Развитие проектной культуры обучающихся на занятиях образовательной области "Технология" (опыт изготовления сложных сувениров из древесины из древесины)

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня национальный проект «Образование» особое внимание уделяет формированию проектной культуры обучающегося, т.к. современный уровень развития страны, ориентир на занятие лидирующих позиций во всех сферах жизнедеятельности, предъявляет новые требования, к вступающим в жизнь молодым людям (готовность и способность к саморазвитию, проявление высокой социальной и профессиональной мобильности и инициативности, умение самостоятельно решать встающие перед ними задачи), делают необходимым включение проектной культуры в число наиболее важных результатов образовательного процесса.

В этом контексте проектную культуру определяют как "социально- значимую, творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах " (В.А.Ченобытов), а также как "пространство для творчества, активизирующее формирование познавательных способностей учащихся, эмоционально-ценностного отношения к миру и к себе, проявляющихся в социокультурных и образовательных практиках" (О.А.Ческидова).

Проектная культура, с позиций педагогики включает 4 компонента:

  • Ценностно-мотивационный;
  • Когнитивный;
  • Деятельностный
  • Коммуникативный.

Все указанные компоненты нашли отражение в требованиях к результатам образования, закрепленных в ФГОС ООО.

Таблица 1. Требование к результатам освоения ООП ООО образовательной области «Технология»

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности, как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Сформированность научного мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды приобретения опыта научно-
направленной деятельности1.

Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать, все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Формирование технологической культуры труда, овладение методами решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих образовательной области «Технология».

____________________

1 Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Основного Общего Образования приказ Минобрнауки от 26.07.2017.

Федеральный государственный образовательный стандарт основан на системно-деятельностном подходе и открывает широкие перспективы для развития практико-ориентированного обучения, то есть такого вида обучения, целью которого является формирование у учащихся умений, востребованных сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной деятельности, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.

Идеи практико-ориентированного обучения в полном объеме реализуются в процессе изучения образовательной области «Технология», в которой особая роль отводится проектному методу обучения, ориентированному на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной и объективной новизной, имеющих практическую и теоретическую значимость. Суть метода в том, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить проектное задание.

В образовательной области «Технология», использование метода проекта способствует формированию у обучающихся основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации. Вырабатывает у обучающихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, такие как:

  • креативность;
  • критическое мышление;
  • коллаборация;
  • коммуникация.

При изучении школьного курса технологии, начиная с 5 класса, ученики знакомятся с различными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления изделий, в том числе и с древесиной, еѐ свойствами, технологией обработки.

Дерево – один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Древесину можно резать, строгать, расщеплять, гнуть, прессовать, окрашивать, морить, травить и обжигать. И, конечно, мастера всегда привлекала легкость и прочность материала, своеобразная красота текстуры отдельных пород деревьев2. Любое изделие из древесины всегда изготовляли с учетом ее физико-механических свойств. Порой даже в самом простом изделии встречалось несколько пород дерева. Изготовление сувениров из древесины не только развивает мелкую моторику, но и воображение, образное и проектное мышление.

____________________

2 Федотов Г.Я.В. Волшебный мир дерева. - М.,1987.

Художественная обработка древесины относится к декоративно-прикладному искусству, которое играет особую роль в жизни людей, так как наиболее полно связано с жизнью и бытом человека.

Декоративно-прикладное искусство участвует в формировании материальной и духовной среды, отображает мировоззрение людей, их религии, эстетические идеалы. Особой формой существования декоративно- прикладного искусства являются народно-художественные промыслы. Значительное место в художественных промыслах России занимает производство сувениров3. Возникновение его связано с изготовлением изделий для собственных нужд и на продажу.

____________________

3 Барадулин Василий Алексеевич Художественная обработка дерева. Декоративно-прикладное творчество/ Барадулин В.А. Москва: Леспромбытиздат, 1986.

Разработка конструкции и реализации идеи сувенира, технологии его изготовления, наладка оборудования, инструментов и приспособлений, а также каждый параметр качества деталей являются в процессе изготовления задачами анализа, планирования и контроля. Для того чтобы учащийся мог их решить, учитель знакомит его с основными параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения. Наряду с практическими умениями обучающиеся изучают сюжеты и мотивы, символику, национальные традиции. Обучающиеся видят свой конечный результат – сувенир, который они сделали своими руками, вложили в него душу. Создание прекрасного своими руками повышает самооценку, воспитывают нравственно.

В результате работы с древесиной на занятиях технологии создаются условия для развития мотивационно-смысловой сферы, укрепления ценностного стержня ученика. Обучающиеся осваивают новые знания и виды деятельности, участвуют в вертикальной (учитель-ученик) и горизонтальной (ученик-ученик) коммуникации. Таким образом, практико-ориентированное обучение, на занятиях технологии, активизирует процесс формирования проектной культуры.

См. продолжение статьи