Работа над компетентностными характеристиками личности в процессе обучения математики (5–11-е классы) в условиях реализации системы Занкова

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: компетентностный подход


Низкая удовлетворенность качества общего образования и осознания насущной необходимости коренных преобразований в средней школе, обусловили массовый характер инновационных процессов. До 90% школ России, как показывают социологические исследования проблем общего образования, охвачены поиском новых подходов, средств и форм образовательной деятельности.

Постепенно складывается стратегия личностно-ориентированно инновационного обучения, при котором школа рассматривается не с точки зрения традиционного представления о ней, как заведение, в котором осуществляется формальное обучение, а где происходит социальное, интеллектуальное и эмоциональное формирование личности ребенка (1-2 слайды).

Презентация

Поэтому после внедрения системы Занкова в массовую практику начальной школы и актуализировался вопрос о преемственности между начальным и основным общим образованием.

Компетентностный подход к образованию призван решить единственную функцию-развитие и формирование личности. Поэтому все компетенции являются метопрдеметными. Работа над развитием личности происходит на всех уроках, и на уроках математики тем более. (3 слайд)

Я приведу примеры как на уроках математики реализую ключевые компетенции. (4-5 слайды)

При изучением новой темы учитель рассказывает, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы: (6 слайд). Зачем? Почему?...

В результате учащиеся четко представляют что, когда и как они будут изучать. Кроме того, этот прием позволяет им понять, не только цель изучения данной темы, но и осмыслить место урока в системе знаний.

  • На уроках геометрии часть теории ученики самостоятельно изучают по учебнику, создают конспект и отвечают на уроке. В итоге учащиеся учатся выбирать главное, обосновывают его важность.
  • Можно применить решение непрямых задач (7 слайд)

В этом виде компетенции можно говорить и о профориентации. Предлагаются задачи, где требуются практическая смекалка, умение ориентироваться в конкретной обстановке (8-10 слайды)

(11 слайд) Многие учителя знают, что ученики уверенно использующие одно умение на данном предмете, далеко не всегда смогут его применять на другой дисциплине (пример из физики: действие с векторами; решение физических задач: ученикам сложно построить математическую модель процесса, не способны порой применять математический аппарат в новых обозначениях)
Эффективность работы в этом направлении возрастает при кооперации нескольких учителей при использовании методов одной науки в другой.

Здесь помогут и составление задач по уравнению, схеме, таблице.

Так в пятом классе тренируемся записывать числа: натуральные, обыкновенные и десятичные дроби. В качестве дополнительного материала можно использовать написании рассказов, фантастических сказок (12 слайд)

Дети должны понимать, что изученный в школе материал не является полной картиной мира и существует много других концепций, теорий познаний мира в целом.

Так на уроках геометрии мы изучаем параллельные прямые, их свойства, признаками. Но дети часто задают вопрос : «А может они где то пересекаются?» или если этот вопрос не задается детьми вслух, я сама спрашиваю их об этом, чтоб активизировать их мышление, мыслительную деятельность, пробудить фантазию, дать возможность представить картину мира более широко. Я рассказываю им о геометрии Лобачевского, о теории «Луча света в космосе», искривленности пространства. (13 слайд)

При решении уравнений х=а (14 слайд), говорим о значении «а», знаем что оно всегда неотрицательное. Ставя вопрос перед учениками: Существует ли число квадрат которого есть число отрицательное?!, обычно слышу резко отрицательный ответ или по крайней мере недоуменнее. Таким образом, знакомлю их с существованием комплексных чисел. (Этот материал расширяет кругозор ученика и не является обязательным для изучения.

(15 слайд) Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес носит поисковый характер.

При выполнении таких заданий ученики испытывают эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьника. Когда ребенок учится из-под палки, он доставляет массу хлопот и огорчений. Традиционно учителю это не дает покоя: приходится подгонять ребенка во овладение им знаниями. Поэтому необходимо возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащегося и как важный мотив учения и как воспитательное средство.

