Урок по ОРКСЭ "Природа – волшебные двери к добру и доверию" (Модуль "Основы светской этики")

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: Основы светской этики


Предмет: ОРКСЭ. (Модуль «Основы светской этики»).

Класс: 4.

УМК: Шемшурина А.И.-7-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

Цель:

  • Создать условия для накопления детьми понимания значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами;
  • Подвести детей к пониманию красоты как эстетической категории, формировать эмоциональное представление и восприятие красоты природы, человека, воспитывать бережное отношение к жизни, формировать толерантное отношение к окружающим, совершенствовать коммуникативные умения выражать своё мнение, делать выводы, сравнивать явления.

Задачи:

  • Способствовать раскрытию смысла выражения «красота природы»;
  • Инициировать эмоциональный отклик на ситуации этико-познавательной направленности;

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека;
  • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
  • приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

  • адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности; знание правил.

Ход урока

1. Оргмомент

«Здравствуйте», – ты скажешь
человеку.
«Здравствуй», – улыбнется
он в ответ.
И, наверно, не пойдет
в аптеку,
И здоровым будет целый век.
– Проверим готовность к уроку.

2. Повторение

А) Учитель читает сказку

Загадка

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в нём мельничка, есть в нём и кухня, где день и ночь готовится тёплая пища.

В этом домике множество ходов и переходов, и проворные маленькие слуги разносят по ним тёплую пищу во все уголки дома. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью не засыпает он ни на минуту, всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где только спрашивается пища, питьё или тепло.

Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух; есть два светлых окошечка со ставеньками: ночью эти ставеньки запираются, днём - отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки этой не видно, но она-то всем распоряжается и всё оживляет: для неё-то хлопочет эконом, для неё-то работают маленькие слуги, она-то смотрится в светлые окошечки, подымает и опускает ставеньки.

Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, слуги остановятся в переходах, и во всём домике станет тихо, пусто и холодно, а ставеньки закроют окошки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах».

Как вы думаете, о ком и о чём идёт речь в этой сказке?

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

  1. человек
  2. нос
  3. сердце
  4. руки
  5. душа
  6. пальцы
  7. глаза
  8. голова
  9. лёгкие

Б) Тест (учитель раздает детям листочки. Работают 5 минут. Далее выходят к доске выбирают вопрос и дают ответ. Вопросы спрятаны на ромашках, листочках и снежинках, приклееных на доске.)

Задание 1

Вопрос: Укажите те пословицы, которые говорят о чистоте души.

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) Великие души понимают друг друга.

2) Шуба овечья, да душа человечья.

3) К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

4) Хоть мошна пуста, да душа чиста.

5) Душа меру знает.

6) Честная душа не меняется.

Задание 2

Вопрос: Норвежский драматург Генрик Ибсен сказал однажды: «Душа человека заключается в его ____________ ».

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) делах

2) родственниках

3) детях

4) нравах

5) манерах

Задание 3

Вопрос: Вставьте в предложение пропущенное слово (в нужной грамматической форме).
____________душевный, то есть с душой, - это добрый, отзывчивый ____________. ____________бездушный, то есть как бы без души, - это недобрый, чёрствый _______________.

Задание 4

Вопрос: Что такое душа?

Задание 5

Вопрос: Укажите истинность или ложность приведённых ниже утверждений.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Богаче и глубже та душа, которая способна на чувства, помогающие человеку.

__ В своих действиях и поступках руководствуемся не только знанием того, как необходимо поступать в той или иной ситуации, то есть разумом, но ещё и своими чувствами.

__ Человек бездушный, то есть как бы без души, - это добрый, отзывчивый человек.

__ Необходимо воспитывать свою душу, заставлять её трудиться, чтобы окружающим вас людям было легко и приятно общаться с вами.

__ У каждого человека есть видимое тело и невидимая душа.

Задание 6

Вопрос: Это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем.

Составьте слово из букв:

ЕНТДЬВСШОУ -> ____________________________

3. Актуализация знаний

- Вы, наверное, обратили внимание, что вопросы прикреплены к разным предметам. Что они выражают? (Времена года)

Слайд 1

«Пойми живой язык природы, — и скажешь ты: прекрасен мир!» И.Никитин

На земном шаре много живописных уголков, но немногие по своей красоте могут сравниться с природой нашей Родины.

Слайд 2

Войдём мысленно в лес.

- Что вы чувствуете?

- Густой смолистый аромат. Пахнет грибами, хвоей. От ручейка веет прохладой. Душа радуется, поёт.

- Жаркий летний день, но в тени деревьев можно укрыться от палящих лучей полуденного солнца.

- Как вы думаете: для чего нам нужна природа?

- Каково её влияние на человека?

Ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых - назначение всякого растения, травинки, цветка.

Слайд 3-5

А сейчас представьте себя в зимнем лесу.

- Что вы видите?

