Разработка урока по теме «Патриотизм на примере движения «Бессмертный полк» во Франции» («Бессмертный полк» «Le régiment immortel»)

Разделы: Иностранные языки, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: французский язык, «Бессмертный полк» во Франции


Введение

Год 2020 является особенным в истории нашей страны – это год 75-летия Победы над фашистскими захватчиками.

Чем ближе эта великая дата, тем больше идеологических споров разгорается по поводу не столько самой Победы, сколько о роли Советского Союза в развязывании второй мировой войны и разгроме гитлеровской Германии.

Основная идея методической разработки моего урока французского языка – патриотизм. В центре урока – движение «Бессмертный полк» – замечательная инициатива, рожденная в нашей стране и получившая широкий отклик по всему миру, в том числе во Франции.

Первая часть урока – более общая – заключается в том, что учащиеся самостоятельно ищут информацию о проекте «Бессмертный полк», об этом движении в других странах, о важности этого движения.

Вторая часть - более личная, это история собственной семьи моих учеников и моей семьи, связанная с Великой Отечественной войной.
Я полагаю, что история моих родителей – участников Великой Отечественной – послужит дополнительной мотивацией для учащихся в поисках фактов и событий, связанных с подвигами их родственников в годы войны на фронте и в тылу, послужит делу патриотического воспитания не менее, чем знакомство с историей противостояния Жизни и смерти в 1941–1945 гг.

План-конспект урока французского языка (учебный материал рассчитан на 2 урока)

Тема урока: «Бессмертный полк» «Le régiment immortel»

Цель урока: развитие коммуникативной компетенции в 4 видах речевой деятельности по теме «Histoire héroïque de notre pays . Le régiment immortel».

Задачи урока:

Практические задачи:

  • введение и закрепление лексических навыков по теме
  • совершенствование навыков диалогической/ монологичской речи;
  • тренировка грамматических навыков ().

Образовательные задачи:

  • повторение и закрепление грамматического материала;
  • развитие способностей извлекать нужную информацию из прочитанного и увиденного;
  • активизация и совершенствование актуального словарного запаса обучающихся;
  • расширение лингвистического и общего кругозора учащихся.

Развивающие задачи:

  • развитие умений выражать свои мысли;
  • развитие готовности к коммуникации;
  • развитие логики, памяти;
  • формирование и развитие учебно-организационных умений и навыков (самостоятельная работа, работа в группах, взаимоконтроль).

Воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма;
  • повышение мотивации к изучению французского языка;
  • формирование познавательной активности, умения работать в команде;
  • воспитание потребности практического использования французского языка;
  • формирование уважительного отношения и чувства причастности к культуре и традициям, к истории своей страны

 Планируемые результаты с точки зрения предметных умений:

  • накопление багажа нового лексического материала;
  • построение диалогического/монологического высказывания в коммуникативной ситуации «История моей семьи в истории страны», используя ранее усвоенные и новые ЛЕ;
  • чтение и понимание текста, построенного на изученном языковом материале.

Планируемым результатом с точки зрения УУД является:

  • Личностные: умение ориентироваться в социальных ролях, межличностных отношениях. Формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
  • Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы, умение рассказать о событиях, связанных с историей страны и семьи.
  • Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание по образцу, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников.
  • Регулятивные: моделирование ситуации поведения в классе, контроль и корректирование действия партнера. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, а также возможные пути её решения.

Оборудование:

  • Интерактивная доска/ экран, проектор
  • Компьютер;
  • Раздаточный материал

План урока

1. Начальный этап, 5 минут

  • Приветствие, организационный момент;
  • Введение темы;
  • Формулирование задач урока.

2. Основной этап, 31 минута

3. Заключительный этап, 3 минуты

1. Подведение итогов работы, рефлексия.

2. Постановка домашнего задания.

Vocabulaire

  • ancêtre m
  • combattre
  • commémoratif(ve)
  • défilé m / marche f
  • détachement m
  • descendant m
  • faire face à qch, qn
  • hommage m, en hommage
  • Immortel(le)
  • mémoire f
  • participer
  • pancarte f
  • participant m
  • régiment m
  • vétéran / ancien combattant
  • victoire f

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Учебный материал

Ожидаемая деятельность учащихся

Приветствие, организационный момент

Введение темы

Включает видео

https://www.lecourrierderussie.com/societe/2015/05/9-mai-action-regiment-immortel-russie/
или фото с шествия Бессмертного полка.

 

Задает вопросы по видео

- Où se passe l’action que vous voyez sur l’écran ?

- Quelle est la date de l’événement ?

- Qui participe à cet évènement ?

- Qu’est-ce que les gens portent ?

- De quel événement il s’agit ?

Отвечают на вопросы и  сами формулируют тему урока

Формулирование задач урока совместно с учащимися

Pour parler du Régiment Immortel nous allons

- chercher des informations sur Internet

- faire des dialogues

- lire et comprendre le texte

- faire un mini projet

Формулируют задачи урока совместно с учителем

Основной этап
Работа в группах

Дает задание найти информацию в Интернете. Можно заранее подготовить макеты информационных листов.

- Histoire du Régiment Immortel

- Nombre des participants (les années différentes)

- Villes participant à l’événement

- Comment accéder au site officiel du Régiment Immortel et ce qu’on peut y trouver

Работают в группах, каждая группа ищет информацию по конкретному вопросу.
Оформляют информационные листы для общего стенда

Подведение итога групповой работы

Merci pour votre travail. Vous voyez que cet événement devient plus grandiose de l’année à l’année ; que les gens des pays différents rejoignent le Régiment Immortel. Vous savez quelles informations on peut trouver sur le site officiel.
Et vous, avez-vous  déjà participé à la marche du Régiment Immortel ?

