Как научить ребёнка любить литературу

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Использование наглядного пособия (книжки-игрушки) в работе по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с произведениями малых жанров устного народного творчества

Как научить ребёнка любить литературу? Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Созданная нами книжка-игрушка, направленная на решение этих задач, учитывает, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Поэтому их осуществление оптимально именно в игре. Книжка-игрушка – это своеобразное синтетическое явление: и книжка и игрушка… Оно должно вбирать в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополнив чтение увлекательной умной игрой.

А игра на каждой странице своя. Для иллюстрации народной песенки «Заинька, попляши» выполнен зайчик-дергунчик. Если потянуть за ниточку, он смешно дрыгает лапками – танцует. А пока он танцует, детки напевают слова уже знакомой им песенки.

В иллюстрации к заученной наизусть потешке «Кисонька-мурысенька» использованы элементы набивной игрушки – кошечки. Рассматривая картинку, дети могут погладить мягкие детали, эмоцианально соотнеся мягкость шёрстки кошки и ласковость слов-обращений  «кисонька-мурысенька».

Чтобы освежить в памяти потешку к подвижной игре «Гуси, гуси…», рассматриваем картинку с изображением гусей:

- Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да.
- Так летите.
- Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!

Половинка страницы приоткрывается, а там изображён серый волк. Элемент неожиданности побуждает снова и снова повторять диалог.

Так и при повторении любимой заклички про Морозушку-мороза, отворяя ставни у окна, малыши обнаруживают сказочный ледяной узор, который там оставил мороз.

Очень любят ребята рассматривать в книге свои фотографии, на которых они во время режимных моментов, игр и праздников. И с удовольствием сопровождают их речевым фольклорным материалом соответствующей тематики: потешки для режимных моментов, «Каравай,каравай», колядки, заклички и т.п. Это позволяет не забывать заученные ранее произведения фольклора.

Иллюстрация к закличке «Солнышко-колоколнышко» даёт схему заучивания (а затем повторения) стихотворного произведения, т.к. каждая картинка соответствует одной строке. Этот мнемический приём позволяет очень быстро заучивать материал.

Для обыгрывания песенки «Петушок, петушок» мы сшили на руку игрушку петушка типа би-ба-бо. Она крепится к книге на липучке и легко снимается. А на следующей странице кармашек с рисунками для раскрашивания с изображениями дымковских петушков и лошадок.

К потешке «Расти, коса, до пояса» изготовлена кукла с косичками из ниток, которые можно заплетать, завязывать бантики.

Для того, чтобы вспомнить пальчиковую игру «Весёлая мышка», изготовлена перчатка на руку с нашитыми на пальчики изображениями мышей.

Весёлая мышка перчатку нашла, (раскрываем ладошку, пальцы растопырены,
поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх)
Гнездо в ней устроив,  (складываем ладоши "ковшом")
Детей позвала. (сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест))
Им корочку хлеба дала покусать,  (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)
Погладила  всех  (большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать. (ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку).

Изученные пословицы и поговорки мы вспоминаем при помощи традиционных народных картинок – лубка (Например, «Любишь кататься, люби и саночки возить», «нет друга – ищи, а найдёшь – береги»).

Рассматривая картинки-загадки, на которых девица-морковка, дедушка-лук и т.п., дети загадывают их друг другу.

Очень любят малыши рассматривать иллюстрации к небылицам. Они с удовольствием находят на них то, чего не может быть.

Технически книга задумана так, что в неё можно добавлять новые страницы с изучаемыми произведениями фольклора. Мы планируем предложить родителям присоединиться к изготовлению этой книги, придумать свои варианты игр, забав, чтобы наши дети тоже стали соавторами этой работы.

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги.  И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. При знакомстве ребенка с литературными текстами особенно важна эмоциональность и яркая красочная наглядность. Важно эмоционально, красочно, наглядно донести до детей содержание литературных произведений. Восприятие вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.

Фото книжки-игрушки

Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)

Задачи

  • Образовательные: знакомить детей с содержанием и значением закличек, учить выразительно и ритмично читать закличку «Солнышко-колоколнышко», закрепить умение читать наизусть песенку-потешку «Петушок,петушок» тихим и ласковым голосом, упражнять в отгадывании загадок.
  • Развивающие: развивать умение произносить стихотворный текст громко и тихо, совершать движения в соответствии с темпом речи, развивать умение произносить звуки [н],[й`],[с] в слоге.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: чтение и заучивание русских народных песенок, потешек, загадок, закличек.

Непосредственно-образовательная деятельность:

Звучит русская народная песня «Лебёдушка».

Входит воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель:

День добрый, детушки-касатушки!
Проходите. Не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко,
Припасли мы забавушек на всякий вкус!
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

А посмотрите, ребятушки, какой у меня древний ларец, а в нём красавец-певец. (Достаёт из ларчика петушка)

А как русский народ петушка называет, ласково величает? (Петушок, золотой гребешок)

Вставай, ребятня, в хоровод. Покажите-ка, как петушок важно ходит, как гордо головку держит.

Звучит аудиозапись русской народной песенки «Петушок, петушок».

Воспитатель: Слова в этой песне добрые и ласковые, а значит мы, как будем петь её? (Тихо, ласково, нежно, негромко)

Дети поют.

Молодцы, ребята, настоящий русский народный хор у нас получился!

Воспитатель: Сяду с вами я на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей - погляжу!

Загадка:

Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка…(Мороз)

Воспитатель: Ай да молодцы, ох и смекалисты. А как вы догадались? (Щиплет за нос, морозные узоры рисует).

А давайте вспомним, как нужно произносить закличку про мороз. (Громко, дружно).

Дети хором:

Ты Морозушка-мороз,
Не тяни меня за нос!
Не студи, не балуй,
В доме окна разрисуй!

Воспитатель: А что значит «не студи», «не балуй»?

А вот вам ещё загадка:

Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …(Солнце)

Воспитатель: Молодцы, ребятушки!

Я хочу научить вас закличке, призывающей солнышко:

Солнышко-колоколнышко,
Загляни в окошко!
Солнышко, не робей!
Нас, ребят обогрей!

(Обратить внимание на слово «колоколнышко» и объяснить смысл слова «робеть»)

Дети повторяют закличку по опорным картинкам.

Выходи играть - ребята,
Выходи играть - девчата,
Лента яркая - атлас,
Закружит всех дружно нас!

Проводится русская народная игра "Карусель". (К обручу привязаны атласные яркие разноцветные ленты. Каждый ребёнок берётся за одну ленту, говорят слова игры и идут по кругу).

"Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!"

А ещё я знаю, что вы хорошо умеете сочинять чистоговорки. Умеете?

Сейчас проверим.

На-на-на-на
В гости к нам пришла …(весна)
(второй раз хором)

Эй-эй-эй-эй
Всех нас солнышко…(согрей)
(второй раз хором)

Оз-оз-оз-оз
И не страшен нам …(мороз)
(второй раз хором)

А кто хочет рассказать нам свои любимые потешки, считалки, заклички?

(Дети рассказывают заученные ранее произведения УНТ)

А я для вас тоже придумала чистоговорку:

Цы-цы-цы-цы
Вы сегодня молодцы.
Цы-цы-цы-цы
Получайте леденцы.

Вы молодцы! Песенку петушку пели ласково и нежно, а заклички читали громко и чётко, загадки отгадали и чистоговорки сочинили.

Звучит русская народная мелодия.