Открытый урок по теме "Определение среды растворов. Индикаторы"

Разделы: Химия

Класс: 7


Раздел: Простые химические реакции

Класс: 7

Урок:

Определение среды растворов.
Лабораторная работа № 5 «Определение среды растворов природных объектов»

Цели обучения

- знать, что некоторые вещества являются природными индикаторами (красная капуста, лепестки розы, свекла и т.д.) и процесс их экстракции;
- определять кислоты и щелочи с использованием универсального индикатора;
- понять нейтрализацию кислот на примере – применения «желудочного порошка».

Цели урока

Сформировать знания учащихся о кислотах и основаниях;
Дать понятие о рН шкале;
Изучить свойства натуральных и универсальных индикаторов.

Критерии оценивания

  • может проводить опыты, соблюдая технику безопасности
  • записывает свои наблюдения и действия в рабочем листе
  • наблюдая изменение цвета индикатора, правильно формулирует вывод

Языковые цели

Учащиеся в течение урока будут использовать следующую лексику:
Предметная лексика и терминология
индикатор, pH (просто в качестве шкалы “кислотности”), раствор кислотный, щелочной, нейтральный, нейтрализация
Безопасность/небезопасный/опасный, раздражать, растворять, коррозионный, смешивать, разливать, защита глаз
Серия полезных фраз для диалога/письма
Универсальный индикатор получают из ...
Кислоты имеют pH ... и щелочи ...
Безопасность в лаборатории очень важна, потому что…
Кислоты сжигают кожу, так как …
В лаборатории / При проведении эксперимента, делать/не делать… мы должны/мы не должны….

Привитие ценностей

Воспитать у учащихся:

  • ответственность,
  • открытость,
  • уважение друг к другу.

Межпредметные связи

Интеграция с биологией

ИКТ

Презентация

Первоначальные знания

Общая лабораторная техника безопасности и правила поведения в ней
Основы химии

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало
3 мин.

Орг. момент. Приветствие учащихся, приготовление к уроку. Эмоциональный настрой: зарядка для глаз.

 

5 мин.

Просмотр видео: https://www.twig-bilim.kz/ru/film/acids-and-alkalis-part-1

Определение темы и целей урока.

 
Середина
2 мин

Ознакомление с новым материалом.

Формы и методы: беседа.
Кислоты — это вещества, обладающие определенным набором свойств. Щелочи обладают другим набором свойств. Но не станем вдаваться в подробности, ведь наша сегодняшняя задача научиться отличать одно от другого. А поможет нам в этом… обычная краснокочанная капуста.
Кроме того, мы узнаем о том, как химики на основании уровня pH определяют, где кислота, а где щелочь. Интереснейшим свойством кислот и щелочей является их способность менять цвет некоторых компонентов растительного происхождения.

Презентация
15 мин.

Закрепление изученного

Активити: эксперимент
Разделить учащихся на 3 группы. Им предлагается перечень веществ, в которых они должны определить среду при помощи красной капусты и универсального бумажного индикатора, а также сравнить свои результаты
Форма деятельности: групповая
Оценивание: оценивание по результатам практической работы
Дифференциация: по степени самостоятельности

Лабораторное оборудование
7 мин.

Активити: проверка понимания темы учащимися по презентации (учитель показывает различные вещества, а учащиеся определяют, какая в них среда при помощи сигнальных карточек)
Форма деятельности: индивидуальная
Ф.Оценивание: самооценивание (по карточкам), комментарии учителя (в устной форме)
Дифференциация: по уровню трудности

Презентация

5 мин.

Применение новых знаний и умений на практике.

Активити: учитель рассказывает о применении «желудочного порошка» и демонстрирует опыт (взаимодействие порошка с соляной кислотой, которая находится в желудке человека)
Формы и методы: урок-исследование

Лабораторное оборудование

Конец
3 мин.

Учитель подводит итог урока, дает один вопрос на размышление учащихся, корректирует ответ.
Этап рефлексии и д/з.

Рефлексия
Смайлики
Учащиеся выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению.

Д/З: с помощью чая, определить, какие вещества кислые, щелочные или нейтральные входят в состав стирального порошка, зубной пасты, питьевой соды. Оформить в виде таблицы

Презентация

Дополнительная информация

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и безопасность

- по степени самостоятельности

- по уровню трудности

- оценивание по результатам практической работы

- самооценивание (по карточкам), комментарии учителя (в устной форме)

Соблюдать технику безопасности при проведении экспериментов.

Рефлексия
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

Урок прошел очень хорошо. Цели урока реалистичны и были достигнуты.
Атмосфера на уроке была положительная, учащиеся активно участвовали на уроке. Дифференциация хорошо сработала.
Тайм-менеджмент был соблюден, отступлений не делала.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1: Дифференциация;
2: Тайм-менеджмент.

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1: Взаимосвязь с жизнью;
2: Разноуровневые задания.

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
Некоторые учащиеся определились как кинестетики и хорошо запоминают тему при выполнении практической работы; есть учащиеся, которые имеют плохую память, поэтому следовало бы им заранее дать таблицу с цветами индикаторов.