Использование инновационных приёмов работы с тестовой информацией на уроках истории и обществознания.

Разделы: Общепедагогические технологии


Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Текст - понятие многоплановое: объявление, реклама, учебник, схема, график, слайдовая презентация, книга. Для школьника, то для них текст является основой обучения.

В нашей педагогической деятельности прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову – нововведение. В своем выступлении я хотела бы познакомить вас с новыми, на мой взгляд, приемами работы с текстом наряду с традиционными.

К поиску новых приемов подтолкнули результаты проведения международного тестирования российских школьников PISA, выявившие проблему «грамотности чтения», которая означает, прежде всего, неумение наших учеников работать с информацией.

Дефициты, выявленные у школьников при работе с текстами:

  • составлять развёрнутый ответ в виде текста;
  • выделять и анализировать детали;
  • сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
  • использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
  • формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ.

Дефициты, связанные с анализом всей совокупности заданий:

  • привлечь информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;
  • уточнить и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию;
  • ответить на вопросы, предполагающие многократное возвращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
  • учесть точку зрения или знания адресата;
  • определить замысел и цели автора текста.

Выявленные проблемы и трудности, возникающие у школьников при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин, которые можно свести к нескольким позициям, представленным для наглядности в виде схемы.

Схема 1

Согласитесь, что суть обозначенных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное — мало думают сами, что, на мой взгляд, является двумя сторонами одной медали. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание на уроках истории и обществознаиния этим двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых — заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения».

Почему учащимся бывает сложно работать с текстовой информацией?

Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.

Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста.

Мне бы хотелось показать определённую зависимость успешности выполнения одних этапов ученической деятельности (фазы чтения) от качества освоения других этапов (уровни понимания).

Схема 2

Так, выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.

Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — всё это позволяет интерпретировать текст.

Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.

Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.

Рассмотрим возможность организации подобной работы с текстом при изучении темы «Покорение Новгорода Иваном III». Учитель предлагает два текста: «Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород» и «Московская повесть о походе Ивана III на Новгород», а также фрагмент произведения Карамзина «Марфа-посадница».

Задание «Диалог с текстом»

Цель: формирование умения воспринимать текст как единое целое на основе овладения приемом «диалог с текстом».

Возраст: 11-12 лет.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включенные в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырех видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста.

Задания включают:

В – вопрос, задать вопрос к тексту;
О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
З – заглянуть в будущее, представить как будут развиваться события;
П – проверить себя, сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

Материал: отрывок художественного текста на карточке, включающий вопросы-задания для читателя, обозначенные символами; для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.

Пример заданий: «В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон. Он помогал родителям пасти скот. Ему очень хотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх. (З) Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что (В). Милон выбрал в стаде у отца крохотного теленка. (З) Однажды утром он взвалил теленка на плечи и пошел на холм. (ВО) Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось. Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно поднял теленка и пошел в обратный путь. (ВО) Вот такую физзарядку придумал для себя Милон. (П) Шли недели, месяцы. Теленок рос. Рос и Милон. (З) Теперь он мог поднять и молодого быка. (З) Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции – победителем Олимпийских игр. (П)»

Милон Кротонский (Милон из Кротона, Μίλων) — знаменитый греческий атлет, живший около 520 г. до н.э.

Критерии оценивания:

  1. Умение задавать вопросы к тексту;
  2. Умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  3. Умение прогнозировать развитие сюжета текста;
  4. Понимание смысла текста;
  5. Умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста.

2. Задание «Понимание научного текста»

Цель: развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.

Возраст: 12-15 лет.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: учащимся предлагается общая схема структурирования текста и текст познавательного характера.

Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, находят в нем ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта

Материал: карточки с вопросами и заданиями.

1. Что составляет предмет обсуждения в тексте?____________________________________________

2. Дайте определения предмета._______________________

3. Какова структура (строение) предмета? Из каких компонентов состоит предмет?_______________

4. С какими другими предметами (понятиями) связан предмет?________________________________

5. Как возникает и развиватся предмет?_________________

6. Назовите основные функции предмета и области его примения______________________________

7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают возможность реализации указанных функции? ___________________________

3. Задание «Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении»

Цель: усвоение приемов осмысления текста, включая приемы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к ранее прочитанному).

