Развитие речевой деятельности при создании текста с использованием модальностей в 5–8-х классах (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: Развитие речевой деятельности


Ребёнок сталкивается с текстом с самого рождения, как только первые попытки выразить своё видение окружающего мира выстраиваются в осознанный ряд предложений сперва в устной, а затем, обучаясь в школе, и в письменной речи.

Работу с текстом необходимо строить с учётом ведущей модальности восприятия окружающей действительности. Психологи считают, что в 5-6 классах дети в основном воспринимают через ощущения (обоняние, осязание и т.д.) и с помощью движения (кинестетики). В 7-8 классах модальность меняется и в основном информацию получают через слуховой канал (аудиалы). В старших классах большую часть информации воспринимают с помощью зрения (визуалы). Замечено так же, что дети с явным успехом пользуются словами в своей речи, которые характеризуют ведущий способ получения ими информации. Зная этот факт, строится и текстотворчество. Ученики творят созданный в своём воображении мир на бумаге. Не сломать творческое начало и по возможности развить его – главная задача учителя русского языка.

Рассмотрим работу по созданию текста  с 5 по 8 класс с учетом модальности

5 класс

Работа над созданием текста в 5 классе строится с использованием латерального мышления (Латеральный – с лат. «боковой», «смещённый». Латеральное мышление – мышление смещённое (перенаправленное) относительно традиционного мышления).

На этом этапе ученики придумывают новые наименования картинам русских и зарубежных художников, устно рассказывают, какой момент изображён на полотне, что предшествовало этому и что следует за ним, то есть расширяется поле видения ребёнка за счёт включения воображения.

Далее ученики составляют мини-тексты. Количество предложений в создаваемом тексте соответствует цифре, обозначающей номер класса, в котором в этот момент учится ученик. Таким образом, в 5 классе пишут 5 предложений, с рядом условий:

  • 3 предложения, передающие чувства (кинео);
  • 1 предложение, позволяющее услышать описываемое (аудио);
  • 1 предложение, позволяющее увидеть (видео);
  • Недопустимость использования в речи тавтологии, использование лексических и морфологических средств связи предложений в тексте.

Пример:

Новогодняя ёлка

Новогодняя ёлка стоит красивая посреди большой комнаты. В комнате светло и ярко, пахнет мандаринами, бенгальскими огоньками. Чувствуется, что скоро наступит самый лучший праздник на свете. Всем весело и хорошо. Скоро часы пробьют двенадцать, и на ёлке загорятся огоньки.

Следует отметить, что тема для создания текстов обязательно состоит как минимум из двух слов, с обязательным наличием в нём имени существительного, потому как именно эта часть речи как никакая другая позволяет рассказать о предмете, используя все три способа восприятия информации (кинестетический, аудиальный, визуальный).

6 класс

Работа с картинами с использованием латерального мышления продолжается, но теперь дети сами предлагают найденные ими изображения (демотиваторы, собственные снимки и т.д.)

Проводится выборочное изложение. Учитель читает текст, ученики в три колонки выписывают слова, относящиеся к той или иной модальности. А затем текст воспроизводится с одной из точек восприятия действительности.

Тексты состоит из 6 предложений:

  • 3 предложения кинео;
  • 2 предложения аудио;
  • 1 предложение видео.

Пример:

Новогодняя ёлка

Новогодняя ёлка дарит ощущение долгожданного счастья. Вокруг дети радуются празднику, который скоро наступит. Ёлку нарядили красивыми игрушками, разноцветными гирляндами. Они звенят на её лапах, которые перешёптываются между собой и радуются вместе со всеми. А на верхушке горит звезда и смотрит на всех с высоты гордо. Ей хорошо от того, что всем весело и радостно.

7 класс

В этом классе завершается изучение морфологии, дети к этому времени знакомы со всеми орфографическими правилами, изученными на уроках русского языка, ведущая модальность смещается к аудиальному восприятию информации и окружающего мира.