 

Выход в диалогическую
речь

Дает задание составить мини диалоги. При необходимости, в зависимости от уровня учащихся, дает опору-опросник.

Questionnaire :

- Est-ce que tu as participé au défilé du Régiment Immortel ?

- Avec qui tu y es allé ?

- Combien de temps vous avez marché ?

- Est-ce que tu as chanté des chansons de guerre ?

Работа в парах. Учащиеся составляют диалог по опоре (при необходимости). 2–3 пары рассказывают диалог

Работа с текстом

Vous voyez sur la carte qu’en France il y a aussi des villes où on organise ce défilé. Lisez maintenant le texte pour en savoir plus.

Текст и задания к нему приведены после таблицы (конспекта урока).

Читают текст, выполняют задание

Часть 2 (урок 2) - продолжение
Повторение грамматического материала

 

 

 

Индивидуальная работа

Vous avez  préparé un récit sur votre ancêtre qui a participé à la Seconde Guerre Mondiale. Quel(s) temps avez-vous employé dans votre exposé ?

Схема использования прошедших времен

Называют прошедшие времена:
Passé composé
Imparfait
Plus-que-parfait

Pour réviser l’emploi de ces temps je vous propose de faire un exercice suivant.

La Marche des immortels organisée à Moscou pour honorer les soldats ayant combattu pour leur patrie (se dérouler) ___________________ avec la participation de 75 officiers français. Les soldats russes et français (partager) ______________ toujours les mêmes valeurs, voilà pourquoi 75 officiers français, de toute origine militaire, (venir) ______________________ à Moscou pour prendre part, ce jeudi 9 mai, à la Marche des immortels, en hommage à ceux qui (participer) ________________ à la Seconde Guerre mondiale. Les Français (apporter) __________________ les portraits de leurs parents et grands-parents qui (combattre) __________________ contre les nazis en France pour défiler dans les rues de la capitale russe.

Выполняют задание  (раздаточный материал)

 Проверка задания на доске  (mise en commun)

Конференция/ «круглый стол»

Et maintenant nous allons parler de nos ancêtres, héros de la Grande Guerre.
Permettez-moi de commencer, je voudrais parler de mes parents.

Nom de l’élève

Nom de l’ancêtre

Age de vie

Où il/ elle a combattu

Décorations

Après la Guerre

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На последующих уроках материалы заполненной таблицы могут быть использованы для отработки неподготовленного монологического / диалогического высказывания и грамматического материала (passé composé)

 На этом этапе урока учащиеся:
1. Рассказывают о членах семьи – участниках ВОВ (подготовленное монологическое высказывание)
2. Заполняют таблицу, слушая своих одноклассников. (Понимание на слух речи учителя и одноклассников) В таблице допускается фонетическое письмо и/или написание  имён и географических названий на русском языке

Подведение итогов «круглого стола»

Merci pour votre travail. Et nous devons tous dire merci à nos arrière-grands-parents, grands-parents et parents.
MINUTE DE SILENCE 
Debout, s’il vous plaît.

https://youtu.be/WB-1PgrL8cY?t=31
(возможно до 40 секунды)

Минута молчания. Учащиеся встают

Заключительный  этап

Nous avons tous préparé des petits pancartes consacrés aux héros de nos familles. Mettons-les sur notre stand mémorial.

Заканчивают оформление стенда

Размещают на стенде подготовленные материалы о членах своих семей – участниках ВОВ

Итогом урока является реализация мини-проекта (создание стенда о движении «Бессмертный полк» и «История моей семьи в истории страны»)

Le Régiment immortel dans plusieurs villes de France

Les villes françaises où défile le Régiment immortel, initiative russe créée en hommage aux combattants de la Seconde Guerre mondiale, sont de plus en plus nombreuses. L’année dernière, les descendants de ceux qui avaient fait face au nazisme ont tenu cette action commémorative à Paris, Strasbourg, Nice, Marseille, Lyon et Montpellier.
Dans la capitale française, le Régiment immortel est descendu dans les rues pour la troisième fois. Brandissant les photos de leurs ancêtres qui avaient combattu, les participants à la marche se sont réunis sur la place de la République où ils ont tenu un meeting de mémoire avant de se diriger vers le cimetière du Père-Lachaise pour déposer des fleurs au pied du monument aux partisans soviétiques.

Strasbourg a accueilli le Régiment immortel pour la deuxième fois. Selon son coordinateur, Ernest Zakharov, la marche du 8 mai a rassemblé cette année au moins un millier de personnes accompagnés d’une fanfare militaire. À la fin de l’itinéraire, de 2,5 kilomètres de long, un concert a été donné dans le parc de la Citadelle. Les invités avaient à leur disposition une cuisine de campagne, un « micro libre » et des expositions, notamment sur l’histoire de l’escadrille Normandie-Niémen.

Marseille a tenu l’action en hommage aux anciens combattants pour la première fois, mais ce n’était pas une marche : les descendants des vétérans se sont donné rendez-vous dans le centre-ville, près du Monument aux morts de l'Armée d'Orient et des terres lointaines.

https://fr.rbth.com/en_bref/2017/05/05/le-regiment-immortel-defilera-dans-plusieurs-villes-de-france_757359

1. Indiquez dans quelle(s) ville(s) sont organisés ces événements :

Evénement

Ville

Paris

Strasbourg

Marseille

Un meeting sur la place de la République

 

 

 

Rendez-vous devant le Monument aux morts de l'Armée d'Orient

 

 

 

Accompagnement d’une fanfare

 

 

 

Exposition sur la Normandie-Niémen

 

 

 

Un concert dans le parc de la Citadelle

 

 

 

La marche de commémoration

 

 

 

2. Soulignez les verbes au passé composé ; coloriez les verbes au plus-que-parfait, entourez les verbes à l’imparfait.