Возраст: 14-15 лет.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: учащимся предлагается текст, определенные фрагменты которого отмечены символами, обозначающими необходимость выполнения соответствующего приема. Содержание приема разъяснения на ориентировочной карточке.

Учащимся надо:

- прочитать текст и в местах, отмеченных символами В, ВПр, АП, АС, Р, записать содержание использованных приемов осмысления текста;

- придумать заголовок к тексту;

- составить план текста;

- подобрать эпиграф к тексту.

Приемы осмысления текста

Постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него - В;

Постановка вопроса-предположения – в вопросе есть предположительный ответ. Например: а не потому ли …, что…? Может быть, это объясняется тем, что…? – ВПр;

Антиципация плана изложения – предвосхищение того, о чем будет говориться дальше – АП.

Антиципация содержания - предвосхищение того, что именно будет сказано дальше – АС.

Реципация – мысленное возвращение к ранее прочитанному тексту и повторное его осмысление под влиянием новой мысли – Р.
Пример задания

«Летом 1240 года шведское войско погрузилось на корабли (В). Войско в 5 тысяч воинов возглавлял ярл Ульф Фаси… В июле шведы, совершив морской поход, вошли в Неву (ВПр)…Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев, Александр Ярославич повел воинов в атаку в шведский лагерь (АП)… Сам Александр участвовал в сражении и в поединке с ярлом Биргером (ВП), поразил его копьем (Р). Новгородцы славно сражались (АП)… С великой победой возвратился в Новгород Александр (АС)…»

Александр Ярославович Невский (1221-1263)

Критерии оценивания

  1. Адекватное использование приемов осмысления текста;
  2. Выделение основной идеи (концепта) текста в виде заголовка и эпиграфа;
  3. Корректное составление плана текста.

Методике организации «текстовой» деятельности. Схематически

Схема 1

Представленные в схеме направления работы с текстовой информацией нацелены на создание определённых условий, позволяющих школьникам как с помощью учителя, так и самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Возникает резонный вопрос: какие именно методические приёмы и способы позволят сделать эту деятельность эффективной, а изучение текстов — увлекательным и полезным занятием? Чтобы ответить на него, остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.

Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на необходимость определения конкретных задач, для решения которых будет использоваться информация: проиллюстрировать содержание параграфа, подтвердить определённую точку зрения по вопросу или самостоятельно определить тему, выявить проблему, выдвинуть и обосновать собственное предположение.

Если исходить из того, что наша главная задача — не столько научить, сколько дать возможность школьнику учиться самому, то для предоставления ему такой возможности учителю, как минимум, придётся продумать компоновку и очерёдность использования текстовой информации, т.е. выбрать способ её подачи:

  • определённая последовательность информации;
  • сочетание текста с иллюстративным материалом;
  • объединение разных текстов и их фрагментов по теме;
  • разделение информации на несколько блоков;
  • составление информационных листов.

Рассмотрим одновременно первый и второй из предложенных способов на примере изучения темы «Финикия — морская цивилизация».

В начале урока учащимся предлагается ряд иллюстраций, а также перечень изобретений и открытий финикийцев:

  • изготовление краски из морских моллюсков;
  • окрашивание тканей в пурпурный цвет;
  • изготовление уникального цветного стекла;
  • буквенное письмо (алфавит);
  • наличие тарана в носовой части корабля.

Учитель формулирует вопрос: как вы думаете, чем обусловлены именно такие открытия и изобретения финикийцев?

Обсуждаются предположения учащихся, в результате чего появляется тезис о непосредственной связи открытий финикийцев с их основными занятиями.

Далее учащимся предлагается список основных занятий финикийцев:

  • морская торговля;
  • разведывание новых морских путей;
  • морское пиратство;
  • кораблестроение, ремесло;
  • посредничество в торговле.

Учитель формулирует вопрос: что могло оказать влияние на появление именно таких видов деятельности у финикийцев?

В ходе обсуждения ответов пятиклассники приходят к мысли о зависимости занятий населения от природных условий.

Далее учитель предлагает задание: определите географические особенности Финикии, опираясь на выявленную ранее информацию. После рассмотрения вариантов ответов учащихся им предлагается обратиться к карте, чтобы удостовериться в правильности выдвинутых предположений.

На следующем этапе урока учитель формулирует вопрос: к какому типу цивилизаций относится Финикия в отличие от изученных ранее Египта и Шумера?

