Виртуальная экскурсия как средство формирования умения работать с текстом у обучающихся начальной школы

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4


В современное время важно уметь самому находить информацию, работать с текстом, анализировать текст, в потоке быстро меняющейся информации.

ФГОС НОО устанавливает требования к метапредметным результатам обучающихся, которые можно отнести к работе с текстом:

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации [1].

Можно выделить умения в работе с текстом на уроках в начальной школе, которую можно реализовать в виртуальной экскурсии:

  • умение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;
  • самостоятельно выделять основную мысль (в целом текста или его фрагмента);
  • находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
  • прогнозировать содержание по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельно формулировать вопросы по тексту;
  • умение находить общее и различное между текстами.

И одним из способов формирования у обучающихся умения работать с текстом, является проведение виртуальной экскурсии. Иногда бывает так, что у обучающихся нет возможности побывать в том или ином месте. И именно виртуальная экскурсия предоставляет  такую возможность. Обучающиеся могут попасть в музеи стран, где может быть представлено творчество людей, которых нет с нами на данный момент; рассмотреть культурные объекты всемирного наследия и т.д.

Виртуальная экскурсия – понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку т.п. [2, с. 321]. На основании данного определения виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [3]

Проанализировав литературу по особенностям организации и проведения виртуальных экскурсий, были выделены основные этапы проведения экскурсии:  подготовительный, основной и итоговый этапы. На подготовительном этапе определяется цель и задачи экскурсии в соответствии с темой, отбирается и изучается экскурсионные объекты, составляется маршрут экскурсии, осуществляется отбор материала экскурсии, составляются задания и вопросы. Особенностью виртуальной экскурсии является составление видео-маршрута, который, подобран в связи с темой и задачами экскурсии; в виртуальной экскурсии отображаются реально существующие объекты. Видеоряд подбирает учитель, который будет идти в определенной последовательности, продумывается техническая составляющая экскурсии, а именно навигация и интерактивность. Просматривая объекты экскурсии, обучающиеся выполняют задания, анализируют тексты, на основе анализа текста составляют вопросы, рассказывают о прочитанном, заполняют пропуски в тексте. Преимуществами виртуальной экскурсии являются доступность изучаемых объектов, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие заданий, создание условий для самостоятельных наблюдений.

Виртуальная экскурсия имеет большое образовательное и воспитательное значение и способствует реализации ФГОС НОО. У обучающихся формируются представления изучаемых объектов путём визуального погружения в окружающий мир развитие у обучающихся чувства любви к родному краю; обучающиеся владеют навыками исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов об изучаемом объекте.

Приведу пример виртуальной экскурсии по оздоровительному центру «Татышев-парк». Данная виртуальная экскурсия была проведена на классном часу, с помощью программы PowerPoint. Здесь были использованы видео материалы, аудиозаписи и фотографии. Для привлечения внимания и заинтересованности в презентации, были использованы триггеры, анимации и гиперссылки, звук.

Фрагмент виртуальной экскурсии

Здравствуйте, ребята! Вы любите отдыхать? А где вы любите отдыхать? А в нашем городе Красноярске, есть такие места, где вы отдыхаете со всей своей семьей? Нравится ли вам активный отдых? А знали ли вы про такое место в городе, как парк - Татышев, где можно заниматься спортом, и просто отдыхать?

Многие из вас там не были, хотели ли вы снова туда попасть, а те, кого там не было, побывать там впервые?

И прям сейчас, мы с вами отправимся на экскурсию в парк-Татышев, только экскурсия наша будет виртуальной. И находясь в классе, мы сможем побывать в парке - Татышев.

Рис.1 Скриншот первого слайда презентации.

У каждого из вас есть текст, может кто-нибудь заметил, что с ним не так? Верно, он деформирован, и нам необходимо заполнить недостающие пропуски. Слова, которые необходимо вставить в пропуски, находятся вверху вашей карточки. А теперь попробуйте восполнить пропуски работая в парах. И подумайте, о чем же этот текст.

Рис. 2 Скриншот второго слайда презентации.

А теперь давайте проверим себя со слайда (с помощью триггеров, слова встают на свои места в тексте). (Ответы: 1 - Татышев, 2 – живописных, 3 – Татуш, 4 – необитаемым, 5 – центре, 6 – сотни, 7 - тюрского, 8 – ласковый). Поднимите руки те пары, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы, вы были внимательными. Ребята, о чем говорится в тексте?  Открыли ли вы для себя что-то новое из этого текста? Замечательно, теперь об острове Татышев, мы знаем немного больше. Хотите узнать ещё много интересной информации? Тогда отправляемся дальше!

Комментарий: в данном задании у детей будет формироваться умение анализировать текст, а также, умение восстанавливать деформированный текст.

Ребята, как вы думаете, на острове живут какие-нибудь звери и птицы? Как вы думаете, какие именно птицы и звери там живут? А  сейчас мы с вами проверим наши предположения. Посмотрите на слайд, кто же это?

Рис.3 Скриншот третьего слайда презентации.

