Дополнительная общеразвивающая программа "Веселое настроение" для детей 5–7 лет (художественная направленность)

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: Дополнительная общеразвивающая программа


Дополнительная общеразвивающая программа «Веселое настроение» художественной направленности предусматривает использование музыкально-ритмических движений, ритмопластики как средства психологического раскрепощения ребенка через освоение собственного тела как выразительного инструмента.

По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим...»

Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
  • Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Основой разработки программы являются труды таких авторов как Н.А.Ветлугина, Т.И.Суворова, Л.С.Слуцкая, И.Бурмистрова, К.Силаева, Ж.Е.Фирилёва, Е.Г.Сайкина.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам! Актуальность использования программы очевидна. Ритмопластика, музыкальное движение - это виды деятельности, в основе которых лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у детей музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей данной программы является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка. Опыт проведения ритмопластики показал, её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данной программы. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, танцевальных студиях.

Новизна программы заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» осуществляется комплексный подход к развитию и воспитанию.

Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков: ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фонд занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Содержание программы составлено с учетом, следующих принципов:

  • принцип индивидуального подхода, учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка и группы в целом;
  • принцип опоры на внутреннюю мотивацию - создание условий для максимальной вовлеченности ребенка в творческий процесс;
  • принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления и самовыражения через музыкальное движение, т.е. возможности выбора различных способов выполнения заданий и умения осуществлять подбор атрибутов и пособий;
  • принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта;
  • принцип преемственности, где каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

Педагогическая целесообразность программы

Через танец ребенок успешно осваивает основные виды движений, что положительно сказывается на его физическом становлении, а это особенно важно в дошкольном возрасте, т.к. в этот период происходит интенсивный рост скелета и мышечной массы.

В процессе выполнения движений под музыку ребенок приобщается к миру прекрасного, постигает сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом настроение и содержание музыкального произведения. Танец - прекрасный метод воспитания коммуникативных качеств личности, а также позволяет активно развивать внимание, память, волю, подвижность и гибкость мыслительных процессов.

Программа рассчитана на детей пяти - семилетнего возраста и предполагает более углубленное и целенаправленное освоение детьми танцевальных движений, предусмотренных основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Количество учебных часов в год - 72. Материал учитывает возрастные физические и психические особенности детей 5-7 лет.

В качестве музыкального сопровождения использованы целостные произведения, как в грамзаписи, так и при непосредственном, «живом», исполнении. Репертуар разнообразен по жанрам, стилям (в его основе не только народная, современная и ташгевальная музыка, но и некоторые классические произведения яркого образного характера). Предусмотрено постепенное усложнение материала, увеличение разнообразия движений.

Музыкальный репертуар может быть изменен в соответствии с годовыми задачами, реализуемыми в дошкольном структурном подразделении в текущем учебном году.

Цель. Средствами музыки и танцевальных движений развивать ребенка. Формировать основы физического совершенства, духовную культуру, творческую активность личности каждого ребенка.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Весёлое настроение» 1-й год обучения

  • Укреплять здоровье детей. Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата. Формировать правильную осанку. Содействовать профилактике плоскостопия.
  • Совершенствовать психомоторные способности дошкольников. Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость и координационные способности.
  • Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Развивать способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев, используя народную и современною музыку
  • Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор.
  • Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку. Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
  • Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

2-й год обучения

  • Укреплять здоровье детей.
  • Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.
  • Формировать правильную осанку.
  • Содействовать профилактике плоскостопия.
  • Продолжать совершенствование психомоторных способностей дошкольников.
  • Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость и координационные способности.
  • Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
  • Развивать способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности как народной, современной, так и произведений классической музыки.
  • Развивать способность к выразительному и одухотворённому исполнению движений разнообразных и сложных по координации движений - из области хореографии, гимнастики.
  • Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности, легкости и изящества танцевальных движений и танцев.
  • Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор.
  • Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку. Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях. Развивать умение импровизировать под незнакомую музыку.
  • Развивать чувство товарищества, взаимопомощи, умение добиваться общего результата.
  • Формировать адекватную оценку и самооценку.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является использование, следующих нетрадиционных технологий:

Игровой ритмопластики (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве), которая включает такие разделы: игроритмика, игрогимнастика. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, играми с палочками, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.

Раздел креативной ритмопластики включает: музыкально-творческие игры, музыкально-двигательные этюды и специальные задания. Применение нетрадиционных средств музыкального воспитания детей: игровой танец, игрового стретчинга и другие. Раздел «Танцевальная азбука» предусматривает разучивание танцевальных движений и шагов.

Характеристика разделов программы

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Весёлое настроение». В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Танцевальные упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определешюе воздействие па занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений.

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Раздел «Игротанцы» направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся.

В разделе «Танцевально-ритмическая композиция» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Движения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел «Пальчиковая гимнастика и игры с палочками» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Раздел «Музыкальные подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Раздел «Игры - путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь.

Раздел «Креативная ритмика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Раздел «Танцевальная азбука» предусматривает освоение основных понятий о форме и строении музыкальных произведений, освоение танцевальных шагов, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

Срок реализации программы: 2 учебных года (старшая группа, подготовительная группа).

Формы и резким занятий:

  • Проводятся групповые занятия, индивидуальная работа.
  • Место проведения занятий - музыкальный зал.

Расписание занятий строится в соответствии с возрастными возможностями детей, 2 раза в неделю по 1 часу за год 72 часа, численностью не более 15 человек.

Продолжительность:

  • в старшей группе не более 30 минут;
  • в подготовительной группе не более 35 минут.

Формы подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы.

  • Выступления воспитанников на праздниках, вечерах досуга, участие в фестивалях.
  • Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.
  • Размещение информации на сайте дошкольного подразделения.

Приложение