В результате учащиеся определяют новый тип цивилизации и устанавливают связь между географическими особенностями и определённым типом цивилизации.

В конце урока пятиклассники выполняют обобщающее задание: используя историческую карту, сформулируйте черты, присущие морской цивилизации.

Здесь продемонстрированы сочетание двух способов: соединение текста с иллюстративным материалом и определённую последовательность подачи информации. Первый помог учащимся соотнести текст с изображениями, что позволило получить дополнительные сведения о финикийцах. Второй — осуществить изучение темы в порядке, обратном традиционному (географическое положение — основные занятия населения — достижения и открытия), что позволило учащимся самостоятельно «извлекать» новые знания и обеспечило их активную, заинтересованную деятельность на уроке.

Очень часто используется такой способ подачи информации, как объединение разных текстов и их фрагментов.

Отдельно хотелось бы прокомментировать такой способ подачи информации как составление учителем информационного листа. Содержательно он состоит из текстов, обозначающих актуальность проблематики какого-либо исторического события, явления для современного общества, а организационно — предусматривает полностью самостоятельную деятельность учащихся на уроке. Задача, решаемая в данном случае, заключается не столько в том, чтобы проверить уровень освоения знаний и навыков школьниками, сколько в том, чтобы определить их индивидуальные возможности и способности при решении личностно и социально-значимых проблем.

Рассмотрим вариант информационного листа, используемого при изучении темы «Великая Французская революция». Он состоит из трёх текстов и заданий к каждому из них. В первом тексте даётся характеристика Робеспьера, который последовательно называется «справедливый», «неподкупный», «великий» и «тиран». Работа над оценкой деятельности Робеспьера позволяет учащимся решить важную для себя проблему сохранения цельности личности при изменяющихся условиях и обстоятельствах. Анализ второго текста (пунктов Конституции 1795 г., принятой Директорией) приводит к пониманию проблемы власти (ради чего люди стремятся к ней) и выбору своего варианта её решения (в чём заключается предназначение власти). Третий текст — это мнение А.Токвиля о французской революции. Выполняя задания к нему, учащиеся решают проблему целесообразности революций для общества. В целом, такая работа с информационным листом по конкретной теме позволяет выйти на более общую проблематику взаимоотношений и взаимоответственности человека и общества, что важно для осознанного и взвешенного решения вопросов современности.

Итак, мы убедились, что различные способы подачи информации учителем создают такое пространство для деятельности учащихся, в котором текст становится для них не только объектом исследования, но и доставляет радость самостоятельно сделанного открытия. Однако возможности «эксплуатации» текста этим отнюдь не исчерпываются. В связи с этим обратимся к следующему из обозначенных ранее направлений методической работы — составлению текстов обучающего характера.

Прежде чем говорить об их специфике, предположу, что чаще всего мы подбираем тексты к теме урока, исходя из того, насколько они помогают нам озвучить и преподнести изучаемый материал, т.е. из соображений собственной пользы и удобства. Этому способствует и наличие специальных разделов в учебнике, и имеющиеся в нашем распоряжении хрестоматии, пособия, сборники документов.

Не отрицая определённой полезности данного подхода, хочу отметить, что тексты, прежде всего, следует подбирать под учеников, учитывая, чему они могут научиться при работе с данной информацией и насколько это для них значимо. Нет необходимости объяснять, что учителю следует заранее продумывать структуру и содержание текстов, предлагаемых на уроке. С одной стороны, они должны быть достаточно сложными, проблемными, и, по-возможности, неадаптированными, а с другой стороны — интересными и познавательными.

Обучающие тексты, в зависимости от использования их содержания, можно разделить на следующие виды:

  • тексты с нарушенной последовательностью информации;
  • тексты, включающие фактические и/или логические ошибки;
  • тексты с лишней или недостающей (лакуны) информацией;
  • тексты, требующие определения задачи, проблемы;
  • тексты, содержащие противоречивую или вариативную информацию.

Наиболее простым является первый и второй виды, поэтому их, как правило, используют для закрепления или повторения изученного. А вот тексты с логическими ошибками, с избыточной или недостающей информацией являются для учащихся более сложными, поскольку требуют от них самостоятельного применения знаний и способов действия в изменённой ситуации, что позволяет проверить ещё и качество освоения материала. Обучающий эффект двух последних видов заключается в том, что такие тексты нацеливают учащихся на анализ ситуации, на комплексное использование знаний, навыков, опыта, необходимых для разрешения именно этой ситуации.

