Конспект тематической прогулки "Помним и гордимся"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности на прогулке.

Задачи:

  • формировать объективные представления и понятия об окружающем мире;
  • выявлять закономерную связь явлений в природе;
  • развивать стремление к познанию, наблюдательность, умение ориентироваться на местности;
  • развивать ловкость, быстроту, находчивость, сообразительность;
  • развивать умение дружески взаимодействовать, действовать согласованно со сверстниками и взрослым;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • воспитывать доброжелательность, чувство патриотизма, гордость за людей, прошедших войну и победивших врага.

Методы и приемы:

  • словесные: беседы, вопросы к детям;
  • практические: упражнения, игры, создание игровой ситуации;
  • продуктивные: проблемно и игровая ситуация.

Предварительная работа с детьми:

  • разучивание стихов к 9 мая;
  • изготовление открыток ветеранам;
  • НОД «Аппликация» - «Открытка к Дню Победы»;
  • НОД «Конструирование» - голубь – «Символ мира» (из бумаги);
  • прослушивание песен военных лет;
  • беседы о Великой Отечественной войне;
  • словарная работа;
  • чтение рассказов о войне.

Предварительная работа с коллегами и социумом:

  • музыкальные тематические занятия (с презентацией);
  • картинная галерея – «Роль собак в войне».

Активный словарь: Ветераны, разведчики, голубь - символ мира, почтальон.

Пассивный словарь: Враг, донесение, баррикада, привал, полевая кухня.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения тематической прогулки:

  • бумажный голубь с письмом;
  • атрибуты для игр – эстафет (обручи, ориентиры – флажки, конверты, корзины для оборудования, пластмассовые кубики, пластмассовые кубики);
  • памятные призы.

1. Организационный момент, начало тематической прогулки

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Упражнение «Приветствие»
Цель: создание доброжелательной атмосферы; сплочение детского коллектива.
  Педагог приглашает пройти детей к участку, обращает внимание на гостей. Предлагает с ними поздороваться.

У нас сегодня необычная прогулка. К нам пришли гости. Предлагаю поздороваться с ними, улыбнуться.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело. Включается в деятельность как партнер.

Педагог организует пространство таким образом, чтобы дети могли общаться, перемещаться во время прогулки.

 Дети включаются в событие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

 

2. Основная часть тематической прогулки

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети рассматривают небо, описывают его, подбирая определения, проводятся сопоставления.
Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Педагог организует наблюдение за небом.
Цель:
- формировать объективные представления и понятия об окружающем мире;
- выявлять закономерную связь явлений в природе.

- Ребята, посмотрите на небо. Какое оно сегодня? (безоблачное, ясное, голубое, хмурое, облачное. Безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, необъятное, неохватное, низкое, просторное).
- Посмотрите на красоту весеннего неба, оно ярко-голубое. Сравните его с зимним: серым, низким. На улице светло-светло, небо кажется высоко, птички с криком носятся друг за другом, радуются хорошему дню. По небу плывут белые облака. Определите, к какому виду они относятся (кучевые, перистые).
- А самое главное – небо мирное. Как это объяснить? Какой большой праздник недавно мы отмечали всей страной? (День Победы)

 
Дети вспоминают познавательный материал, полученный в рассказах, беседах со взрослыми, в практических занятия по аппликации, конструированию. Сюрпризный момент
Цель: введение в игровую ситуацию, ввод в событие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на наш участок. Что-то необычное вы заметили? Я, разглядывая небо, заметила. Предлагаю и вам разглядеть. Кажется мне, что это один из тех голубков, которых мы недавно мастерили на занятии. Предлагаю подойти к кормушке и посмотреть.
Ребята, голубок что-то нам принес. Сейчас посмотрим, что это.
Это вовсе не письмо. Я сейчас вам зачитаю этот документ.
(документ под названием "План действий").
В кормушке заранее прикреплен бумажный голубок с письмом
Дети пытаются разглядеть то, что привлекло внимание педагога. Находят. Это голубок с письмом. ПРИКАЗ "О выполнении боевого задания"
Что-то я не совсем понимаю. Мы с вами только что говорили о мирном небе, а здесь говорится о боевом задании. Не знаете, ребята, как это объяснить?
Педагог зачитывает документ, найденный с голубем.
Дети рассматривают письмо, слушают его содержание.

Педагог активизирует детей вопросами, направляя и систематизируя знания, полученные ранее.

Воспитатель: теперь понимаю. Мы живем, конечно, в мирное время. Но если кто-то захочет на нас напасть, мы должны быть готовы. А для этого мы должны быть сильными, ловкими, выносливыми и дружными. Нам предлагают на некоторое время стать разведчиками и выполнить боевое задание, которое пришло к нам из штаба Армии.
Готовы?
Предлагаю прочитать этот приказ.

