Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: рабочая программа


Общекультурное направление.

Срок реализации программы: 4 года.

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая база

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(далее – ФГОС НОО),  утвержденного приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в  федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) / под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010.

6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя – М., Просвещение, 2010.

7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

9. Инструктивно-методическое письмо от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-о-о «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».

10. Учебный план ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.

Программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и с учетом содержания типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

1.2. Актуальность и перспективность курса

Программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» является программой общекультурной направленности. Она призвана создать условия для расширения у учащихся представлений о художественном творчестве и развития у них творческих способностей средствами изобразительной деятельности.

Постоянная изменчивость современного мира обусловливает запрос общества на личность с креативными характеристиками. Школа, как социальный институт, сегодня является не только местом обретения ребенком необходимых для жизни знаний, умений и навыков, но и пространством развития творческих сил и способностей. В этом контексте занятия изобразительной деятельностью позволяют школьникам развить воображение и фантазию, научиться «переводить» вербальные тексты в визуальные символические изображения, понимать и объяснять (интерпретировать) окружающий мир с помощью языка искусства. Также программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» позволяет учащимся, интересующимся изобразительным искусством, выявить, раскрыть и совершенствовать свои художественные способности.

Программа построена с учетом системно-деятельностного подхода и предполагает организацию в большом объёме продуктивной деятельности обучающихся, связанной, как с исследованием ими окружающего мира, так и с созданием собственных творческих работ. Визуальные исследования реальной социокультурной среды микрорайона расположения школы позволяют учащимся понять, какое место занимает искусство в повседневной жизни человека, расширить свои представления о ценностных понятиях и категориях («красота», «гармония», «творчество», «труд» и пр.), научиться смотреть и видеть («быть зрителем»). Художественная деятельность школьников в рамках программы внеурочной деятельности направлена на обучение умению отражать доступными для детей младшего школьного возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

1.3. Возрастная группа учащихся

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.

1.4. Количество часов

Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл. – 33 ч., 2–4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками – 1ч. в неделю.

1.5 . Продолжительность одного занятия

  • 1 класс -  30–35 минут,
  • 2–4 классы – 35–45 минут

1.6.  Цели и задачи реализации программы:

Цель: развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства.

Задачи:

личностного (духовно-нравственного) развития

  • формирование у учащихся личного эмоционально-ценностного отношения к художественному творчеству;
  • расширение представлений школьников о сущности таких ценностных категорий как «красота», «гармония», «идеал», «традиция», «наследие», «труд», «мастерство», «авторство»;
  • развитие эмоционального интеллекта учащихся (умения понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять собственными эмоциональными состояниями);
  • формирование у школьников интереса к занятиям изобразительным искусством и чувства собственной самодостаточности (уверенности в своих силах, возможности самореализоваться в творчестве);
  • развитие у школьников элементарных умений саморефлексии личностного (в том числе и творческого) развития.

метапредметные

  • развитие визуальной (зрительской) культуры учащихся (умения смотреть и видеть, интерпретировать увиденное);
  • развитие образного мышления средствами изобразительного искусства;
  • развитие фантазии и воображения учащихся в ходе выполнения творческих работ;
  • развитие умения находить нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
  • развитие коммуникативных способностей школьников – умения вести конструктивный диалог о смыслах и значениях изучаемых произведений искусств;
  • развитие умения работать в команде, выполняя коллективные творческие работы;
  • приобретение учащимися опыта творческого самовыражения.

предметные (обучающие)

  • расширение представлений учащихся о языке искусства;
  • расширение представлений об известных российских художниках и их произведениях;
  • освоение учащимися практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);
  • освоение традиционных и инновационных приемов и техник художественного творчества.

1.7. Принципы построения программы

Основные принципы программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» обусловлены спецификой возраста учащихся, которым адресована программа, и ее направленностью на развитие творческих способностей детей:

  • доступность и наглядность;
  • последовательность и систематичность обучения и воспитания;
  • учет индивидуальных особенностей детей;
  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • максимального предоставления образовательных возможностей;
  • субъектности - свободы выбора учащимся материалов, содержательных и других аспектов творческой деятельности;
  • межпредметной интеграции;
  • практикоориентированности.