Приведённые примеры показывают, что с помощью обучающих текстов можно не только развивать способность учеников к самостоятельной учебной деятельности, но и успешно формировать у них аналитические навыки работы с информацией.

Итак, мы выяснили, что определённые методические приёмы позволяют организовать эффективную работу с текстом. Однако для расширения практической составляющей учебной деятельности школьников необходимо серьёзное внимание уделить различным формам преобразования информации, которые можно условно разделить на группы:

  • схематические тексты — например: схема, таблица, график;
  • тексты-экстракты — например: справка, план, синквейн, досье;
  • тексты разных жанров — например: поучение, рассказ, письмо, сообщение.

Первоначально необходимо научить школьников создавать тексты различной формы. Для этого учитель знакомит их с правилами составления и структурой определённого текста, предлагает его модель или образец. Далее учащимся предоставляется возможность практического применения теоретических положений и проводится корректировка полученных результатов. После этого их можно сориентировать на выбор наиболее оптимальных и рациональных форм преобразования текстов различного вида. Рассмотрим в качестве примера составление синквейна и досье при изучении темы «Древнегреческий полис».

Первый из них является достаточно популярной формой преобразования информации, несмотря на строго заданные условия составления. Синквейн позволяет представить большой по объёму материал в краткой форме, что требует от ученика проявления навыков выделения главного и установления причинно-следственных связей, а также способности высказывать собственные суждения по теме и делать выводы. (См. схему-пример 1.)

Схема-пример 1

Вторая форма (досье), её преимущества заключаются в том, что она позволяет ученику освоить способ фиксации большого объёма информации, что очень важно для обобщения темы, раздела, а также при подготовке к зачёту или семинару уже в старших классах. Для правильного составления досье необходимо учесть следующие условия:

  • использование различных видов информации по теме, проблеме, вопросу;
  • включение информации в наиболее оптимальной для восприятия форме;
  • достаточность информации для раскрытия темы, проблемы, вопроса;
  • наличие логики в расположении информации;
  • возможность соединения отдельных фрагментов в единую информационную картину.

ДОСЬЕ

Полис — город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичной для Древней Греции. Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимавшихся различными промыслами и ремёслами. Несмотря на разницу в формах и размерах собственности, а также разделение граждан полиса на различные социальные слои и разные возможности использования политических прав, все граждане полиса считались господствующим классом. Ему противопоставлялись рабы и представители свободного населения, обязанные платить подати и налоги и не являющиеся гражданами полиса.

Подобное преобразование информации, после объяснения учителя, учащиеся способны выполнять самостоятельно, не говоря уже о таких традиционных формах, как схема, таблица, план, график. Создание собственных текстов определённого вида и с конкретной целью, выбор оптимальных форм преобразования информации — всё это положительно сказывается на образовательной деятельности учащихся и расширяет её возможности.

Таким образом, мы убедились в том, что продемонстрированные методические приёмы работы с текстовой информацией действительно позволяют учащимся получить определённую пользу от работы с текстом:

  • качественно усвоить знания;
  • освоить навыки работы с информацией;
  • получить опыт применения навыков и знаний;
  • овладеть «грамотностью чтения».

В целом, всё вышеизложенное можно свести к следующей схеме.

Схема 2

Как видим, методика работы с текстом представляет собой целенаправленную деятельность учителя по моделированию ситуаций, побуждающих учащихся к самостоятельному поиску и приобретению знаний.

Таким образом, учитель создаёт условия, необходимые для формирования учебно-познавательной компетентности, предполагающей решение личностно и социально значимых проблем за счёт привлечения знаний и навыков по добыванию, переработке и применению информации.

А вдумчивое, внимательное и критическое отношение к тексту является важным качеством в условиях постоянно расширяющегося информационного пространства.

Список литературы

  1. Бадретдинова М.М. Художественные произведения на уроках истории: о межпредметных связях и литературе как историческом источнике // Третьи международные Измайловские чтения. Ч.2. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.
  2. Антонов П. Исторический факт и его объяснение. Тезисы для размышления // Преподавание истории в школе. 2004. № 1.
  3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). М.: Школьная библиотека, 2005.
  4. Хуторской А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация //Школьные технологии. 2006. № 1.