Словарная работа на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка",
- писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Эти замечательные слова полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся.

В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует прежде всего словарная работа.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии.

Практика показывает, что русский язык нередко определенному кругу детей неинтересен, отсюда низкая активность учащихся на уроке и грамматические ошибки при написании слов. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку, тем самым обогащая словарный запас языка. Известно, чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его речь. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает такого внимания. Она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений. На сегодняшний день образование является непременным условием для становления человека как полноценной личности. Школа – это первая ступень в этом длительном и трудном восхождении.

Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни.
Развитие речи учащихся - это основа школьного курса обучения детей русскому языку. Существуют разнообразные способы повышения речевой культуры учащихся. Особое значение имеют упражнения лексического характера - умение применять в своей речи те слова, которые соответствуют точному и выразительному высказыванию .Обогащение словарного запаса и расширение кругозора учащихся играет немаловажную роль в развитии речи детей.

Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа с учащимися является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:

  • расширяет словарный запас учеников;
  • переводит слова из пассивного словаря в активный;
  • учит правильно и грамотно излагать сои мысли при письме.

Содержанием словарной работы является объяснение новых, понятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Под обогащением словаря учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.

Слова, которыми ученик постоянно пользуется в своей речи, составляют его активный словарь; слова, которые в той или иной мере становятся знакомыми ученику, но не используются в его речи, составляют словарь пассивный. Деление слов учащихся на активный и пассивный словарь носит условный характер, так как два эти разряда слов постоянно взаимодействуют между собой – из пассивного словаря ученика слова переходят в активный словарь.

Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно , или же преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.

Так, например, учащиеся неправильно образуют грамматические формы глаголов - стереть - стери с доски, поймать – я споймаю, хотеть – они хочут,, падежные формы - с днем рожденьем , купили яблоков , как твое фамилие и др.

Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и, прежде всего, соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, щавель, ракушка, портфель, квартал, каталог, километр и др.

На своих уроках русского языка стараюсь дать детям этимологию слова, уделяю большое внимание словарной работе. Учащиеся с интересом включаются в работу, направленную на знакомство с происхождением слова, его первоисточником.

Наглядность в данном случае играет важную роль. Предлагаю детям самим объяснить значение некоторых слов, которые они употребляют в своей речи, но не знают его истоков. Например: карандаш (кара-черный, даш-камень), крокодил (кроко- камень, дило- червяк) и др.

При этом поясняется из какого языка пришло к нам то или иное слово. Объяснение сопровождается показом рисунка. Практика показала, что такого вида работа помогает детям лучше уяснить и запомнить написание слова. На последующих уроках дети безошибочно воспроизводят графическое написание этих слов.
В тех случаях, когда не представляется возможным показать наглядно, графически, можно раскрыть содержание непонятного детям слова путем краткого словесного толкования, применяя один из способов семантических определений:

  1. Путем подбора к нему одного или нескольких слов-синонимов, тождественных или близких по своему лексическому значению к определяемому слову, например, изумрудный - ярко-зеленый, холить - ухаживать, заботиться и т.д.
  2. Непонятное слово или выражение можно объяснить путем перечисления объектов (предметов, признаков, действий), которые называются данным словом: металлы - это золото, серебро, железо, медь, …, насекомые - это бабочки , жуки, пчелы, муравьи,..
  3. Можно использовать описательный способ, например: старожил-человек, живущий в этом доме с момента его заселения.
  4. Значение непонятного слова может быть раскрыто путем логического определения, например: лиственница - хвойное дерево с мягкой хвоей, опадающей на зиму; амбар - здание, строение, постройка для хранения зерна, муки или товаров. Применение рассмотренных способов при объяснении лексического значения незнакомых слов обеспечит не только понимание и усвоение учащимися необходимого материала, но и будет способствовать расширению и углублению знаний детей. В своей практической работе я использую разные виды словарной работы. Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

Зрительный диктант.- Написано слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его, а затем записывают по памяти.

  1. Картинный диктант. - Дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его. Можно составить 2-3 предложения с этими словами и записать словосочетания.
  2. Выборочный диктант. (может быть картинный, слуховой, зрительный).
  3. Диктант с использованием загадок.
  4. Диктант по памяти. - Записать по памяти слова, обозначающие предметы мебели, домашних животных…- Записать слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е,о,а,и,я)
  5. Диктант с комментированием.
  6. Творческий диктант.
    1. Замените развернутое определение одним словом. – хранилище для книг (библиотека).
    2. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".
      1. лиственные деревья -………
      2. дикие животные - …………

Словарную работу сочетаю с минуткой чистописания. При написании элементов букв или буквенном сочетании пишу словарные слова, начинающиеся с этой буквы или слова, в написании которых есть сочетание этих букв. Использование перфокарт позволяет проверить знания всех учащихся, при малой затрате времени. Такой вид словарной работы вызывает интерес у детей и дает положительный результат. Использую и такое задание - называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. При выполнении такого задания прослеживается проверка запоминания написания словарных слов. Для усвоения правописания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно-орфографическую работу.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах – основное звено многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся, расширению активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы русского языка. Словарная работа должна носить не случайный, а систематически организованный процесс.

Список литературы:

  1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989
  2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993
  3. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе // Учебник. М., 1980
  4. Тоцкий П.С. Орфография без правил