Интегрированные уроки как средство реализации межпредметного подхода в образовательной организации

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: интегрированный урок, образовательный процесс, межпредметная связь


С целью улучшения качества образования в настоящее время арсенал педагогов богат современными эффективными технологиями. Можно предположить, что у каждого педагога есть опыт проведения интегрированных уроков. Естественно организация и проведение таких занятий требует большой подготовки, что в результате приводит к довольно высокой эффективности. За время урока нужно организовать и протянуть непрерывную нить, которая просматривается на интегрируемых учебных дисциплинах, что дает возможность ученику в благоприятной образовательной среде получать нужные знания. В чем же преимущества организации и проведения интегрированного урока?

В настоящее время в школе одной из форм организации является интеграция. Ни смотря на то, что на протяжении длительного времени в школе изучаются отдельные дисциплины, напрашивается вопрос: насколько целостно учащиеся усваивают знания о природе, обществе, человеке? На основе чего формируется возможность полноценного восприятия действительности? Как происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной? Какие нужны условия для получения ответов на поставленные вопросы?

Интеграция, межпредметные связи на слуху у каждого учителя. Как организовать учебный процесс и дает ли это ученику возможность сформироваться всесторонне развитой личностью – проблемный вопрос, который в современной системе образования звучит несколько по-другому. Его актуальность прогнозируется современными требованиями, которые предъявляются к школе. Интеграция, вот тот необходимый шаг, который нужно делать в системе образования. Это объясняется утратой эффективности традиционной системы в образовании. Сейчас большая часть учебных дисциплин конкурируют друг с другом. Каждый школьный предмет рассматривается как определенный набор сведений, необходимый учащимся для формирования целостного мировоззрения.

Есть ли возможность формирования целостно картины мира – остро стоящий вопрос в современной системе образования.

На основе этого возникают следующие проблемы: ученики не умеют применять полученные знаний, так как они обрывочные, ни их основе возникает клочкообразное представление о мире и его законах; не умеют связывать полученные знания с изученными ранее, не говоря уже о использовании на других предметах. Интеграция может осуществляется на любом этапе учебного процесса: при постановке целей урока; на уровне содержания; при выборе форм проведения занятий (уроки, экскурсии, конференции, проекты и прочее).

Образовательный процесс можно разделить на следующие ветви:

  • первая – взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, позволяет раскрывать духовный потенциал личности учащегося;
  • вторая – разработка единых образовательных программ, направленных на формирование основных меж предметных понятий;
  • третья – реализация взаимосвязи дисциплин за счёт уклона на практическую направленность и четвертая предусматривает обучение учащихся на основе использования общеучебных методов познания.

Лаконично организованная работа педагогического состава образовательной организации позволит структурировать содержание образовательного процесса таким образом, что появится возможность осуществить интеграцию учебного материала, а также рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам, что позволит более четко систематизировать учебный и создать у учащихся представление о целостной научной картине мира.

Существующая и применяемая предметная система обучения показывает традиционное разделение предметных областей знаний на естественные, технические, гуманитарные. Самостоятельное существование предметов, их невидимое взаимодействие препятствуют органическому восприятию целостной картины мира. В мировой педагогике всегда обсуждался и до сих пор имеет место вопрос: как строить учебные планы, состоящие из отдельных учебных дисциплин или из комплексов и проектов, в которых знания учащихся будут лаконично группироваться из различных наук вокруг какой-нибудь области исследования.

Интегрированный урок – один из особых типов урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Такой тип урока учителя используют при явном существовании дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках; при маленьком количестве учебного времени, отведенного по программе на изучение темы; при изучении межнаучных и общенаучных понятий, таких как движение, время и другие; при явном противоречии в описании явлений, событий, фактов в разных науках; при возможности создания проблемной развивающей методики обучения предмету.

Из вышесказанного мы видим очевидные преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным. Явно просматривается возможность создания благоприятных условий для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, что дает возможность научить применять теоретические знания в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных ситуациях. Многопредметные уроки дают возможность максимально приблизить образовательный процесс к жизни, наполнить смыслом выполнения практических заданий, что помогает учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук. Такие уроки обогащают учителей, способствуют росту и повышению профессионального мастерства, так как требуют владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществление деятельностного подхода к обучению.

Межпредметные связи интегрированного урока предполагают согласованную взаимосвязь содержания каждой учебной дисциплины, построение и отбор материала, методов и форм обучения, которые определяются общими целями образования, обусловленными спецификой каждого учебного предмета.

Наряду с плюсами, мы встречаемся с проблемами интегрированных уроков. Одним из главных отрицательных моментов, на наш, взгляд, можно считать сложность точного распределения времени, а именно его строгая экономия, учитывая, что выдаваемый материал достаточно объёмный, и нужен чёткий поминутный расчёт времени на каждый вид деятельности. Таким образом, распределение времени и его строгое отслеживание – одно из важных условий успешного проведения интегрированного урока.

Эффективного результата интегрированного урока можно достичь при тесном и плодотворном сотрудничестве нескольких учителей, грамотно организуя деятельность на уроке. Основная сложность проведения такого типа уроков состоит в том, что необходимо учитывать актуальность подачи материала каждой дисциплины, что не всегда предусмотрено рабочими программами. Оба учителя должны мастерски владеть навыками составления программы и быть гибкими и толерантными при проведении уроков.

В заключении хотелось призвать коллег отбросить все сомнения, пробовать, развиваться, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза учащихся, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках – это один из ценных результатов работы каждого учителя.

Список литературы

  1. Глинская Е.А. Межпредметные связи в обучении / Е.А.Глинская, С.В.Титова. - 3-е изд. - Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
  2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2007. - С. 165-173.