Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе репертуара в творческом объединении Оркестр русских народных инструментов

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10

Ключевые слова: патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, оркестр, русская народная музыка , музыкальное образование


Оркестр – это мостик в большую музыку и культуру.

Оркестр – это школа эстетического и нравственного воспитания.

Оркестр – это школа внимания и коллективного труда.

На современном этапе системе дополнительного образования отводится важная роль в духовно – нравственном воспитании учащихся. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имеет музыкальное образование. В системе современного музыкального образования обучение учащихся в оркестровых коллективах занимает значительное место. Оркестр играет важную роль в развитии музыкальных способностей учащихся, их творческого потенциала, воспитания трудолюбия; способствует музыкальному развитию ребенка и формированию художественного вкуса. Игра в оркестре является творческим процессом и способствует эффективному развитию личности.

Работая по дополнительной образовательной развивающей разноуровневой программе «Инструментальная палитра» акцент делается наобучение игре на русских народных инструментах.

Оркестровая деятельность педагога и учащихся направлена на сохранение и приумножение русской национальной культуры, народных традиций. Формирование познавательной активности происходит через синкретическую музыкальную деятельность (игра на ударно-шумовых инструментах, танцы, пение). Синкретическая музыкальная деятельность – это не только обучение на шумовых и оркестровых народных инструментах, но и получение опыта переживания радости и сопереживания.

Творческая деятельность учащихся первого года обучения основывается на игре, фантазии, импровизации, пении, ритмике, исполнительстве на шумовых инструментах. Каждый вид деятельности плавно переходит один в другой. Практика работы с детским оркестром русских народных инструментов показывает, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для восприятия народной музыки и приобретению первичных навыков игры в оркестре, развитию слуха, ритма.

Фундаментом духовного воспитания музыканта в оркестре народных инструментов является репертуар. Он очень разнообразный: это произведения различных музыкальных стилей, направлений, жанров. Программой предусмотрено знакомство и изучение народной музыки, классики, произведения современных композиторов.

Народная музыка составляет основную часть репертуара оркестра русских народных инструментов. Образовательная деятельность и репертуарная политика направлена на формирование мотиваций к занятиям в оркестре. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для усвоения основ музыкального искусства, формирование интереса к народному творчеству следует начинать как можно раньше. В.А.Сухомлинский писал: «Человек, который не знает родной музыки, не может быть настоящим патриотом своей Родины» [5].

Репертуар, состоящий из легких обработок русских народных песен («Во поле береза стояла», «Во саду, ли в огороде», «Ах, вы сени») позволяет учащимся 7 – 8 лет познакомиться с народным инструментальным творчеством. Простая аранжировка дает возможность учащимся 1 года обучения не только сольно исполнить на музыкальном инструменте (балалайка, домра, металлофон), но и участвовать в составе ансамбля, оркестра. Учащимся второго и последующих годов обучения подбирается репертуар, соответствующий их возрасту, технической подготовленности. Разнообразие репертуара (классика, обработки народных песен современными авторами, произведения военной тематики, обработки детских песен) помогает воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, дает высокие ориентиры в жизни и углубляет чувство патриотизма.

Сложность подбора репертуара руководителем оркестра состоит в том, что в оркестре играют дети без музыкального образования, а состав оркестра может меняться. Поэтому руководитель оркестра делает самостоятельно аранжировки, оркестровки произведений, пишет партии, подбирает фонограммы. Очень важно, чтобы изучаемый и исполняемый репертуар нравился участникам оркестра и слушателям. Для этого педагогом организовается группа активных участников оркестра, совместно с учащимися подбирается репертуар, обсуждается тематика. Затем с предлагаемым репертуаром знакомиться весь состав оркестра. Учащиеся знакомятся с музыкальным репертуаром через прослушивание аудиозаписей, видео просмотров, посещение виртуальных концертов с дальнейшим анализом и обсуждением музыкальных произведений, манеры и техники исполнения.

С первых этапов обучения делается установка на то, к чему нужно стремиться, чтобы стать успешным музыкантом-исполнителем. Результатом работы стало представление творческого проекта «Современное исполнительство на русских народных инструментах - поем, играем» (ноябрь 2017г.).

Учащимся оркестра русских народных инструментов нравиться исполнять частушки на различную тематику. Учащиеся активно приняли участие в межмуниципальном фестивале «Птица на ладони». Они приняли участие в конкуре частушек, посвященные птицам.

