Классный час "Покормите птиц зимой". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, птицы, птицы зимой


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • расширить знания учащихся о жизни зимующих птиц птицах
  • научить проявлять заботу к птицам зимой
  • научить изготавливать кормушки из подручных материалов

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями жизни птиц зимой;
  • вызвать желание помочь зимующим птицам в трудное время;
  • научить правильно подбирать корм для птиц:
  • развить у школьников потребность общения с  живой природой;

Оборудование и материалы: пластиковая бутылка, изолента, ленточка, ножницы, сухой белый хлеб, несолёные и нежареные семена подсолнечника, скорлупа яиц.

Ход урока

Слайд 1

Звучит запись "Голоса птиц"

Учитель: Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе?

- В какое время года можно услышать голоса птиц? ( ответы учащихся)

- А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение? Почему? ( ответы учащихся)

- Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)

- Зимой птицам не до песен, потому что холодно и голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.

- Как вы думаете, что страшнее птицам, холод или голод? (ответы детей)

Слайд 2

Ученик 1

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

Слайд 3

Ученик 2

Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

Ученик 3

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Слайд 4

Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о том, как птицам пережить трудное зимнее время. Во время сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден.

- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

- Перечислите перелетных птиц нашего края

- А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

- А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

Слайд 5

Объявляется игра “Перечисти  перелетных и зимующих птиц”. Класс делится на 2 команды (команда мальчиков и команда девочек). Ученики перечисляют названия птиц.

Слайд 6

Ученик 4

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.

Ученик 5

И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
Скорей на помощь, дети!

Ученик 6

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!

Слайд 7

Ученик 7

Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!

Ученик 8

По небу весело скользя.
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
"Спасибо, вам великое!"

Слайд 8

Учитель: Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки.  Кормушку можно сделать самостоятельно. Главное выбрать такое место, чтобы оно было легко доступно птицам и закрыто от ветра. Кормушка не должна раскачиваться на ветру. Птицы боятся к такой подлетать.

Ученик 9

Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду - у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!

Ученик 10

Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать 
Должны друг о друге.

Учитель: Ребята, я покажу вам, как сделать кормушку из пластиковой бутылки.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный хлеб опасен. У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки .Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо - семечки подсолнуха. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в "столовую".

Слайд 9

Учитель: Ребята, давайте узнаем, чем можно и чем нельзя кормить зимой птиц.

Слайд 10

Учитель: А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку.

Ученик 11

Спиной зеленовата, 
Брюшком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)

Слайд 11

Ученик 12

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю (воробей)

Слайд 12

Ученик 13

Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? (ворона)

Слайд 13

Ученик 14

Чернокрылый, красногрудый.
Он везде найдёт приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут.(снегирь)

Слайд 14

Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче (дятел)

Слайд 15

Ученик 15

Свиристели

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.
Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

Слайд 16

Ученик 16

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис. 
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки 
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона.

Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.
Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.

Слайд 17

Игра  «Чем можно и чем нельзя кормить птиц»

(будем изображать пальчиком клюв птицы и стучать клювом, если пища не вредная для птиц)

Учитель показывает, как сделать кормушку из пластиковой бутылки.

Слайд 18

Ученик 17

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Ученик 18

Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

Учитель: Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция.

Птицы быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно перезимовать. Зимой даже осторожные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу.

Подкармливая птиц, люди сохраняют живую природу.

Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

К нам на зиму прилетают птицы с холодных северных лесов, а летом они возвращаются на свою родину.  Интересно, как выглядят эти птицы?

Слайд 19

Ученик 19

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Учитель: Ребята подготовили небольшие сообщения о зимующих птицах, послушайте их.

Слайд 20

Ученик 20. Снегирь крупнее воробья. Он обладает ярким оперением: красным на груди и серым на спине. Родина снегирей — хвойные леса тайги. Здесь они устраивают гнезда и выводят птенцов.

Зимой снегири кормятся семенами, ясеня, клена, липы и других деревьев. В садах и парках они поедают древесные почки. Особенно привлекает снегирей рябина, которую они охотно поедают.

Полет снегирей красивый, волнообразный. На фоне снежного покрова, среди ветвей сидящие на них снегири напоминают красные фонарики,  которые украшают дерево.

Слайд 21

Ученик 21. Синица - это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто-синяя, а брюшко - жёлтое.

Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле.

Слайд 22

Ученик 22. Воробей - это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей". Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.

Слайд 23

Ученик 23. Дятел - у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой - семенами хвойных деревьев.

Слайд 24

Учитель: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Ученик 24

Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.

Ученик 25

А ведь в нашем сердце есть.
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Слайд 25

Учитель:  Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время. Потому что весной не только они порадуют нас  своим пением, но деревья распустят свои цветы и листочки, потому что не  будет вредителей деревьев.

Ученики изготавливают коллективную работу «Панно «Дерево в цвету».