список литературы

  1. Красная книга Красноярского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / отв. ред. А.П.Савченко; Краснояр. гос. ун-т. — 2-е изд., доп. и перераб. — Красноярск, 2004. — 254 с.: 246 ил.
  2. Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. - Владивосток.: ДВГУ. - 1998. - 276 С.
  3. Стивенс Джоз «Секреты шаманизма» - Киев: София. – 1996.
    Академик. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1195432
  4. Великая Россия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.all-about-russia.ru/nature/animal/wolverine.html
  5. Знанио. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/media/zagadki_o_yagodah_sbornik_zagadok-277841
  6. Ивановский зоопарк. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ivanovozoo.ru/pticy/belaya-sova
  7. Мир животных. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://animalkingdom.su/ 'Мир животных'.
  8. Орнитология. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ornithology.su/books/item/
  9. Таймырский заповедник: животные и растения. Государственный природный биосферный заповедник «Таймырский. Горные тундры Бырранга. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://footyclub.ru/sport-i 6. https://www.chitalnya.ru/work/775916/
  10. Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zapovedsever.ru/other/fauna-zapovednika-tajmyrskij