Методика работы с правополушарными и левополушарными детьми

Разделы: Биология

Класс: 8


Почти каждый школьный учитель сейчас согласится, что уровень подготовки школьников, их мотивация к учению падают год от года. Но все инновации направлены на изменение процесса преподавания и не учитывают возможностей и особенностей учащегося. Именно школьный учитель биологии непосредственно на уроке может ознакомить каждого ученика с его индивидуально-психологическими особенностями, обуславливающими его познавательные процессы, и предложить ему набор методов и приемов учения, то есть помочь сформировать индивидуальный стиль учения, пусть и в весьма упрощенном варианте. Более всего для этого подходят уроки биологии человека в 8-м классе по темам «Строение и функции нервной системы» и/или «Высшая нервная деятельность». Также данный материал может быть предложен учащимся 9–11-х классов, особенно при профильном обучении в программе элективных курсов, факультатива, биологического кружка.

Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий в способах кодирования информации поставил русский физиолог И.П. Павлов в рамках своего учения о двух сигнальных системах коры головного мозга (1932). В настоящее время проблема первосигнальных и второсигнальных способов кодирования информации представлена в качестве проблемы межполушарной специализации. Заметим, что функциональная межполушарная асимметрия является единственной уникальной особенностью деятельности мозга человека, отличающей ее от деятельности мозга животных.

Каждое полушарие обрабатывает информацию специфическим образом. Логическое полушарие (обычно левое) имеет дело с точным счетом, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому гештальт-полушарие (обычно правое) обрабатывает информацию цельно, имеет дело с образами, эмоциями. У некоторых людей логическим полушарием является правое, а образным – левое.

В осуществлении любого вида сложной психической деятельности принимают участие оба полушария, не дублируя друг друга, а обеспечивая разные (и всегда необходимые) стороны этой деятельности. Среди многочисленных фактов, полученных нейрофизиологией, нейро- психологией, эволюционной биологией, наиболее важными, пожалуй, являются результаты, доказывающие непрерывное взаимодействие полушарий и, следовательно, процесс постоянного взаимоперевода поступающей информации в двух базовых модальностях ментального опыта (визуальной и словесно-речевой). У женщин обмен информацией между полушариями идет быстрее, чем у мужчин, отсюда термин «женская логика».

По некоторым данным, созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9–10 лет ребенок является существом «правополушарным». Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины. Но педагогам и родителям надо знать, что врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишенный способностей первоклассник нерадует успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9–10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно догонят сверстников в своем развитии, а став взрослыми, будут иметь более высокий интеллект.

Естественно, различия между лево- и правополушарными людьми вызывают различные трудности в их обучении и учении. Так, у левополушарных учащихся относительно меньшая (по сравнению с правополушарными) способность к формированию образов вызывает затруднения, когда необходимо усвоить большое количество конкретного материала, недостаточно объединенного смысловыми связями и закономерностями. Такие школьники испытывают трудности при усвоении экологии, биологии, географии, химии, истории, поскольку нужно запомнить большое количество фактов, недостаточно связанных между собой. Трудности для учащихся с преобладающим правополушарным стилем мышления возникают в работе без наглядной опоры. Именно для этих учащихся необходим «перевод» словесной информации в визуальную форму, например: словесное объяснение логических заданий воспринимается хуже, чем рисунок или чертеж, схема, график. Выполнив правильно практическое или лабораторное задание, учащиеся затрудняются дать словесный отчет о сделанном, испытывают сложности при необходимости дать теоретическое обоснование своим действиям.

Школьная практика свидетельствует, что в обучении все чаще обращаются к принципу системной дифференциации, учитывающему особенности функциональной асимметрии мозга.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для таких учащихся характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Выражена потребность в совершенствовании ума и волевых качеств.