Особенно эффективно эту компетенцию развивать при решении нестандартных задач, занимательных, исторических, задач-фокусов.

  • (16 слайд) Так по развертки модели многогранника учащиеся исследуют простейшие стереометрические свойства фигур и создают эти модели из картона.
  • (17 слайд) Так в 6 классе задаю домашнее задание - исследовать и определить зависимость длины окружность от радиуса.
  • (18 слайд) Карточка у ученика в руках, ученики из класса называют значение Х, ученик заполняет таблицу, а остальные должны догадаться какая «формула функции»
  • (19 слайд) Сравнение углов
  • (20 слайд) Петух
  • (21 слайд) Сколько треугольников

Также реализация данной компетенции является и проведение проверочных работ в виде тестов. Во втором полугодии провожу целенаправленные (2-3 часа), по согласованию с другими учителями, тестирование по КИМам в форме ЕГЭ, где подготавливаю разные тесты в количестве равном количеству человек в классе (18-24 варианта). На эти уроки ученики приходят только с ручкой, все средства связи сдаются учителю, все необходимое для экзамена подготавливаю сама. Таких «репетиций» провожу 4-6 раз (само собой - тесты совсем разного наполнения). Затем провожу детальный разбор ошибок каждого (проверяю не только ответ, но и заставляю решать все задания, включая часть А). Ученики уже ждут следующего раза, так как им хочется увидеть динамику своих успехов (составляю в виде сводной таблицы их результаты; считаю процент выполнения, намечаю путь изменения ситуации: какие задания трудны, не выполнены тем или иным учеником); даю индивидуальные консультации по ликвидации ошибок и пробелов.

Как правило, к концу учебного года не остается равнодушных и бездельников. Все ученики знают какого уровня они достигли и пытаются преодолеть эту планку. По большому счету, результаты экзамена не ниже последних письменных работ.

(22 слайд) Для развития этой компетенции целесообразно использовать:

  • Решение задач на движение и стоимость (дети могут собрать данные, используя доступные им источники: стоимость билетов до Сочи? стоит поездка семьей)
  • При изучении новых терминов дается определение математических понятий (23 слайд, модуль)
  • Ученики могут использовать помощь Интернета для нахождения ответов на вопросы: длины и вес в древности с переводом на современную таблицу мер и длины.
  • Учащиеся должны добывать информацию из источников разных видов. Если в учебнике в основном задачи текстового содержания, то необходимо включать задачи в виде таблиц, графиков, диаграмм, такие задания сейчас включены в ЕГЭ.

(24 слайд) Реализация данной компетенции не является новой в школьной системе обучения. Мы часто используем такие приемы как дискуссии, групповая и парная работа.

(25 слайд, танграмм) Используем танграмм во внеурочной работе при проведении математических состязаний, где дети в команде собирают танграмм на скорость (26 слайд)

Использую исследования софизмов (27 слайд, где ошибка?)

(28 слайд)

Да и при решении любой задачи учитель вызывает ученика на диалог, дискуссию: когда задает вопросы по ходу задачи.

Это компетенция реализуется при работе в группах(рассказать соседу по парте правила, теорему, выслушать вопрос, ответить)

(29 слайд) Такой прием как решение задач на «лишние данные», задачи с проверкой реализуют эту компетенцию.

(30 слайд, ленты)

Решаю быстро, делаю ошибку (31 слайд) дети верят учителю и при проверке корней замечают ошибку. Ведь проверка требует настойчивости и волевых усилий. В результате воспитывается самостоятельность, внимательность и заинтересованность.

Заключение

Анализируя собственный опыт могу сказать, что существует много методических приемов совершенствования педагогического мастерства, используемые мной методы и приемы позволяют достигать высоких результатов и качества при итоговой аттестации выпускников. (32-33 слайды)

В конце своего анализа хочется добавить, кроме высокого уровня учитель должен обладать культурой, умением поддерживать, влиять на общение, предвидеть непредвиденное и уметь быстро реагировать, изменяя иногда форму, иногда содержание, а иногда и логику заданий или даже урока в целом.