Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: ФГОС


Современному человеку для достижения успеха в жизни необходимо уметь быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, находить общий язык с людьми самых разных профессий, идеологических, политических взглядов и культур. Данный заказ общества нашёл свое отражение в основных требованиях к выпускникам, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Если она правильно организованна, то её результаты «осязаемы». Проектная деятельность служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности. При разработке и реализации исследовательских проектов школьники учатся самостоятельно добывать знания из различных источников, работать с разными формами представления информации, планировать свою интеллектуальную деятельность, осуществлять самоконтроль и объективно оценивать полученные результаты. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Кратко и содержательно определил структуру проекта И.С.Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это«пять «П»»:

  1. Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  2. Проектирование (планирование деятельности).
  3. Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
  4. Продукт (изготовление, оформление продукта).
  5. Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Обучая детей проектной деятельности и применяя полученные ими навыки на своих уроках, я формирую все виды универсальных предметных действий, добиваясь предметных, метапредметных (работа с текстом, с ИКТ и т.д.) и личностных результатов у каждого ребёнка, т.к. работа в группах, а затем рефлексия (анализ собственной деятельности и деятельности других, полученных знаний и умений), деятельности каждого позволяет охватить всех учащихся в классе – нет таких, кто просто отсиживается. Кроме того, более слабые обучающиеся в процессе работы над проектом, активизируются и выполняют ту деятельность, которая им по силу.

Известно, что обучающиеся 5–7 классов легко и интересно занимаются информационными и творческими проектами. Метод проектной деятельности помогает ученику стать живым участником образовательного процесса, что и отвечает требованиям нового стандарта.

На своих уроках чаще всего использую такие типы проектов, как практико-ориентированные, информационные, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, ребята готовят в основном творческие краткосрочные проекты. Интересными были рассказы учащихся об Олимпийских играх, составленные от имени участников или зрителей, а также рассказы, написанные от имени воинов – участников греко-персидских войн и от имени гладиаторов. На уроке «Религия древних греков» ученики демонстрировали свои рисунки, на которых они изобразили олимпийских богов, о которых узнали из книги «Мифы Древней Греции». Ребята в группах готовили экскурсию по древнегреческому городу Афины. Каждая группа должна была представить разные районы: Керамик, Агору, Акрополь. Проект может быть в виде рисунка, рассказа, презентации, макета. Ребята выбирают любую форму представления проекта, в зависимости от своих способностей. На уроках истории средних веков шестиклассники выполняли макеты рыцарских замков и средневековой деревни, рисовали карту, по которой мог путешествовать средневековый купец.

На уроках обществознания в 7 классе при изучении темы «Виды и формы бизнеса», обучающиеся выполняли групповые проекты, создавая «собственную» фирму. Ребята выбирали название, форму, вид бизнеса. Ученики должны были доказать, что товары или услуги, которые они собирались производить пользуются спросом, просчитать риски, с которыми они могли столкнуться и предложить варианты выхода из кризиса. При изучении темы «Реклама – двигатель торговли», семиклассники выполняли индивидуальные, парные и групповые проекты собственных рекламных предложений. Представление и защита проектов происходит по следующему плану (название, цель, задачи, актуальность, содержание, вывод, трудности при выполнении работы). Наиболее удачные проекты обучающихся выходят за рамки уроков, ребята представляют их на традиционном общешкольном мероприятии фестивале учебных проектов «Мы будущее XXI века”.

Формирование навыков проектной деятельности, на всём протяжении основной школы, является подготовкой для написания индивидуального итогового проекта в 9 классе. Здесь проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования, поиском и сбором информации с помощью специальной литературы, сети Интернет, использованием собственных знаний и опыта, проведением социологического опроса и обработкой данных, и самое главное публичной защитой своей работы. В процессе защиты обучающиеся делают открытие в самих себе, в одноклассниках, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.

В 2019-2020 учебном году я была руководителем четырёх исследовательских проектов девятиклассников: «Хитрости современного маркетинга», «Проблема социального неравенства в России», «Проблемы подросткового возраста», «Актуален ли Карл Маркс сегодня?» Все проекты получили высокие баллы и были оценены на «отлично».

Ежегодно в Североуральском городском округе проходит муниципальный этап защиты исследовательских проектов. С 2015 года под моим руководством было подготовлено семь исследовательских проектов, которые занимали призовые места на различных уровнях.

Период

Название проекта

Класс

Уровень

Результат

2014-2015

«Пьянство как социально-культурное явление»

10

Муниципальный

2 место

2014-2015

«Проблема толерантности в условиях многонациональной школы»

11

Муниципальный
Областной

1 место
4 место

2015-2016

«Кризис семьи в современном обществе»

11

Муниципальный
межтерриториальном

1 место
2 место

2015-2016

«Мобильные телефоны: технический прогресс или новая форма зависимости»

10

Муниципальный

4 место

2016-2017

«Значение портфолио для участников образовательного процесса»

11

Муниципальный

2 место

2017-2018

«Проблема обсценной лексики в современном обществе»

11

Муниципальный

1 место

20118-2019

«Феномен коррупции в современной России»

10

Муниципальный

2 место

Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В процессе работы, обучающиеся не только получают знания о российской политической и социально-экономической системах, но и примеривают на себя социальные роли: «Я – гражданин», «Я – здоровый человек», «Я - будущий муж/жена», «Я – будущий отец/мать» и т.д. А значит, происходит формирование социальной компетенции.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Список используемой литературы

  1. Бычков, Анатолий Васильевич. Метод проектов в современной школе / А.В.Бычков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 47 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.