Успешная адаптация обучающегося при переходе на новый уровень обучения – показатель качества его образования

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: адаптация, адаптация первоклассников


«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее."
В.А.Сухомлинский

В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Решение вопроса преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: руководителей школ, учителей среднего, начального звена и дошкольной ступени.

На сегодняшний день проблема преемственности, особенно в период адаптации дошкольников и школьников при переходе на новый образовательный уровень (это детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – средняя школа) очень волнует педагогов и психологов.

Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям.

Обучающиеся оказываются неподготовленными к изменениям социальной ситуации обучения, что вызывает трудности в самом обучении и, как следствие, трудности в личностном восприятии и дальнейшем развитии.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия детского сада и школы.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

Таким образом, цель работы нашего коллектива - обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Работа строится по направлениям:

Организационно-педагогическая деятельность

1. Совместно с педагогами детского сада составляем, обсуждаем план работы на новый учебный год

2. С октября месяца по плану начинает работу «Школа будущего первоклассника». Это не кабинетная система. В эту работу входят: экскурсия по школе, различные внеклассные мероприятия совместно с учащимися 1 класса (по ПДД, спортивные состязания, принимают участие в подвижных играх). А с марта начинаются занятия.

В Информационно-методическую работу входят такие мероприятия, как

1. «Круглый стол» для воспитателей, учителей «Будущий первоклассник – какой он?»

Цель этого мероприятия: представить портрет первоклассника в системе ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)

2. Семинар «Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность: детский сад и начальная школа»: (в апреле) и в октябре. В апреле проходят открытые занятия в подготовительной группе;

- воспитатель подготовительной группы представляет портфолио на каждого воспитанника,

- даёт характеристику готовности к обучению в школе.

В октябре открытые уроки в 1 классе;

- выступление учителя 1 класса по теме «Педагогическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС», используя проведённые диагностики.

По направлению Аналитико-диагностическая и коррекционно-развивающая работа

Для родителей будущих первоклассников оформляется информационный стенд «Готовим детей к школе».

В течение года учитель, который будет работать с детьми в 1 классе, посещает занятия подготовительной группы с целью ознакомления уровня готовности детей к школе.

В конце учебного года проводится диагностика готовности воспитанников подготовительной группы к обучению в школе.

И четвёртое направление, не менее важное это

Взаимодействие семьи, детского сада и школы.

В начале учебного года проходит родительское собрание «Организация совместной работы детского сада, школы и родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе».

День открытых дверей для родителей будущих первоклассников: организуется экскурсия по школе для родителей, выставка рисунков дошкольников «Я будущий первоклассник», посещение занятий в подготовительной группе и в 1 классе.

В конце учебного года собрание с родителями будущих первоклассников «Результаты подготовки дошкольников к обучению в школе».

В течение всего учебного года проходят индивидуальные консультации: «Готовимся к школе».

Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается и до окончания школы, так как образовательный процесс, по своей сути, предполагает изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодом является и переход учащихся из начальной школы в основное звено. Практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе перехода на новый образовательный уровень являются актуальными задачами.

Как это проходит в нашей школе?

В школе есть план работы по обеспечению преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования, по которому и идёт работа.

Работа начинается со второго полугодия учебного года.

Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:

  1. совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  2. работа с учащимися;
  3. работа с родителями.

Методическая работа. По результатам проведённых контрольных работ за 1 полугодие в 4 классе проходит педагогический консилиум.

Цель: анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4 класса, соответствие уровня обученности каждого ученика требованиям к подготовке выпускников.

1. Посещение уроков 4 класса учителями будущего 5 класса.

Цель: изучение программ начальных классов, уровня работоспособности учащихся, ознакомление со стилем преподавания, с особенностями детского коллектива.

Знакомство детей с их будущими учителями.

2. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей основного звена.

Цель: определение соответствия программных требований , предъявляемых к учащимся выпускного класса начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями основной школы. Изучение методов организации учебной деятельности учащихся с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей. Предупреждение у учащихся появления тревожности при переходе в основную школу.

Работа с учащимися

1. Психологическое тестирование.

Цель: изучение личности выпускника начальной школы.

Для этого используются методики «Хорошо ли в школе?», «Рисунок семьи», «Карта интересов младших школьников», «Определение ведущего типа памяти», тест школьной тревожности Филипса.

2. Экскурсия выпускного класса начальной школы по территории основной школы.

Цель: знакомство с кабинетной системой основной школы.

3. Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, окружающему миру.

Цель: изучить сформированность знаний за курс начальной школы и готовность к обучению в основной школе.

1. Участие 4 класса в мероприятиях среднего звена.

Цель: создание комфортных условий для перехода в основную школу.

2. Классное собрание учащихся 4 класса с участием педагогов и классного руководителя будущего 5 класса.

Цель: торжественный перевод выпускников начальной школы в основную школу.

Работа с родителями.

1. Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4 класса.

Цель: ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5 классе.

2. Родительское собрание 4 класса с участием учителей основной школы «Особенности перехода учащихся 4 класса в основное звено»».

Цель: ознакомление с особенностями этого периода, с особенностями содержания и методами обучения, знакомство с учителями, с единой системой требований.

3. Анкетирование родителей «Адаптация пятиклассников».

Цель: диагностика и выявление проблем в адаптации пятиклассников.

В течение всего учебного года идёт работа по адаптации учащихся 5 класса. В конце года проводится глубокий анализ проведённой работы, выявляются трудности, проблемы, изучение и преодоление которых запланировано в новом учебном году.

После окончания 9 класса наши дети идут в среднюю школу. К сожалению, таких мало. В основном учащиеся нашей школы поступают в учебные заведения, где продолжают своё обучение.

В заключение хочется сказать, чтобы сделать ребёнка успешным при любом переходе на новую ступень образования может только талантливый, образованный учитель, умеющий работать с разными категориями детей!

Спасибо за внимание, всем творческих успехов!