Проектно-исследовательская работа школьников, как фактор формирования метапредметных умений во внеурочное время в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Аннотация

Данная статья раскрывает работу учителей по формированию метапредметных умений учащихся начальной школы посредством исследовательской деятельности во внеурочное время. Во внеурочное время учащиеся посещают курс «Учусь создавать проект», «Я - исследователь», «Экономика и мы», «Учим и учимся».

Скажи мне - и я забуду. Покажи - и я запомню.
Дай мне сделать самому - и я пойму.
Китайская пословица

Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями и знаниями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, творчески проявлять себя. Проектно-исследовательская деятельность направлена на повышение компетентности школьников в той или иной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.

Мы создаём условие для формирования метапредметных умений учащихся начальной школы посредством исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.

Особенностью внеурочной формы является то, что в рамках общеобразовательной организации обучающийся имеет возможность заниматься деятельностью, которая в большей степени соответствует его интересам, оценить безотметочный вариант образования, гарантирующий достижение личностного успеха за счёт его способностей, независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам в школе [4, с. 59].

Во внеурочное время учащиеся посещают курс «Учусь создавать проект»- 1класс, «Я-исследователь» - 2 класс, «Экономика и мы» - 2-4 класс, «Учим и учимся» 4- 8 класс.

В работе курса «Учим и учимся» происходит формирование представлений о проведении уроков в начальных классах, как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с детьми; приобщение подростков к новому социальному опыту: воспитание чувства толерантности к ученикам начальных классов; воспитаниеи разностороннее развитие восьмиклассников и учеников начальной школы.

Исследовательская деятельность создаёт благоприятные условия для формирования метапредметных умений; развития самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели; формирует у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В результате различных исследовательских работ учащиеся ещё раз убеждаются в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть использованы в реальной жизни для решения важных практических задач. У них формируются представления о существовании тесной связи между различными предметами, преподаваемыми в школе. Учащиеся приобретают опыт работы с различными источниками информации, коммуникативные умения. Данная форма работы приносит удовлетворение школьникам, видящим результаты своего труда, и позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле.

Метапредметный подход предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации. Одной из особенностей нового образовательного стандарта является введение масштабной внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

По новому стандарту, внеурочная деятельность школьников должна стать равноправным компонентом воспитательного образовательного процесса. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т. к. ученик выбирает ее исходя из интересов и мотивов.

Использование проектной деятельности в учебном процессе помогает формировать метапредметные умения и навыки. Они включают в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям коммуникационному взаимодействию, сотрудничеству и толерантности. Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развить умения, которые будут им полезны как в учебе, так и в жизни.

В основу проектно-исследовательской деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Самое ценное в проектной деятельности, на наш взгляд, то, что все исходит от учащихся, а роль учителя – лишь организационная.

В своей работе мы использую различные варианты проектов и пути их реализации. Учащиеся выполняют мини-проекты: составляют тематические проекты, готовят уроки для учащихся начальной школы, коллажи, рисуют постеры и открытки, газеты, используют мультимедийные презентации по следующим темам: «Моя семья», « Времена года в литературе и живописи», «Числа в нашей жизни», «Моё любимое животное», «Сколько стоит содержание собак маленьких пород» «Мой питомец», «Праздник поэзии», «Будь здоров!», «Мы потомки героев» и другие. Учащиеся 8 классов готовят с 4 классом уроки-проекты по темам: «Здоровый я – здоровая Россия», «Дорогами памяти», «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня», в которых прослеживается исследовательская работа.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные, или социально-значимые, проекты. Проектная деятельность способствует подготовки учащихся к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает метапредметные умения учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». [3, с. 44 ]. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Например, практико-ориентированным являются проекты «Числа в нашей жизни» (1 класс), продуктом проекта стала книжка-раскладушка Ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о том, где можно встретить числа в нашей жизни. На данном этапе в большей степени реализуется индивидуальный подход: если один ученик только зачитает своё сочинение, то другой расскажет наизусть стихотворение о числе, а третий ещё и задаст вопросы слушателям. Проект в начальной школе не может быть сложным. Задание должно соответствовать уровню знаний и умений учеников.

Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.

Проектная работа может начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой. Постепенно накапливается целая библиотека книг, собственного изготовления. Ребята очень гордятся своими работами. Мы проводим выставку для родителей и одноклассников. Материал таких книжек является прекрасным пособием для чтения других детей. Ценность представленного опыта заключается в том, что детские работы используются много раз не только в данном, но и в других классах.

Следует отметить, что проекты в начальной школе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта соответствуют возрастным особенностям школьников. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов.

В третьем классе были представлены проекты «Праздник поэзии» и «В гостях у математической Сказки» для создания которых учащиеся самостоятельно подбирали стихотворения и описания. Эти проекты способствовали развитию умений и навыков работы с книгой, с текстом, с интернет-ресурсами, увеличению активного словарного запаса учащихся; приобретению знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой. Оформленная «Книга Сказок» на основе самостоятельно составленных сказок-задач, используется мною на уроках математики.

В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ, который мы назвали «Мой портфолио проектов». Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения.

Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся готовят проект, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. Даже если ребенок скачает материал из интернета, ему всё равно придётся прочитать и выбрать то, что надо ученику во время презентации. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность готовит учащихся к более сложной исследовательской работе. Метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.

Согласно ФГОС нового поколения задача нашего образования сегодня состоит в том, чтобы ученик в школе сформировал метапредметные результаты, научился ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.

Литература

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках в начальной школе. // Начальная школа. – 2005. - №6.
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  4. Пивоваров А.А. Диалектика образовательной метапредметности // International academy journal «Web of Scholar». - 2016. - № 9: December. - Рр. 59-61.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.