Система профориентационной работы в рамках классного проекта «Мы и наши родители»

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями

Ключевые слова: профориентация


«Как хорошо, когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями».
А.Апшерони

Незаметно подойдут к концу годы обучения в школе, и нашим детям нужно будет определиться, «кем быть». Выбор профессии - очень важный шаг в жизни каждого человека. И хотя великий классик В.В.Маяковский говорил, «все работы хороши, выбирай на вкус», в реальности сделать такой выбор современным детям как раз непросто. На это есть ряд причин.

Во-первых, мы живем в стремительно меняющемся мире, где, по приблизительным оценкам экспертов-футурологов, около 65% сегодняшних школьников будут работать по специальностям, которых пока не существует. Во-вторых, в ситуации подобной неопределенности и большого потока информации «обо всем и сразу» проблема профессионального выбора не всегда воспринимается как важная и приоритетная, что не позволяет обучающимся всерьез фокусировать свое внимание на этом вопросе. В-третьих, нередко реакция юного поколения на информационные перегрузки – пассивность и инфантилизм: ребята стремятся жить «здесь и сейчас», и необходимость профессионального выбора воспринимается ими как отсроченная перспектива.

Задача школы – помочь обучающимся в раннем профессиональном самоопределении. Безусловно, предпрофильные курсы в 9 классе, введение профильных классов на уровне среднего общего образования ориентированы на решение данных проблем, мотивируя обучающихся ответственнее подойти к самоопределению, однако нередки случаи, когда, даже выбрав то или иное профильное направление, ребята либо меняют его, либо смиряются с неправильным выбором. Да и мы, взрослые, часто задаемся вопросом, как понять, действительно ли профессия придется по вкусу подростку, сможет ли он её освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение? Как вовремя рассмотреть интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте?

Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Профориентация – это система мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение. Ошибочно считать, что профориентация должна проводиться только в старших классах. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи. Начинается с того, что родители с раннего детства наблюдают, какими способностями обладает их ребенок, к каким играм проявляет интерес, во что ребенок играет с детьми на площадке. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Поэтому для школы очень важна помощь родителей на этапе формирования готовности их детей к профессиональному самоопределению.

На наш взгляд, большую роль в успешном самоопределении обучающихся может сыграть хорошо выстроенная классным руководителем система профориентационной работы. В течение 7 лет в нашей школе классный руководитель, учитель английского языка А.Ю.Гордеева реализовывала воспитательный проект «Мы и наши родители», который базировался на неформальном общении обучающихся с родителями, знакомящими ребят с миром своих профессий.

Взяв обучающихся в 5 классе, Анна Юрьевна уже на первом родительском собрании предложила родителям приглашать детей своего класса к себе на рабочие места, на производство, рассказывая об особенностях своей профессии. Этот проект, кроме профориентационного содержания, предполагал активную позицию родителей в сотрудничестве со школой в деле воспитания подрастающего поколения. Ведь каждый родитель, на наш взгляд, напрямую заинтересован обеспечить благополучное будущее своим детям и готов приложить максимум усилий, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую и интересную профессию, где они бы смогли максимально реализовать свой потенциал. И, как выясняется, у наших родителей столько интересных идей! Вместе с ними и ребятами была поставлена цель познакомиться с профессиями родителей и расширить представления о сфере их профессиональной деятельности. Были намечены пути реализации задуманного: совместные с родителями классные часы, мастер-классы, проведение уроков родителями, встречи с людьми интересных профессий, экскурсии на предприятия.

С 5 по 8 класс с помощью родителей были организованы экскурсии на их предприятия. Несомненно, возможность увидеть профессию изнутри может произвести большое впечатление. Ребята получили возможность увидеть сам рабочий процесс работы, место, где он происходит, пообщаться со специалистами той сферы, о которой задумывался ребенок или совсем не предполагал о ее существовании. Родители выступали в качестве мастеров-экспертов: рассказывали, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти такую работу, какие ограничения она накладывает.Опыт подобного общения может как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько тот или иной обучающийся в действительности сможет работать по выбранной специальности. Наши обучающиеся в рамках проекта «Мы и наши родители» провели несколько часов в детской стоматологической клинике, где врачи-специалисты рассказали об особенностях своей работы, осмотрели ребят, дали каждому свои рекомендации по уходу за зубками. Через два года ребята посетили клинику ИГМА, где познакомились с особенностями работы врачей-реабилитологов, с новейшим врачебным оборудованием. Экскурсия на швейное производство помогла представить обстановку в оборудованном цехе, конвейерную работу (в том числе упаковку и оценивание на брак), желающие попробовали сделать одну из технологических операций. Интересным и запоминающимся был выезд на стройку нового жилого дома около ТЦ «Тополь», где они наглядно увидели работу разных строительных специалистов. Затем была поездка в отделение «Сбербанка России», где ребятам рассказали и показали фильм о работе инкассаторов. Они смогли примерить бронежилеты и посидеть в бронированной машине. Побывав на судебном заседании Фрунзенского районного суда, ребята получили представление о работе судебной системы, адвокатов и прокуроров.

В течение семи лет обучения ребят из класса А.Ю.Гордеевой по программам основного и среднего общего образования родители знакомили их со своими увлечениями, проводя, например, мастер-классы по разным техникам живописи и беседы по истории России и о путешествиях. А один из пап сформировал и несколько лет тренировал мальчишескую волейбольную команду.

Основной задачей классного руководителя являлись мотивирование детей и родителей на такое общение и, безусловно, организация всех встреч и мероприятий.

В 9 классе А.Ю.Гордеева разработала систему классных бесед, где обсуждались типичные ошибки в выборе профессии: неумение анализировать свои способности и склонности, ориентация на престижность или популярность профессии, увлечение внешней её стороной, выбор профессии под влиянием друзей или родителей, ориентация на школьные предметы, которые легко даются и др. В системе внеклассной работы был запланирован ряд классных часов в 9-10 классах, посвященных анализу рынка труда в России и Ивановской области в частности, требований различных вузов, знакомству со специальностями, которые они могут предложить.

Отдельные классные часы были посвящены изучению материалов интерактивной цифровой платформы «Проектория» и Атласа новых профессий, составленных Московской школой управления Сколково совместно с Агентством стратегических инициатив. Кроме того, приглашались психологи и специалисты Центра занятости для проведения профессионального тестирования.

Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Самое главное для ребенка, как бы он ни стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придает им уверенности в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Совместная задача семьи и школы – показать широту этого выбора, сделать так, чтобы выбор профессии стал не очередным навязанным обременением, а интересным и познавательным квестом, который семья и школа могут проходить вместе на протяжении всей школьной жизни ребенка. И тогда в жизни наших детей будет реализован принцип, сформулированный ещё Конфуцием: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Список литературы и ресурсов для классных бесед

1) Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». - Москва: Издательство «Просвещение», 2004.

2) Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии». - Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.

3) Робинсон К. «Найти своё призвание». - Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

4) Урутина Т.М., Агеева Л.Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников». - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.

5) Интерактивная цифровая платформа «Проектория» https://proektoria.online/

6) Атлас новых профессий http://atlas100.ru/