Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ

Разделы: ОБЖ, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: ОБЖ


Цель:

  • Исследовать и изучить теоретический материал по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности;
  • Изучить особенности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности для развития индивидуальных качеств учащихся;
  • Выявить эффективность применения информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности для формирования мотивов обучения.
  • Использование мультимедийных технологий, различных прикладных (тестовых и графических редакторов, табличных процессов и других) при изучении нового материала для выполнения практических заданий открывают огромные возможности для саморазвития, самопознания, самореализации личности ребёнка.

Применяю компьютерную технику на уроках ОБЖ:

  • подготавливаю печатные и раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), для использования в урочной и неурочной деятельности;
  • мультимедийное сопровождение объяснения нового материала, что позволяет более наглядно доносить учебный материал до учащихся (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики);
  • обработка учащимися статистических данных, это даёт возможность учащимся во-первых более близко познакомиться с компьютером, во-вторых даёт возможность обобщать, делать выводы (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
  • контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий, позволяет достаточно быстро и беспрестанно осуществлять контроль знаний учащихся при помощи компьютерных тестов;
  • использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов облегчает труд учителя при поиске материалов к занятиям.

В результате применения компьютерной техники на уроках и во внеурочной деятельности, я сделал учебные занятия более разнообразными, в плане использования методов и средств, компьютерная техника позволила, увеличить качество учебных занятий, а также сократить время на подготовку к занятиям. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ.

На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения в условиях дефицита информации так для учителя, так и для учащихся. Но с появлением в школе компьютера, поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимися с интересом подойти к изучению дисциплин. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовывать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация, дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащихся на каждом этапе.

Главная идея моего опыта - использование информационных технологий в курсе преподавания предмета ОБЖ. Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Использование тестов даёт возможность осуществления многих функций, Так в ходе обучения информирую учеников, довожу цифры, факты, подкрепляю излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда даю тест и возможные ответы. Ученики находят правильный ответ и объясняют, почему он верный, а остальные нет.

Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности, как система обучающих знаний на их основе. Прекрасно показали себя тесты при использовании их в процессе игры типа «Брейн-ринга», в школьной викторине по ОБЖ. Тесты дают возможность индивидуализировать задания. Школьники используют их для самоконтроля. Тесты позволяют более объективно оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля, помогают значительно увеличить накапливаемость оценок. Тесты использую в работе как с сильными, так и со слабыми учениками. В результате использования тестовых заданий, я наблюдаю следующие результаты:

  • Повышение активности учащихся;
  • Учащиеся стали охотно принимать участие во всех внеклассных мероприятиях;
  • Растет качество знаний.

За то небольшое время работы учителем ОБЖ я постоянно задумывался над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях ОБЖ. С появлением в школе компьютера поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин.

После прохождения обучения на курсах «Внедрение инновационных технологий в обучении детей-инвалидов» в 2011 году идея моего опыта стал для меня еще более актуальной. Полученные мною знания в ходе обучения убедительно показывают, что каждый человек обладает познавательной потребностью. Удовлетворить ее - это необходимое условие нормального развития человека. Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развиваю щими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям.

Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познаватель- ных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Для создания настроя на уроке очень важно сразу обозначить актуальность темы. Сосредоточить внимание учащихся на главных целях обучения, связать конкретные вопросы с более общими. Направить исследование и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.

Главная идея моего опыта - использование информационных технологий. Первое, что я использовала в своей работе, это тестовый контроль знаний. Использую тесты как на обычных уроках, так и на повторительно-обобщающих.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих) Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям.

Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проектную деятельность я использую на уроках ОБЖ.

Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес к предмету. Таким образом формируя осознанные, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы, и наблюдаю положительные результаты. Внедрение в традиционную схему «учитель–класс–ученик» нового агента-компьютера кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя». Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Большая часть школьников постоянно находятся в дискомфортном положении, не справляясь с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, падению успеваемости и т.д.

Анализ результатов успеваемости меня очень волнует. В целом система образования в образовательных учреждениях все еще не отвечает современным требованиям. Поэтому, основной работой считаю поиск эффективных путей совершенствования методической системы обучения. При изучении материала необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов), пособия со звуковым сопровождением и анимацией, это позволяет более доступно и наглядно доносить учебный материал до учащихся. Отличительный особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.

Для изготовления презентаций нового материала или электронных пособий, составляю и редактирую документ, состоящий из отдельных частей-слайдов, и сохраняю его в полностью в одном файле. Всё это позволяет мне полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала наглядно и доступно для учащихся. Творческую деятельность учащиеся проявляют при составлении и написании рефератов и докладов.Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес. Например: урок в 9 классе по теме «Виды ран и их особенности», «Первая медицинская помощь при ранениях и травмах», «Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах», «Понятие о привычках ЗОЖ», доклад: «Не погибай по неведению».

Проверка подобных работ позволяет не только оценить знания учащихся, выяснить степень усвоения материала. По ним можно проследить образ мысли, интересы, чтобы затем использовать эти наблюдения в индивидуальной работе. Проводя самостоятельные исследования, учащиеся реализуют свои творческие возможности по предмету. В зависимости от задач проекта проводят социологическое исследование. ИКТ, внедряемые в школах являются достаточно продуктивным средством повышения эффективности передачи знаний ученикам, которые соответствуют новому подходу к образованию в 21 веке.