 
Дети в беседе с воспитателем уточняют и систематизируют знания, полученные ранее в разных видах деятельности по патриотическому воспитанию. ПРИКАЗ "О выполнении боевого задания"
1. Обнаружить вражеские объекты.
2. Предоставить в штаб Армии информацию о местонахождении объектов противника.
3. Уничтожить противника силами своего отряда.
4. Вернуться в полном составе (без потерь) в расположение части.
5. Выполнение задания возложить на отряд разведки.
 

Дети настраиваются на выполнение поставленных педагогом задач; эмоционально раскрепощаются.

 

 

Дети проявляют заинтересованность к процессу. Предлагают варианты решения поставленной задачи.

Воспитатель: ребята, нас с вами много и если мы пойдем выполнять задание все вместе, то враг нас может заметить. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы стать менее заметными для врага?
(ответы детей).
Воспитатель: Для выполнения этого сложного задания нам надо разделимся на два отряда.
Вперед!

Педагог намечает задачу для совместного выполнения вместе с детьми; настраивает детей на дружеское взаимодействие; побуждает действовать согласованно.

 

Дети включаются в конкретное практическое действие.
Дошкольники распределяются на две команды разведчиков и выполняют предложенные педагогом задания (игры-эстафеты): прыжки, бег, передача предметов, постройка «баррикады».

Дети накапливают опыт сотрудничества, дружеского взаимодействия в процессе совместного решения предлагаемых педагогом задач.

Игры-эстафеты
Цель: развитие умения дружески взаимодействовать, действовать согласованно со сверстниками и взрослым; оптимизация двигательной активности детей.

1 эстафета «В тыл к врагу». В приказе было сказано: обнаружить вражеские объекты. Придется тихонько сходить в тыл врага. Разгадать его планы.
Перед нами болото. Его можно преодолеть, прыгая по кочкам. Первые номера команды бегут до кочек. Кочки преодолеть прыжками (показать). Обежать кубик, вернуться к команде, передать эстафету.
Далее в приказе было написано: передать информацию о вражеских объектах.

2 эстафета «Донесение».
С конвертом в руке (по очереди) вы должны добежать до кубика, вернуться в команду, передать эстафету.
Итак, донесение мы передали. Молодцы!
А если враг нас обнаружит, придется защищаться. Для этого нам нужны боеприпасы.

3 эстафета «Доставка снарядов». Предстоит добежать до кубика, взять из корзинки снаряд (один) и принести в обруч.
Когда в города и села наступали фашисты, жители строили баррикады, вот и мы должны соорудить баррикаду, чтобы враг не вошел на нашу территорию.

4 эстафета «Баррикада». Каждый из вас возьмет по одному кубику в руки. По сигналу первые участники добегут до флажка. Ставят свой кубик, возвращаются обратно, передают эстафету.

Педагог, включаясь в игру с детьми, следит за точностью выполнения действий, проговаривает способы их осуществления, поощряет активные действия и помощь сверстникам. Следит за безопасностью выполнения игр и упражнений.

Педагог переходит с детьми на площадку для организации игр – эстафет.

На площадке находятся заранее подготовленные атрибуты для игр.

Распределение детей на две команды происходит с помощью наклеенных заранее на рукав куртки фишек двух цветов.

Учет возрастных (физических, физиологических) и индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста; здоровьесберегающего подхода.

3. Заключительная часть тематической прогулки

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 

 

В ходе заключительной беседы дети учатся понимать и оценивать пройденную ситуацию; стремятся поделиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного.

Дошкольники под руководством педагога переживают чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы.

Цель: развитие речевого общения; активизация в речи детей «добрых слов»: о мире, дружбе; закрепить впечатление от содержания прогулки.
Воспитатель: команды разведчиков, подойдите ко мне. Необходимо вернуться домой. Как вы думаете, мы выполнили задание штаба Армии? Трудно вам было его выполнить? Какое задание понравилось больше?
- Молодцы! Конечно, не хотелось бы нам, чтобы на нашу страну напали враги. Хорошо жить в мире.

Нам нужен мир – тебе, и мне, и всем на свете детям!
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим!
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство!
Нам нужен разноцветный луг и радуга над лугом!
Нам нужно бегать, прыгать, петь, и говорить друг с другом!

Ведущий: Ребята, чтобы на земле всегда был мир, и никогда не было войны
нужно дружить и никогда ни с кем не ссориться, всегда улыбаться.
А в подарок за выполнение важного задания из штаба Армии вам передали награды (детям раздаются награды).
А сейчас объявляется привал (отдых). Разойдись!

Педагог раздает приготовленные детям памятные «награды».

Список литературы

1. Каменева Л.А.: «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». - М.: «Просвещение», 1991.

2.  Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Методическое пособие по программе воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика Синтез, 2008. – 144 с.

3. Кобзева Т.Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012. - 287 с.

4. Интернет-ресурсы.