Духовно-нравственное воспитание детей «Все начинается в семье»

Разделы: Работа с родителями, ОРКСЭ

Классы: 3, 4

Ключевые слова: проросшее семечко, маленького человека, духовно-нравственное


“Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй, – писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт”. Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Начать разговор о воспитании духовности и нравственности в семье мне хочется прекрасными словами Ф.М. Достоевского, которые он вложил в уста Алеши Карамазова: “Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь”.

Действительно, человек так устроен, что ничего не забывает из того, что в его жизни было, просто что-то запоминается явно и сохраняется в сознании, а что-то как бы выпадает из памяти и кажется, что совсем выпало. Но исчезает ли оно на самом деле?..

Задача родителей – сделать все от них зависящее, чтобы в памяти детей, в их сознании и, что гораздо важнее, в их подсознании осталось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью, правдой.

Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств маленького человека. Поведение родителей – самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель.

Наверное, именно об этом говорит Бог Моисею, давая Заповеди: “Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода” (Исх. 20, 5)? Вначале у меня это место вызывало протест: казалось несправедливым, что за грех родителей может пострадать их ребенок. Если понимать наказание юридически – действительно несправедливо. Но если воспринимать отношения между грехом и наказанием, все становится понятно.

Нравственный облик ребенка зарождается в семье, за порогом родного дома. Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитетен и кто не имеет на него влияния – все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу нравственного созревания.

Основа нравственного и духовного воспитания – это наличие атмосферы правдивости, справедливости и объективности в семье, это отсутствие у ребенка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребенок не должен бояться, но должен стыдиться за свой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать. Это необходимо для того, чтобы больше никогда ничего подобного с ним не произошло.

Все сказанное выше убеждает нас в том, что сколь велика ответственность, возлагаемая на родителей.

Вопрос о значении и роли семьи в нашей жизни должен рассматриваться в контексте самом важном – что есть человек, в чем его призвание. Семья, таким образом, является частью более широкого служения человека. Основная задача нашего служения в земной жизни – научиться любить.

В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все.

В заключении я хотела бы отметить, что взрослый человек должен быть не “хозяином”, не главою, который всё знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребёнком ищет истину и отличается от ребёнка только тем, что более зрел и опытен. Такое понимание между ребёнком и взрослым составляет основу действительно близкого контакта между ними. И в наших силах помочь ребёнку вырасти добрым, умным, активным, смелым, храбрым, сильным, ответственным, творческим. Одним словом – ЧЕЛОВЕКОМ!

Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или, наконец, искривить, чтобы оно росло криво. Но пройдет лет 10–15, и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая. Так что если “закалять” душу и нервную систему ребенка видом крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящий боли, она не будет замечена. И если вдруг родителям будут плохо, то сердце их любимого “закаленного” чада будет молчать, и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдется. Завершить тему о духовно-нравственном воспитании хотелось бы притчей “Проросшее семечко”.

“Однажды ученики пришли к старцу и спросили его:

- Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нём?

- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, – ответили ученики.

- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры. Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении”.