Использование игровых технологий при дистанционном обучении детей с ОВЗ на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Классы: 8, 9

Ключевые слова: ОВЗ, игровые технологии


В настоящее время в современной школе многое меняется. Процесс обучения должно быть направлен на развитие индивидуальных способностей каждого учащегося, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для этого существуют активные формы обучения. Одной из таких форм являются игровые технологии.

Я работаю в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» учителем химии. В Центре обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с различными нозологиями: с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллекта. Обучающимся с ОВЗ в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082. Таким обучающимся требуется особая организация обучения и воспитания, которая зависит от состояния здоровья каждого, то есть у каждого есть свои образовательные потребности.

Использование игровых технологий на уроках, при дистанционном обучении позволяет удовлетворить эти потребности.

В чём же преимущества игровых технологий? Как их можно использовать для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Игровая деятельность используется на разных этапах урока для объяснения, проверки и закрепления знаний, в виде целого урока или его части. Она может быть использована по-разному:

  • как самостоятельная технология для получения знаний по предмету ;
  • как элементы более обширной другой технологии;
  • как элемент внеклассной и внеурочной деятельности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи специальных игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждающее учащихся к активной познавательной деятельности. У детей с ОВЗ есть ряд особенностей, связанных с познавательной деятельностью:

  1. интерес к учебной деятельности выражен слабо или совсем отсутствует;
  2. речевая активность очень низкая, часто небольшой словарный запас;
  3. достаточно низкий уровень интеллектуальной активности;
  4. особенности поведения(боязнь чужих людей, невозможность контролировать свое поведение).

Перечисленные выше особенности детей с ОВЗ приводят к тому, что они испытывают большие трудности в обучении, особенно на уроках химии.

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет ещё большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, развитию коммуникативных навыков и навыков работы на компьютере.

Занятия в нашем центре осуществляются индивидуально с каждым учащимся. Для их проведения используется персональный компьютер с установленными программами для обучения, который есть у каждого ученика.

Реализация игровых приемов и ситуаций при индивидуальной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Я использую игры на уроках химии уже несколько лет, это деловые, дидактические и ролевые игры. Игровые задания, направленные на отработку предметных знаний и умений очень эффективны. Например, игра «Найди химический элемент». Учитель произносит химический элемент, а учащийся должен как можно быстрее найти его в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, назвать и сказать порядковый номер. Постепенно эту игру можно усложнять, спрашивая у учащегося положение химического элемента в Периодической системе: номер группы, периода и т.д. Обучающиеся часто даже не замечают, как выучивают материал в ходе игры. Эту игру я использую в 8 классе, но часто, дети просят поиграть в 9 классе и даже в 11.Материал легко и быстро усваивается и повторяется. Игра всегда создаёт ситуацию успеха, потому что химический элемент всегда будет найден.

Игра «Выбери лишнее», направленная на отработку умений классифицировать вещества или химические реакции. Учащемуся предлагаются формулы одного класса соединений, например, оксидов(10-15), среди них встречаются кислоты, основания и соли, которые надо найти, объяснить почему они не подходят, к какому классу их можно отнести. Игру можно усложнять, вспоминая свойства веществ. Аналогично с типами химических реакций. Обычно эту игру я провожу, используя онлайн доски и приготовленные файлы с заданиями.

Очень интересны ролевые и деловые игры, которые проводятся в виде мини-исследований. Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений работы с интернет-источниками(словарями, онлайн учебниками, виртуальными лабораториями и т.д); умения анализировать и сравнивать; формулировать выводы; готовить мини-проекты. Исследование вопроса проводится в форме деловой или ролевой игры (учащийся может быть экологом, химиком, детективом, сказочным персонажем, путешественником). В таких проектах может участвовать несколько человек, дети могут быть разного возраста. Если проект групповой, то между учащимися идёт распределение ролей: каждый выполняет свою функцию. Например, один оформляет(художник), другой подбирает материал(исследователь). Итогом является мини-проект, в виде презентации, видеофильма, буклета. Учащиеся со своими проектами участвуют в детских конкурсах, фестивалях, праздниках. В ролевой игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности. Особенные дети имеют возможность проявить свои творческие способности и найти себе новых друзей.

На уроках я использую дидактические игры: кроссворды, чайнворды, ребусы, лото, домино, сказки. Они могут быть предложен в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока, а могут стать формой контроля на каком-нибудь этапе обучения. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда ребёнку нужно дать своеобразную минутку отдыха, переключение внимания. Дети с ограниченными возможностями здоровья особенные, они быстро устают на уроках, теряют интерес к выполнению задания. Для подбора и составления заданий я пользуюсь интернет ресурсами, которых на сегодняшний день очень много.

Одной из трудностей, с которой сталкиваются особые дети, является трудность усвоения сложного образовательного материала, что приводит к снижению интереса к учебе. Часто наши дети запоминают материал чисто механически, не понимая суть явлений. Химия-трудный предмет с большим объёмом изучаемого материала, с множеством формул и задач, лабораторных и практических работ. Поэтому особое значение приобретает вопрос о формировании познавательного интереса, активного деятельностного отношения к образовательному процессу. При этом не менее важным требованием для детей с ограниченными возможностями здоровья является снижение психических и физических перегрузок. Темп и содержание урока должны быть оптимальными. Чередование умственного напряжения и отдыха, ситуации успеха — все это формирует оптимистический настрой на уроке, чувство уверенности в себе, чувство радости и удовлетворения от проделанной работы. Таким образом создаётся благоприятный психологический климат. Даже слабые учащиеся с удовольствием посещают уроки.

Уроки с использованием игровых технологий существенно повышают интерес учащихся с ограниченными возможностями здоровья к предмету, позволяют им лучше запомнить формулы, определения, раскрепощают мышление, способствуют формированию коммуникативных навыков, раскрывают творческие способности.Я считаю, что применение игровых технологий на уроках с особыми детьми при дистанционном обучении очень целесообразно и эффективно.

Список литературы:

1. Береснева И. В. Использование игровых технологий в начальной школе по ФГОС// инфоурок библиотека материалов. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-igrovih-tehnologiy-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-498152.html

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://zakonobobrazovanii.ru/

3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/

4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

6. Толстоносова Р. В. Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 15-18. [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10244/