Белая перина сплошь покрывает землю. В лесу по - праздничному чисто. Всё сверкает нетронутой белизной.

- Что вы слышите?

Тишина. Безмолвие. Морозная свежесть. Зимний лес объят волшебным сказочным сном.

- Какие стихотворения вы вспомнили, когда смотрели на эти сказочные картины?

Слайд 6-10

Пройдёт зима. Растает снег. Побулькает ручеёк в ложбинке, словно кто-то прополаскивает горлышко. Слушаешь его, и кажется: пройдёт самая малость, и он запоёт. И солнце оперлось подбородком на пухлое облако - ждёт. И земля слушает, нежится, дышит…

- Какие радостные, мягкие и светящиеся краски содержит палитра весны?

Слайд 11-15

- Назовите калейдоскоп красок летнего сезона.

Слайд 16-17

- Какой наряд красок к лицу осени?

Что даёт человеку каждая встреча с природой?

Каждая картинка заставляет нас восхищаться красотой природы: кто-то может выразить свои чувства в красках, кто-то в поэтических стихах, а кто-то сумеет увидеть и душой. Пропустив через сердце чувство прекрасного, такой человек уже никогда не станет ломать деревце в лесу, рвать цветы или оставлять мусор после отдыха на природе.

Слайд 18

Спасибо, матушка Земля
Что восхищаешь нас всегда
Природы чудной красотой
Зимой, летом, осенью, весной.

Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце…

Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.

Слайд 19

Тема нашего урока: Природа – волшебные двери к добру и доверию

Слайд 20

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев

- Согласны ли вы с поэтом, что у природы есть душа? Почему?

Природа как живое существо живёт, волнуется, дышит…

Насколько мы умеем видеть, слышать, чувствовать красоту окружающего мира? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

4. Работа над темой

(Видео. Демонстрация отрывка из видеоурока. Сказка о дубе)

Вопросы:

- Сказка ли это? (да)

- Докажите, что это сказка. (Дуб наделен качествами живого существа)

- Какие явления природы соприкасаются с Дубом? (ветер, солнце, дождь)

- С какими живыми существами Дуб связан? (птицы, животные, человек)

(Доказывается словами из текста.)

- Чем Дуб привлек внимание человека? (тишиной, спокойствием)

- Кого нашел путник в Дубе? (Собеседника), так что же происходит с человеком при общении с природой? (единение, душа человека откликается и разговаривает с природой)- вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу? (ответы детей)

Вывод: Дуб благодарен за то, что дарит ему природа – добро жизни. Он благодарит их всех, учится у природы Самому главному- вниманию ко всему живому , заботе и доброму отношению к окружающему миру.

5. Работа по содержанию притчи о справедливости

Притчи о справедливости

Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

- Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

- Успокойтесь, друзья! - сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. - В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?

При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

- Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

- Могут ли растения и животные общаться с человеком?

- Как люди понимают их язык?

- Может ли природа исцелить человека?

6. Работа по учебнику страница 54

– А сейчас послушайте наказ для принятия в ряды Всероссийского общества охраны природы:

Одари свой край чуткой нежности,
Помоги ветрам веять свежестью,
И зерну помоги вызреть колосом,
Помоги лесам быть дремучими,
Грусть грустить ивняку по над кручею,
Помоги реке быть глубокою.
Ты цветам помоги ковры выстелить,
Птицам помоги облетать крыло,
Делай все любя, чтобы впрок пошло.
Помоги всему, чем Земля красна.
Пусть в сердцах людей зазвенит весна!
Не пойди по земле незамеченным!
Не дай сделать мир покалеченным!

- Согласны вы с таким наказом?

- Нужно ли говорить ПРИРОДЕ «Здравствуйте»?

- Как бы вы поздоровались с природой?

Здравствуй, природа!
Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы.
Здравствуйте, птицы, соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери, тигры, львы, слоны, волки.

- Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

7. Итог урока

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!

Сегодня мы много говорили, думали, размышляли, высказывались о природе.

Природа учит нас добру, пониманию.

8. Рефлексия

Если согласны с этим утверждением, выберите слова, подтверждающие эту мысль. 3апишите их на дубовый листочек, лежащий на столе и прикрепите их к нашему большому Дубу на доске.

(Дети находят слова: красота, любовь, доброта, забота, тепло, внимание, охрана, радость, благодарность, помощь, родная, привлекательная, интересная, исключительная, огромная, открытость, душевность, очарование.).

Посмотрите на наше дерево. Оно все усыпано вашими добрыми, любящими природу, словами. Оно цветёт, радует, обогащает нас теплом и добром. Вот чему мы можем научиться у природы.

Домашнее задание

Подготовить инсценировку «воображаемого диалога»

  • Дерево и птица
  • Море и рыба
  • Ветер и облако

Отразить в диалоге тревогу за сохранность окружающей среды, ее обитателей.