Как же учитывать особенности межполушарной асимметрии учащихся непосредственно на уроке? Оптимальный подход к обучению – рациональное сочетание работы обоих полушарий, в котором правое полушарие обеспечивает широкое видение проблемы и энтузиазм, а левое — знание структуры проблемы и поэтапное планирование действий. В практической деятельности левополушарному ученику следует предлагать учебную информацию в вербальной (словесной) форме (лучше в письменном виде), а правополушарному – в невербально-вербальной форме: рисунки, таблицы, графики, практические лабораторные работы. К счастью, современные школьные учебники биологии дают обильную информацию и для левополушарных, и для правополушарных учеников. А вот контроль усвоения знаний мы обычно проводим исключительно в вербальной форме, что ставит правополушарных школьников в невыгодную позицию. Мы проверили это положение экспериментально: определили у 40 школьников 8-го класса выраженность межполушарной асимметрии и предложили им специально составленный тест по теме «Нервная система». Тест включал 30 заданий (15 пар), причем каждая пара включала задания, одинаковые по содержанию, но различные по форме представления материала: первое – в вербальной форме, второе – в невербально-вербальной форме (рисунок + текст).

Ученики с доминированием правого полушария достоверно лучше выполнили невербально-вербальные задания. Для них желательна именно такая форма информации и для восприятия, и для воспроизведения. Худшее выполнение ими теста в целом показывает, что они испытывают явный дефицит учебной информации в графической невербальной форме и, возможно, затруднения при вербальном контроле знаний.

Определение и учет в учебном процессе межполушарной асимметрии учащихся может явиться одной из основ индивидуализации обучения с учетом психофизиологических и психологических особенностей школьников, которого требуют ведущие тенденции современного образования. При этом информация о ведущем полушарии каждого ученика должна быть доведена до сведения и учащихся, и всех педагогов-предметников, что поможет в оптимизации способов получения и воспроизведения учебной информации (формировании индивидуального стиля учения) и даже выборе профессии. Резюмируя все вышеизложенное и опираясь в основном на работы А.Л.Сиротюк, мы предлагаем ознакомить всех учащихся с рекомендациями по формированию индивидуального стиля учения (и образа жизни) для учеников с разной выраженностью функциональной асимметрии.

1. Длинный отросток нервной клетки – это
а) нейрон
б) аксон
в) дендрит
г) синапс
2. На рисунке стрелкой обозначен
а) нейрон
б) аксон
в) дендрит
г) синапс

Рис. 3.1. Фрагмент теста, содержащий задания в вербальной и невербально-вербальной форме.

Задание в вербальной форме предшествует аналогичному по содержанию заданию в невербально-вербальной форме.

Лево- и правополушарные школьники имели одинаковую успеваемость по текущим данным классного журнала, но ученики с ведущим правым полушарием справились с тестом достоверно хуже, чем ученики с ведущим левым полушарием. Очевидно, это связано с тем, что большая часть информации на уроке и при выполнении домашних заданий подается в вербальной форме.

У левополушарных учеников четко прослеживается большее количество правильных ответов в тестовых заданиях с вербальным представлением материала. Это значит, что эти учащиеся лучше понимают и выполняют задания в словесной форме, нежели в форме рисунка или графика.

Ученики с доминированием правого полушария достоверно лучше выполнили невербально-вербальные задания. Для них желательна именно такая форма информации и для восприятия, и для воспроизведения. Худшее выполнение ими теста в целом показывает, что они испытывают явный дефицит учебной информации в графической невербальной форме и, возможно, затруднения при вербальном контроле знаний.

Определение и учет в учебном процессе межполушарной асимметрии учащихся может явиться одной из основ индивидуализации обучения с учетом психофизиологических и психологических особенностей школьников, которого требуют ведущие тенденции современного образования. При этом информация о ведущем полушарии каждого ученика должна быть доведена до сведения и учащихся, и всех педагогов-предметников, что поможет в оптимизации способов получения и воспроизведения учебной информации (формировании индивидуального стиля учения) и даже выборе профессии.