(После того, как дети предположили, кто из животных представлен на слайде, под фотографиями животных появляются их названия: 1 - Суслик длиннохвостый, 2 – Лисица обыкновенная, 3 – Пустельга́).

А вы знаете, какие звуки издает каждый из этих животных? Давайте послушаем их. Хорошо, теперь по звуку мы можем определить каждое из этих животных, но пока подробно об этих животных, мы ничего не знаем. Давайте же узнаем о них больше.

Сейчас у каждого ряда есть текст описание этих животных. 1-му ряду достался текст «Суслик длиннохвостый», у 2-го ряда будет текст об «Обыкновенной лисице», а у 3-го ряда текст будет о «Пустельге». Внимательно прочитайте текст. После прочтения текста, попробуйте составить вопросы по этому тексту. Вопросы должны быть такие, чтобы ответ на них можно было найти в тексте. Каждый работает самостоятельно.

Текст 1-го ряда:

Длиннохвостый суслик— грызун рода сусликов. Это сравнительно крупный суслик: длина его тела 20—31,5 см, масса тела — 300—500 г. Отличается от других сусликов Евразии длинным и пушистым хвостом (10—16 см), составляющим более 40 % длины тела. Имеются защёчные мешки. Размеры и вес зверьков увеличивается в восточном и северо-восточных направлениях. Окраска спины у этого суслика — буровато-охристая со светлым крапом; на боках и плечах переходит в рыжую. Брюхо яркое, рыжевато-жёлтое. У молодых зверьков мех более серый и однотонный, со слабо выраженной пятнистостью. Зимний мех густой, пушистый, с преобладанием серых тонов. Смена летнего меха на зимний происходит в августе; в апреле зимний мех меняется на летний.

Текст 2-го ряда:

Лисица, лиса, обыкновенная или рыжая лисица, хищное млекопитающее семейства псовых, наиболее распространённый и самый крупный вид рода лисиц. Длина тела 60—90 см, хвоста — 40—60 см, масса — 6—10 кг. Окраска и размеры лисиц различны в разных местностях; всего насчитывают 40—50 подвидов, не учитывая более мелких форм. В общем, при продвижении на север лисицы становятся более крупными и светлыми, на юг — мелкими и более тускло окрашенными. Наиболее распространённый окрас лисы: ярко-рыжая спина, белое брюхо, тёмные лапы. Часто у лисиц присутствуют бурые полосы на хребте и лопатках, похожие на крест. Общие отличительные черты: тёмные уши и белый кончик хвоста. Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких, тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом.

Текст 3-го ряда:

Пустельга – это название нескольких видов птиц рода Соколы. Насчитывается более десяти видов, из которых в России обитают два вида: обыкновенная пустельга и степная пустельга, последняя занесена в Красную книгу России, как исчезающий вид. Пустельги отличаются своим поведением во время охоты, когда они парят на высоте 10—20 м над землёй, высматривая жертву, обычно небольших млекопитающих, ящериц или крупных насекомых. Другие соколы более приспособлены к активной охоте в полёте. Кроме того, значительная часть оперения пустельги имеет бурый цвет.

Итак, а теперь задайте вопросы, которые вы придумали, ребятам, своего ряда. На все ли вопросы смогли ответить? Что вам показалось трудным, отвечать на вопросы или придумывать вопросы по тексту?

Комментарий: в данном задании у обучающихся будет формироваться умение осмысленного чтения текста, а также умение формулировать вопросы по тексту и отвечать на них по тексту.

Я думаю, остальные ребята, тоже хотели бы узнать об остальных животных. Теперь давайте поменяемся текстами. Третий ряд передаст свои тексты - первому ряду, второй ряд передает текст - третьему ряду, и первый ряд передаст текст - второму ряду.

Теперь задача немного меняется. Ознакомьтесь с текстом и с помощью интернет-источников найдите такую информацию:

Текст с сусликом длиннохвостым - «Питание сусликов. Википедия».

Текст с лисой обыкновенной – «Поведение лис. Википедия».

Текст с Пустельгой – «Происхождение названия этой птицы. Википедия».

Для этого в браузере введите темы, которые, представлены на слайде, каждый ряд ищет информацию про своё животное.  

(Затем учитель просит по одному человеку с каждого ряда рассказать о той информации, которую он нашел. Остальные поправляют его или добавляют информацию, задают вопросы).

Комментарий: в этом задании у обучающихся будет формироваться умение находить дополнительную информацию к тексту, и умение по памяти излагать прочитанное.

К сожалению, наша экскурсия на сегодня подходит к концу, но это лишь наша первая экскурсия, и впереди нас ждёт ещё много таких виртуальных путешествий. Мне понравилось с вами сегодня работать, надеюсь и вам тоже понравилось путешествовать со мной по острову Татышев.

Подводя итоги, можно сказать, что виртуальная экскурсия может способствовать формированию умения работать с текстом: самостоятельно выделять в нём основную мысль, самостоятельно формулировать вопросы по представленному тексту, находить информацию на прямые и иные вопросы в тексте.

Список используемых источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2016. – с. 2-13.

2.  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 321.

3. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одно из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В.Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22.