1.8. Специфика программы

Отличительными особенностями данной программы внеурочной деятельности (от уже существующих в этой области) являются:

1. Организация образовательного процесса в формате культурно-образовательных практик школьников, которые строятся в следующей логической цепочке: «восприятие явления культуры в окружающем детей социокультурном пространстве» - «формулирование учебной проблемы, актуальной и личностнозначимой для учащихся» - «художественная проба – попытка средствами искусства найти решение данной проблемы» - «творческая рефлексия художественной пробы: что получилось, а что нет, и почему» - «формулирование информационного запроса к учителю» - «художественная коммуникация – обращение к истории искусства, исследование объектов культурного наследия для поиска ответа на возникшие вопросы, а также организация упражнений и тренингов творческого характера – на освоение техник творчества» - «повторное художественная проба с учетом новых знаний и умений» - «рефлексия культурно-образовательной практики».

2. Модульный характер построения программы.

Обучение по программе рассчитано на 4 года. Однако программа построена таким образом, что каждый учебный год является по сути отдельным законченным и завершенным образовательным модулем (Примечание: содержанием программы каждого года представлено далее). Это позволяет учащимся присоединяться к обучению на любом его этапе (если школьник не посещал занятия внеурочной деятельности в 1 классе, то он может без проблем освоить базовое содержание во 2 или 3 классе). «Дефицита» знаний и умений учащиеся, присоединившиеся к обучению по программе, не испытывают в силу того, что образовательный процесс строится по принципу культурно-образовательных практик, в которых важную роль играет взаимообучение школьников.

3. Ориентация программы на освоение учащимися широкого спектра изобразительных техник и использования художественных средств.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

4. Обязательная презентация итогов художественного творчества учащихся широкой общественности.

Результаты художественного труда обучающихся находят применение в оформлении учебных кабинетов, коридоров школы, а также пространств, в которых проходят различные общешкольные праздники. Один раз в три месяца силами учащихся создается временная творческая тематическая выставка, в рамках которой объединяются работы детей 1,2, 3 и 4-ого классов. Данная выставка представляется учащимся других классов, родителям и педагогам. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе

1.9. Формы и методы работы

Формы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает интеграцию коллективных, групповых (пары постоянного и сменного состава, малые группы), индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и коллективного проектирования творческой деятельности.

Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
  • в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Правила рисования совмещаются с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, эксперименты, фасилитированная дискуссия, метод обсуждения художественного события, кейс-технология, свободное творчество, а также групповые, комбинированные чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

2. Структура программы

2.1. Основные разделы

1 класс - «Разноцветный мир. Учимся смотреть и видеть»

Программа первого года обучения носит пропедевтический характер и помогает детям научиться замечать вокруг себя объекты, которые могут быть отражены в авторских творческих работах. Проводя визуальные исследования окружающей социокультурной среды, а также рассматривая картины известных художников, учащиеся приобретают навыки визуальной коммуникации. В ходе продуктивной художественно-творческой деятельности учащиеся осваивают базовые приемы и технологии рисования.

2 класс – «Мир, который дорог мне. Как передать свои чувства в рисунке?»

Программа второго года обучения направлена на формирование у школьников умения использовать выразительные средства живописи для передачи в авторских работах определенного настроения и ценностного отношения.

3 класс – «Мир образов и мнений. Почему художники видят мир по-разному?»

Программа третьего года обучения обогащает представления учащихся о способах самовыражения художников.  В центре внимания учащихся – авторская манера мастеров.

4 класс – «Путешествие в мир фантазий. Как сочинить что-то новое?»

Программа четвертого года обучения направлена на развитии фантазии и воображения детей и связана с созданием авторских творческих работ с использованием различных техник.

2.2. Перечень УУД

Прогнозируемые образовательные результаты:

1-й класс

Личностные результаты:

  • интерес к художественному творчеству;
  • готовность творить, создавать авторские художественные произведения;
  • понимание роли искусства в личной жизни и жизни других людей, общества;
  • ценностное отношение к объектам культурного наследия (прежде всего, произведениям искусства, созданным мастерами прошлого и настоящего);
  • умение понимать эмоциональные состояния других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя; 
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • соблюдать правила и алгоритмы безопасной работы с художественными материалами.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
  • понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3. Содержание программы. Тематическое планирование

4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

5. Литература и средства обучения

5.1. Литература

  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  10. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  11. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  12. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
  13. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.

5.2. Печатные пособия

Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

5.3. Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.

5.4. ЭОРы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
  2. Коллекция «Мировая художественная культура»:https://art.1sept.ru
  3. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
  4. Журнал «Начальная школа»: www.openworldschool

6. Оценка эффективности реализации программы

1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.

2. Участие в школьных конкурсах.

3. Участие в районных конкурсах.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш». 2-й класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш». 3-й класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш». 4-й класс