Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека

Разделы: Биология

Класс: 6

Ключевые слова: биология, грибы


Цель урока: знакомство учащихся с особенностями строения грибов, условиями жизни, питания, размножения.

Задачи: дать представление о строении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать умение работать с научной литературой для  получения учебной информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: задачи ТРИЗ, метод исследования, игра диалог («да–нет»), использование возможности интерактивной доски.

Этапы урока:

I. Организационный момент. 
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового учебного материала
IV. Закрепление  материала урока.
V. Рефлексивная деятельность.
VI. Информация о домашнем задании.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Игра диалог («да–нет»)

1. Наука, изучающая грибы. Ответ: Микология.

2. Способ питания грибов. Ответ: гетеротрофный

3. Тело гриба состоит из тонких нитей. Ответ: гиф.

4. Совокупность гиф гриба образует. Ответ: грибница.

5. Грибы, питающиеся за счет организма - хозяина. Ответ: паразиты.

6. Грибы, связанные с высшими растениями, называют. Ответ: симбионты.

7. Сожительство гриба с корнями высшего растения. Ответ: микориза

8. Гриб-паразит, поселяющийся на стволах деревьев. Ответ: трутовик.

9. Ядовитый гриб. Ответ: мухомор.

Учитель: Я не случайно начала урок с этой игры, потому что мы будем говорить сегодня о грибах. Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство? Задача с элементами ТРИЗ.

В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (Мозговой штурм) [1].

Учитель: Тема нашего урока Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека.

III. Объяснение нового материала

1. Царство грибов, эукариоты, общие сведения о грибах.

- Грибы – это самая большая группа организмов (около 100 тыс. видов). Изучением грибов занимается наука – микология. Грибы – это эукариоты, утратившие хлорофилл, и, следовательно, они являются такими же гетеротрофами, как животные. К грибам относятся бесчисленные плесени, растущие на сыром органическом материале, одноклеточные дрожжи.

2. Грибы – сочетание признаков, как растений, так и животных. Прочитайте текст в учебнике и назовите признаки сходства грибов с растениями и животными.

1. Признаки сходства с растениями:

  • растут верхушечной частью (постоянно);
  • неподвижность;
  • прочные клеточные стенки;
  • способность синтезировать витамины;
  • размножаются бесполым и половым путём.

2. Признаки сходства с животными:

  • не имеют хлорофилла;
  • гетеротрофы;
  • в клеточных стенках содержится хитин;
  • углеводы запасаются в виде гликогена.

3. Признаки собственно грибные.

Мицелий (грибница) - вегетативное тело. Гифы – образуют ложную ткань - грибница и плодовое тело – споры.

Учитель. Какие виды шляпочных грибов вы знаете? Ученики. Трубчатые и пластинчатые.

Учитель. Трубчатые (на нижней стороне шляпки толстый слой, состоящий из узких трубочек, в них формируются споры).

Учитель. Пластинчатые (из тонких пластинок, в них образуются споры). Ученики выполняют лабораторную работу "Строение плодовых тел грибов”. Учащиеся  находят отличия в строении трубчатых и пластинчатых грибов, используя муляжи грибов.

Учитель. Известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Ученики. Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь – симбиоз (полезное сожительство).

Учитель. Способы размножения грибов:

1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов);

2) бесполое размножение – спорами;

3) половое размножение – слияние гамет.

Учитель. Как вы считаете, можно ли собирать грибы несколько лет на одном месте? Ученики. Да, можно. Грибники собирают грибы, а мицелий и споры остаются в земле, и снова в этом месте вырастут грибы.

Задача с элементами ТРИЗ.

Учитель. Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление «нечистой силе», называли их «ведьмины кольца». Ведь в середине круга даже трава не растет, как бы вытоптана. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.

Ученики. Дело в том, что, грибница разрастается кругами, на них появляются плодовые тела грибов.

Учитель. Пищевые эксперименты с незнакомыми грибами совершенно недопустимы. Нужно знать не только съедобные грибы, но и ядовитые.

Учитель. В чём пищевая ценность грибов? Ученики. Грибы содержат много витаминов. Съедобные грибы - ценный пищевой продукт.  

IV. Закрепление материала урока

Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов

V. Рефлексивная деятельность

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что бы вы хотели рассмотреть более подробно?

VI. Информация о домашнем задании

Стр. 22-25, составить мини-кроссворд.

Литература

  1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл.: учебник / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. М.: Дрофа. 2016.
  2. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Поурочные планы по учебнику И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко. Издательство «Учитель», 2006.