Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Наши предки – древесные жители". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир


Цели: формировать у учащихся новые понятия о сходстве и отличии человека и обезьян.

Оборудование: иллюстрации здорового образа жизни (в качестве пособий можно использовать плакаты из медицинского кабинета).

Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

4 3 – Здравствуйте, ребята. Я вижу не у всех улыбки на лицах – улыбнитесь соседу по парте. Подарите улыбку нашим гостям. Садитесь!
– Откройте учебник на с 60 и прочитайте по ролям диалог Миши и Лены. Какие мнения высказывают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
– Почему Миша называет нас и обезьян родственниками? С1
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, давайте вспомним, что мы уже знаем. Ответьте на вопросы.
– Какие группы животных вам известны? (Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, членистоногие).
– Чем млекопитающие отличаются от других животных? (Они выкармливают своих детенышей молоком, у них более развитый мозг, есть густой волосяной покров или иглы, щетина).
– Рассмотрите рисунки на с. 60. Кого вы там видите? (Обезьян). С2
- Как вы думаете, к какой группе относятся обезьяны? Почему? (Млекопитающие).
- Скажите, правы ли Лена и Миша, говоря о том, что люди похожи на обезьян? (Обнаружение сходства человека и обезьян по рисункам).
– А есть ли отличия между человеком и обезьяной? (Да).
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Наши предки».
- Какие цели мы поставим сегодня на уроке? Что хотите узнать? (Какие сходства есть у человека и обезьян, чем они отличаются)
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План 3

  1. Найти сходные признаки (внешность, забота о потомстве).
  2. Найти отличительные признаки (речь, походка).

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

4 5 6 7 2 4 3

1. Работа в парах.

- Я даю задание, обсуждаем в парах, отвечаем, берем табличку с правильным ответом и приклеиваем на доску.
- Найдем сходные признаки человека и обезьяны. Начнем с внешности.
Посмотрите на картинки в учебнике, прочитайте текст на с 61 и ответьте на вопрос. С3
- Давайте выясним внешние отличия. Воспользуйтесь рисунками на с 61. (Широкий приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, уходящий назад лоб, надбровный валик, длинные руки, тело покрыто шерстью).
- Что можете сказать о способе передвижения людей? (Передвигаются на 2 ногах).
- А обезьяны? (Бегают по земле, опираясь на передние конечности, и передвигаются по деревьям с помощью рук). С4
- Что можете сказать про их руки? (Они длиннее, чем у человека). С5
- Посмотрите на верхние рисунки на с 61 и прочитайте последний абзац на с 62. Как вы можете их прокомментировать рисунки? У кого более чувствительная рука? Почему? (Человек может совершать руками множество мелких операций). С6
- Какое еще отличие в строении руки есть? (Развитый большой палец). С7
- Выполните задание в рабочей тетради на с 24 № 4.
- Сделаем вывод: внешне обезьяны похожи на людей? С8
- Откройте рабочую тетрадь на с 23, выполните задание № 1 и назовите еще один признак, сходный у людей и обезьян. С9 (Самый важный орган чувств – зрение).
- Следующую общую особенность вы мне назовете, когда прочитаете текст учебника на с 62. С10 (Долгий период детства).
- Найдите на с 61 еще одну общую особенность. (Мозг).
- А теперь назовите отличительные особенности , пользуясь текстом на с 63. С11 (Разум).
С12. Когда исследователи поставили в клетку к гиббону зеркало, произошло неожиданное. Обезьяна с интересом приблизилась к нему, увидела свое отражение и, громко вереща, отбежала в угол. Затем схватила зеркало и стала швырять его из стороны в сторону. Нет никакого сомнения: она не узнала себя и, скорее всего, подумала, что какой-то другой гиббон намерен ей сделать что-то плохое.
Лишь человекообразные обезьяны, оказавшись перед зеркалом, поступают как разумные существа. Это подтвердил и опыт с орангутанихой Сумой. Сначала она тоже испугалась своего отражения в зеркале. Затем стала корчить рожицы, закрывать руками глаза, подглядывая в щелки между пальцами. Встав на голову, она внимательно изучала в зеркале перевернутый мир. Во время еды Сума прилепила к щеке кожицу помидора. Когда она увидела себя в зеркале, то дотронулась до кожицы пальцем и стряхнула ее. Это однозначно доказывало, что Сума узнала себя в зеркале, а это высокое интеллектуальное достижение для животного.
(Речь). Выполните задание в рабочей тетради на с 24 № 5.
С13. Люди издавна мечтали о возможности говорить с животными. Но успеха никто не добился. Обезьянам никогда не удавалось произнести ничего, кроме отдельных невнятных слов.
Во рту и полости зева человекообразных обезьян отсутствуют некоторые звукообразующие элементы органов. Свои эмоции они выражают по-разному (всего эти обезьяны издают не больше 30 видов звуков): испуг или угрозу – резкими, пронзительными криками, призыв к вниманию – звуком «э-э-э», недовольство – брюзжанием и радость – визгом. Обезьяна узнает о настроении другого животного и перенимает его навыки, наблюдая за ним. Мимика, жесты, осанка – вот средства, с помощью которых человекообразные обезьяны передают друг другу существенную информацию.
С14. Исследователи попытались «заговорить» с обезьянами на языке жестов, которыми пользуются для общения между собой глухонемые люди. Спустя короткое время молодые обезьяны выучили целый ряд знаков, и с ними можно было уже вести настоящие беседы.
Профессор Аллан Гарднер говорит четырехлетней шимпанзе Уошо на языке глухонемых: «Пожалуйста – дай – мне - газету». Прежде чем выполнить приказ, обезьяна отвечает: «Пожалуйста – дай – мне - яблоко». То есть она заранее просит вознаграждение, но после этого делает именно то, что от нее требуют.
С15. Исследователи попытались «заговорить» с обезьянами на языке жестов, которыми пользуются для общения между собой глухонемые люди. Спустя короткое время молодые обезьяны выучили целый ряд знаков, и с ними можно было уже вести настоящие беседы.
Профессор Аллан Гарднер говорит четырехлетней шимпанзе Уошо на языке глухонемых: «Пожалуйста – дай – мне - газету». Прежде чем выполнить приказ, обезьяна отвечает: «Пожалуйста – дай – мне - яблоко». То есть она заранее просит вознаграждение, но после этого делает именно то, что от нее требуют.

– Вспомните, какой у нас был главный вопрос урока. Что мы хотели узнать? Как мы на него ответим? Назовите сходные и отличительные признаки. (Множество особенностей человека роднит его с обезьянами: развитые рука, зрение, мозг позволили освоить людям труд, длительный период детства позволил обучать потомство и передавать ему опыт, накопленный другими. В то же время человек по многим признакам отличается от обезьян.) С16, 17
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний

4 3 7 2 3 3 2
Работа в рабочей тетради.

 

ΙV. Домашнее задание

Чтение учебника (тема 14). Ответы на творческие вопросы 7, 8. К последнему вопросу можно сделать рисунок.

 

V. Итог урока.

4 – Что нового вы узнали на уроке?
– Кто является нашими предками? (Человекообразные обезьяны)
- Легко ли сегодня было справиться с заданиями на уроке? Если нет, то почему?
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Я хочу похвалить вас за работу. Давайте поблагодарим наших гостей за внимание. Урок закончен. С18.