Текст состоит из 7 предложений:

  • 3 предложения кинео;
  • 3 предложения аудио;
  • 1 предложение видео.

После изучения причастного и деепричастного оборотов расширяются возможности учеников для написания текста за счёт их использования. Обороты позволяют передать чувственное восприятие мира через описание признаков во времени. Добавляется как обязательное условие использование их при написании текстов.

Пример:

Новогодняя ёлка

В большой комнате, освещённой тремя лампами в виде свечей, потрескивает в камине огонь. На стене тикают, никуда не спеша, ходики. За окном ветер шалит с деревьями, заставляя их жалобно стонать. Новогодняя ёлка, украшенная игрушками, взятыми из старого дедушкиного сундука, стоит в тепле. Она чувствует, как восторженно прикасаются к ней дети с горящими от радости глазами. Ей хочется, чтобы это продолжалось очень долго. Она, яркая и красочная, главная в этой комнате и на этом празднике.

8 класс

Работа по созданию текста ведётся в двух направлениях.

Первое направление продолжает традицию создания текста, заложенную в 5 классе с использованием модальностей.

  • 3 предложения кинео;
  • 3 предложения аудио;
  • 2 предложения видео.

Пример:

Новогодняя ёлка

Я  проснулась, потянулась, широко зевнула, оглянулась вокруг и в глубине комнаты, красочно убранной, увидела новогоднюю ёлочку. Не мешкая, сунув в тапочки ноги, я ринулась к ней, всматриваясь на ветви разукрашенные гирляндами и игрушками. Вчера я утомилась от готовки вкусностей к сегодняшнему празднику и не заметила, как уснула. Ёлку наряжали без меня, наверно, поэтому мне сквозь сон слышалось тихое ласковое пение мамы. Она, украшая ёлку, всегда поёт о чудесах под Новый год. Очень люблю в этот момент, пританцовывая, помогать вешать ей ёлочные игрушки и гирлянды. Стоя возле новогодней красавицы, вдыхая ее запах, я чувствовала себя счастливой. Послышался скрип половиц, я оглянулась и увидела маму, стоящую в дверном проёме и улыбающуюся нежно.

Второе направление связано с ассоциативным мышлением. Здесь можно брать за основу тему, состоящую из одного слова, но обязательно для начала вещественное существительное, которое в старших классах можно заменить абстрактным. При создании текста из 8 предложений, создаётся цепочка из 8 слов. При этом в предложениях должны быть использованы последовательно ассоциации, взятые из цепочки.

Пример:

Стол: скатерть – еда – обед – перерыв – работа – деньги – власть – могущество

Стол

За столом, сделанным трудолюбивыми руками деда из морёного дуба, накрытым скатертью, частенько собиралась вся наша семья. В такие минуты казалось, что еда из обычного приёма пищи превращалась в особое священнодействие. В воскресенье, в обед, стол принимал важный вид, именно в этот момент под весёлый и добрый разговор решались все главные семейные вопросы. Однажды в свой перерыв папа примчался домой, ничего никому не говоря, он удручённый сел за стол. Мама разговорила его с большим трудом, выяснилось, что у него на работе большие проблемы. Куда-то исчезли деньги из отдела, который возглавлял папа. Мама, молча, пошла заваривать чай, минут через двадцать, пользуясь своей властью, она позвала всех нас пить ароматный напиток с её вкусными пирожками. И сидя за большим старым столом со всеми, вместе папа оттаял, успокоился, это потом деньги нашлись, а в тот момент чувствовалось некое могущество дедушкиного стола, способного всех объединить так, чтобы любая проблема казалась не проблемой вовсе, а так - пустяк.

9 класс

В этом классе синтаксисом завершается изучение русского языка, полным ходом идёт подготовка к сдаче ОГЭ, где главным испытанием для учеников становится написание сочинение-рассуждение.

В 10–11 классах можно вновь вернуться к работе с текстом с использованием модальностей для того, чтобы написать итоговое сочинение и выполнить задание 27 ЕГЭ.