Дети на занятиях знакомились с русской народной частушкой, манерой и стилистикой исполнения. Результатом работы стало успешное выступление детей на конкурсе. Учащиеся исполняли частушки собственного сочинения, аккомпанировали себе на ударно-шумовых инструментах, были награждены грамотами и призами. Данное мероприятие сплотило ребят, они вошли в состав ансамбля «Игрунчики». В основе деятельности ансамбля лежит исполнение частушек, народных песен с использованием шумовых и оркестровых инструментов. В целях пропаганды народного творчества были проведены мероприятия «Веселый оркестр» (октябрь 2018г.), «Во поле береза стояла» (сентябрь 2019г.). Проводилась работа по аранжировке и написанию партий различной степени сложности для участников ансамбля.

Для расширения творческого кругозора, учащиеся творческого объединения знакомятся с известными музыкантами и исполнителями. Проводятся творческие встречи с преподавателями Первомайской детской школой искусств, музыкальными работниками Центрального Дома Культуры, музыкантами МПИ им.С.В.Рахманинова, и колледжа искусств города Тамбова. Важную роль в духовно – нравственном воспитании учащихся играет знакомство с творческими коллективами г.Тамбова. Это оркестр русских народных инструментов «Россияне», под руководством заслуженного деятеля искусств Ю.Н.Храмова; молодые творческие коллективы: «Тамбов», «Домино».

Оркестр – большой творческий коллектив детей не только разного возраста, но и разного уровня подготовки, разных годов обучения. Это определяет выбор дифференцированногоподхода на занятиях и использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой организации учебно - воспитательного процесса разучивание нового оркестрового произведения на сводных и репетиционных занятиях предполагает разный характер заданий для каждой группы учащихся в зависимости от возраста, уровня освоения программы и индивидуальных особенностей (разноуровневой подход).

При знакомстве с новым репертуаром на занятии активно применялась технология Теория Решения Изобретательных Задач (ТРИЗ), автор Альтшуллер Г.С. Данная технология позволяет сочетать познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволило решать учащимся творческие и социальные задачи. Применяемые методические приемы - эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск, позволило получить следующие результаты. Оркестр активно участвовал в культурно – просветительских мероприятиях Дома детского творчества, муниципалитета. Это концерт – лекция: «Какое чудо, эти балалайки», «Народно – инструментальное творчество Тамбовского края» (май 2019 год). Исследовательский проект участника оркестра Павлова Дмитрия «Музыкальная культура Первомайского района и Тамбовской области» (март 2018 год) был представлен в образовательных учреждениях района, детских дошкольных учреждениях. Оркестр русских народных инструментов Дома детского творчества принял участие в мероприятии, посвященном 150-летию со дня рождения Николя II, которое прошло в селе Иловай - Дмитриевском в рамках VI Владимирских духовно-образовательных чтений Мичуринской епархии «Молодежь: свобода и ответственность».

Особая роль придается патриотическому воспитанию учащихся. Дети не только играют на музыкальных инструментах, но и проявляют свои способности в вокальном творчестве. Песня «Шли солдаты на войну» музыка и слова И.Русских удачно прозвучала в исполнении солиста оркестра Павлова Дмитрия. Тематические концерты, не только знакомят учащихся с классической и народной музыкой, но и рассказывают об авторе, о времени создания произведения. Такую форму можно назвать «образование через искусство» [1].

Таким образом, деятельность оркестра русских народных инструментов и правильно подобранный репертуар способствует развитию творческого, духовно – нравственного и патриотического потенциала подрастающего поколения.

Список литературы

Монографии, диссертации:

1. Пинягина И.Ю. Роль классической музыки в формировании личности: Уфа, 2014.-150.

Статьи из журнала, сборника:

2. Возрастная и педагогическая психология под редакцией М.В.Гамезо. - М.,1983.

3. Иванов - Радкевич А.Хрестоматия для начинающих дирижеров и руководителей оркестров народных инструментов. Часть 1. М., 1964.

4. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. 3-е изд. – М.: Музыка, 1987. - 160 с.

5. Сухомлинский В. Воспитание личности в советской школе. - Киев, 1965. - 45с.

Информационные ресурсы

1.http://vestnik68.ru/201805225732/glavnaya/v-ilovay-dmitrievskom-filiale-pervomayskoy-shkoly-sostoyalsya-vecher-pamyati-imperatorskoy-semi-uchastie-v-kotorom-prinyal-episkop-michurinskiy-i-morshanskiy-germogen.html

2. http://vestnik68.ru/201805185713/glavnaya/segodnya-v-pervom-korpuse-pervomayskoy-shkoly-torzhestvenno-provodili-v-armiyu-pervomayskih-prizyvnikov.htm