«Словообразование – особый путь создания словаря»

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Словообразование как раздел науки о русском языке занимает особое место в школьном курсе, так как основные умения и навыки в области структурного анализа являются базовыми для формирования важнейших речевых умений и условием, при котором школьники могли бы овладеть навыком безошибочного письма, способностью опознавать слова разных частей речи, их грамматические признаки.

Проблема формирования умений в области морфемики и словообразования на начальном этапе освоения языка остается актуальной до сих пор. В начальной школе закладываются основы знаний, навыков в области родного языка, что поможет учащимся в средней школе углубить и расширить знания по данному вопросу.

Термин «словообразование» в современном языкознании используется неоднозначно: так называется и языковое явление, и наука об этом явлении.

Традиционно термин «словообразование» используется для обозначения процесса создания новых слов на базе существующих словарных единиц. В соответствии с этим, словообразование в специальной литературе определяется как «особый путь развития словаря» (М.Д.Стенакова 1984: 18), «основное средство обогащения словарного состава языка» (К.А.Левковская 1986: 24-25), «одно из основных средств положения словарного состава языка новыми словами» (В.В.Лопатин 1977: 47-49), «основной источник положения словарного состава языка, которое осуществляется разными способами» (К.А.Тимофеев 1980: 164-166).

Термин «словообразование» наиболее подходит для обозначения процесса языкового механизма, связанного с образованием новых слов. Данное значение вытекает из его структурных особенностей, модели его построения. Можно считать общепринятым, что объектом словообразования как раздела языкознания является реально существующее в языке слово, которое изучается также в других разделах лингвистической науки.

Принципиальное отличие словообразования от других разделов языкознания состоит в том, что изучает не все слова языка, а лишь его производные. При этом объектом исследования в словообразовании является «слово со стороны его структуры» (О.А.Жуковская 1983: 53), слово как «организованная последовательность морфем различного качества» (А.И.Моисеев 1987: 47).

Производное слово – это слово, образованное от какого-либо другого слова или словосочетания: лед – ледник, ледяной, обледенеть: голый лед – гололед, гололедица и т.п.

Самой характерной особенностью производных слов является их семантическая мотивированность: значение производных слов мотивировано значением производящих и, отражено в их собственной структуре: лед-ян-ой, об-лед-ене-ть. Поэтому значение производных слов не произвольно, а осмысленно самим языком.

Производные слова характеризуются также уплотненной и расчлененной структурой: кроме корня в их составе имеется какой-либо словообразовательный аффикс – суффикс (город-ск-ой), или приставка (при-город), или то и другое (за-город-н-ый).

Производные слова изучаются в словообразовании не сами по себе, а в отношении к существующим производящим, в их связи с другими производными по своей словообразовательной структуре – по способу словообразования, модели построения.

Производящие слова – это исходная точка, база образования производных слов. Базой образования сложных слов является сочетание слов, два или более слова.

К числу элементарных языковых единиц, служащих объектом словообразования, относятся различные словообразовательные средства, в частности словообразовательные аффиксы, а также производящие основы, соединительный звуки и другие элементы языковой структуры, выделяющиеся в составе производных слов.

Таким образом, словообразование – основной путь и способ пополнения языка новыми наименованиями, при этом оно предопределяет звучание, значение, грамматические свойства образуемых слов, правила их функционирования в речи. Словообразование – эволюционный и функциональный аспект языка, и его изучению должно быть уделено самое пристальное внимание.

В школьном курсе русского языка внимание почти целиком сосредоточено на способах словообразования, которые носят морфологический характер. Именно поэтому не только ученики, но и сами учителя привыкают, как правило, считать, что слова в нашей речи образуются лишь на основе отдельных слов с помощью суффиксов, приставок и сложения. Между тем образование новых слов в русском языке является процессом более многообразным: слова могут возникнуть в нашем языке и на базе различных сверхсложных объединений, и не только посредством суффиксов, приставок и сложения.

Между возможной базой образования слов и различными способами словообразования существуют вполне определенные и четкие соотношения, своеобразное распределение «сфер влияния». Так, путем слияния слов в одно лексическое целое новые слова возникают на базе предложно-падежных сочетаний, свободных сочетаний слов и фразеологических оборотов. Что касается различных способов словопроизводства, то «лексико-семантические новые слова» выделяются из отдельных слов и фразеологических оборотов, такая же разновидность морфологического способа словопроизводства, которой является суффиксация, может образовать новые слова на основе всех перечисленных выше значимых единиц. Но в современном русском словообразовании существует несколько подходов к классификации основных способов словообразования. Рассмотрим классификацию основного способа словообразования, предложенную Н.М. Шанским и Л.Ю.Максимовым.

Н.М.Шанский классифицирует основные способы словообразования как лексико-семантический способ, лексико-синтаксический способ, морфолого-синтаксический способ, морфологический способ.

Словообразование и этимология - это явления одного порядка, с одним содержанием: их основной вопрос - как возникло, создано, образовано каждое конкретное слово. Различие лишь в том, что словообразование рассматривает «живое» образование слов, непосредственно осознаваемое и отражаемое в семантических соотношениях производных и их производящих, а этимология стремится выявить образование тех слов, словообразовательная связь которых с другими, прежде всего с их производящими, по каким-то причинам утрачена, забыта, не осознается. Этимология, таким образом, это забытое словообразование, а словообразование, следовательно, не что иное как живая этимология слов. Близость словообразования и этимологии обнаруживается в термине деэтимологизация: деэтимологизация - это утрата словообразовательных связей (велеть — воля, верх — вершок, вкусить вкус и т.п.).

Этимологический анализ выявляет прошлые словообразовательные связи. Иными словами: если морфемный и морфологический анализ обращены в настоящее, в современные языковые отношения, то этимологический анализ обращен в прошлое языка. Именно он дает истинную картину образования слов, показывает реальное соотношение морфем внутри слова.

Словообразование, являясь разделом языкознания, с одной стороны, понимается как процесс образования новых слов, с другой — как особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка.

Изучение словообразовательной системы дает возможность понять законы ее функционирования, установить нормы современного словообразования.
Изучение словообразовательной системы современного русского языка предполагает знание русской морфемики — учение о значимых частях слова - морфемах.

Словообразование тесно связано с лексикой и морфологией. Все новые слова, которые образуются по продуктивным моделям языка, обогащают и увеличивают его словарный состав.

Изучение словообразовательной системы предполагает изучение способов образования новых слов, которые действуют на данном этапе развития языка, а также тех правил, которые объединяют слова одного способа образования в словообразовательные типы. Выделяют следующие способы словообразования: образование на базе отдельных лексических единиц; на базе различных сочетаний лексических единиц; лексико-семантический; лексико-синтаксический; морфолого-синтаксический; морфологический.

Ведь законы современного русского словообразования тесно связаны как с грамматическими категориями и формами, так и с лексической системой русского языка, с его основным словарным фондом и словарным составом в целом в их взаимодействии.

Элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами.