Конспект сценария театрализованного праздника для детей с ТМНР "Новогодняя сказка"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: Новый год, новогодний праздник, сценарий новогодней сказки, театрализованный праздник


Пояснительная записка

Основная цель детского праздника – это доставить ребёнку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но праздник – это не только отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса, так как содержат богатые возможности для умственного и нравственного развития детей. Праздник дарит ребёнку массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличным стимулятором для детского воображения, способствуя развитию творческих способностей. Тематические праздники дают много новой информации и закрепляют знания, полученные воспитанниками на уроках. Наконец, праздник сплачивает ребят, вносит коррективы в их образовательную и досуговую жизнь.

Праздник, как ни один другой вид деятельности, способствует развитию творческих способностей у детей. Главное, что требуется от организаторов праздника, – это создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребёнка. Не секрет, что диапазон способностей у детей самый широкий, да и интерес к разным видам деятельности неодинаков. Празднично-досуговая деятельность позволяет разглядеть в каждом ребёнке задатки той или иной деятельности, это способствует повышению самооценки ребёнка, что особенно важно для тех, кто в силу разных причин не достиг успехов в учёбе. Задача педагога – разглядеть уникальные способности своих подопечных и найти им лучшее применение.

Форма проведения: индивидуально-подгрупповая.

Группа № 3,4 Службы психолого-педагогического и социального сопровождения детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья – комплексными нарушениями психофизического развития, колясочники.

Тип занятия: театрализованное представление.

Оборудование: костюмы в соответствии с действующими персонажами, елочные украшения (игрушки), ТСО, бумага белая, бубен, надувные шары,

Персонажи: Дед Мороз, снеговик, зайчик, кикимора, елочка, лиса.

Предварительная работа с родителями, медицинскими работниками, специалистами, отбор воспитанников для участия в представлении, репетиции.

Интеграции образовательных областей: междисциплинарное взаимодействие команды специалистов: коммуникация, формы и техники физического развития, внедрение и воспроизведение упражнений на стимулирование двигательной активности, эмоциональное развитие с помощью музыки и народного устного творчества, развитие творческого потенциала воспитанников.

Ведущая коррекционно-педагогическая деятельность – воспитание, научение, игра, закрепление необходимых социальных умений и навыков, совместная творческая продуктивная деятельность.

Подготовка праздника (предварительная работа): Предварительная работа по теме «Новый год!» осуществлялась через следующие формы и методы коррекционно-развивающей работы на занятиях в группе и на прогулках: беседа; чтение художественной литературы; показ тематического иллюстрированного материала; прослушивание музыкальных произведений. Через индивидуально дифференцированные формы работы с воспитанниками по закреплению знаний умений и навыков физического развития: захват предмета, удержание его в руке, развитие мелкой и крупной моторики, развитие координации движений, закрепление социальных навыков общения, формирование альтернативных форм коммуникации, развитие творческих способностей.

Музыкальное оформление: Огромное значение для детей имеет музыкальное оформление праздника. Неотъемлемой частью стимулирования двигательной активности является музыкально-ритмическая деятельность, которая является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной реабилитации.

Цель: Создать сказочную атмосферу новогоднего праздника, доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.
Создание социальной ситуации развития детей в процессе театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для реализации индивидуальных возможностей и потребностей детей в самовыражении и развитии, для раскрытия творческого потенциала детей, их таланта.
  • Побуждать детей к речевому общению.
  • Обеспечить условия для выражения эмоций.
  • Развивать творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость.
  • Учить владеть телом, мимикой, жестом.
  • Формировать умение взаимодействовать в коллективе.

Введение: Мы работаем с детьми, которые имеют тяжелую сочетанную психосоматическую патологию. Учитывая тяжелую неврологическую патологию, данная категория детей часто пассивна в принятии предлагаемого задания. Дети инструкцию не понимают, не удерживают внимание при выполнении заданий; у них не сформированы регуляторные механизмы. Они не понимают простейшие ситуации, с большим трудом формируется опыт. Эмоции детей примитивны. Театрализация является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с множественными нарушенными возможностями, а также в развитии у них коммуникативных навыков.  Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением интеллекта проходит более эффективно при организации систематических, целенаправленных занятий театрализованной деятельностью. Дети приобретают навыки общения, более успешно проходит процесс социализации.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети находятся в зале, украшенном по-новогоднему, вдоль стенок, полукругом (в колясках). Посередине помещения стоит новогодняя ёлка. Под ёлкой – большой мешок.

Ведущий. (устанавливает зрительно-эмоциональный контакт, доброжелательную атмосферу)

Ну что, ребята, готовы ли вы встретить Новый год?

Дети .Да!! Готовы! (дети отвечают на вопросы с подсказки взрослых, повторяют за ними.)

Ведущий (оглядываясь по сторонам). Вроде бы всё у нас подготовлено для праздника: и ёлочка нарядная, и настроение веселое… Только всё равно чего-то не хватает. Или кого-то…

Дети (с подсказки взрослых). Деда Мороза не хватает!

Ведущий. Правильно! Деда Мороза не хватает. И хотя у Деда Мороза в эти праздничные дни очень много работы, надеюсь, что он заглянет на наш праздник. Только нужно его всем вместе дружно позвать! Давайте, ребята, попробуем!

Дети вместе с ведущим зовут Деда Мороза.

Из-за двери раздаётся голос: "Ау!".

Ведущий. Кажется, Дед Мороз нас услышал. Давайте крикнем ему: «Милый дедушка, ау!».

Дети (хором). Милый дедушка, ау! (3 раза)

Звучит русская народная песня, под которую в аудиторию входит Дед Мороз, без мешка.

В зал выходит участник представления в костюме Деда Мороза.

Дед Мороз. Вот и я! Здравствуйте, ребятки!

Дед Мороз.

Так уж исстари ведётся:
Ни одна ёлка без меня не обойдётся!
Я, ребята, старый дед.
Много мне, ребята, лет.
В декабре и в январе
Я гуляю по земле
И хватаю вас за нос,
Потому что я сердитый,
Знаменитый,
Дед Мороз.
Ну, а к вам пришёл не злой,
Даже добрый и простой!
Был у вас я год назад,
Снова видеть всех я рад!

Ведущий. И мы тебя очень рады видеть! Мы тебя, дедушка, давно ждём. Посмотри, какие ребята сегодня красивые и нарядные. А еще они весёлые и умные!

Дед Мороз. Умные, говорите? А проверить можно?

Ведущий. А как ты проверишь?

Дед Мороз. Загадки ребятам загадаю. Загадки все не простые, а специальные – дедморозовские.

Ведущий: Ну как, ребятки, согласны на загадки?

Дети (хором). Согласны! Согласны!

Дед мороз загадывает загадки, а параллельно на экране демонстрируются картинки соответствующие ответу на загадку. Детям подсказываются ответы и предлагается посмотреть на экран.

Дед Мороз

Вот вам первая загадка:
Я начну, а вы кончайте —
Хором дружно отвечайте!
Возле ёлки в каждом доме
Дети водят хоровод.
Как зовётся этот праздник,
Отгадайте… (Новый год!)

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от… (Елки!)

Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят.
И качаются игрушки:
Флаги, звёздочки… (Хлопушки!)

Вокруг ёлочки идёт
Наш весёлый… (Хоровод!)

А за этим хороводом —
Игры, шутки, пляски, смех!
С Новым годом, с Новым годом
Поздравляю сразу всех!

Ну, надо же, и впрямь умные! Все загадки отгадали! А скажите мне, ребята, весело ли вам зимой?

Вступает в действие участник праздника в костюме спортсмена.

Участник.

Нам морозы не беда,
Не страшны нам холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.

Дед Мороз. А как?

Участник 1. А вот так!..... (показывает движения катания на санках, помогает показать детям, которые плохо справляются с заданием)

Дед Мороз. А потом?

Участник 2.

А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.

Дед Мороз. А как?

- А вот так!.. (Участник изображает, как он катается на лыжах, соответственно помогает изображать действия детям)

Дед Мороз. Молодцы! А ещё?

А еще берём коньки
И бежим мы на катки!

Дед Мороз. А как?

А вот так!...... (Участник изображает, как он катается на коньках, помогает детям имитировать движения катания на коньках)

Дед Мороз. А потом?

А потом в снежки играем,
Очень метко попадаем.

Дед Мороз. А как?

А вот так!..... (Участник делает вид, что лепит снежки и бросает ими в Деда Мороза. Дед Мороз закрывается от снежков, дети копируют их движения)

Дед мороз: Ох, молодцы, ребята!

Ведущий: Ну что, ребята, продолжаем наш праздник дальше!!!

В действие вступает персонаж в костюме снеговика. Приветствует собравшихся в зале.

Новый год! Новый год!
Снег на улице идет,
Вот снежинка прилетела
Мне на ручку прямо села.

Проводит пальчиковую игру «Зимние забавы».

Давайте, ребята, поиграем: (участник показывает движения, дети повторяют за ним, взрослые находящиеся рядом с детьми помогают сопряжено рука в руке выполнять движения детям.)

Раз, два, три, четыре, пять

 Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

 «Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

 «Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

 Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

 Кулачком правой руки скользим от плеча левой руки вниз к запястью

А ещё в снегу валялись.

 Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой 

И снежками мы кидались

 Имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.

 Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью

Съели суп и спать легли.

 Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Молодцы, ребята!!!!

В действие вступает следующий персонаж в костюме кикиморы. Приветствует собравшихся.

Праздник есть среди зимы
Для больших и детворы.
Этот праздник – Новый год,
Пусть он счастье всем несет.

А почему новый год?

Проводит ГРУ: ИГРА «ПОТОМУ ЧТО НОВЫЙ ГОД!»

На вопросы дети хором отвечают фразой «Потому что Новый год!» (с подсказки взрослых)

Почему вокруг веселье, Смех и шутки без забот?.. 
Почему гостей весёлых Ожидается приход?.. 
Почему желанье каждый Загадает наперёд?.. 
Почему тропа познаний Вас к «пятёркам» приведёт?.. 
Почему огнями ёлка Вам игриво подмигнёт?.. 
Почему Снегурку с Дедом Каждый здесь сегодня ждёт?.. 
Почему в нарядном зале Дети водят хоровод?.. 
Почему удачи, мира Дед Мороз ребятам шлёт?..

Ой! Молодцы, ребята!!! Все знают про новый год.

В действие вступает следующий персонаж в костюме зайчика. Приветствует собравшихся, проводит игру «Попади в колпак».

Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовём на ёлку мы.

Игра «Попади в колпак»

Детям предлагается бросить снежки (сделанные из бумаги) в колпак. (Дети при помощи взрослых сминают лист бумаги в комок и бросают в колпак, который держит впереди них участник «Зайчик»)

Какие, ребята, все молодцы! Ловкие. Умелые!

В действие вступает участник в костюме елочки.

Приветствует участников праздника, проводит игру с бубном.

Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй Новый год,
Ты такой хороший.

«Игра с бубном».

Детям предлагается передать бубен из рук в руки соседнему участнику (взрослые находящиеся рядом помогают передавать бубен)

Ведущий произносит слова:
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот и спляшет сейчас нам.

Ребёнок, на котором закончилась считалка, выходит в круг и весело танцует.

Взрослый находящийся рядом с ребенком выкатывает коляску с ребенком в центр и имитирует танцевальные движения.

Молодцы, ребята!!!

Дед Мороз. Ох, уморили вы меня, ребята! Устал я… Пора домой.

Ведущий. Как домой? Дедушка, праздник же только начался! Мы тебя так долго ждали. Да и ребятам хочется новогоднюю сказку посмотреть!

Дед Мороз. Да, я же не сказочник! И сказок-то никаких не знаю! Подарки – знаю, загадки – знаю, танцевать умею, а вот сказки рассказывать не умею. Я же всего-навсего Дед Мороз, а не Шахерезада какая-нибудь!

Ведущий. И не стыдно тебе, дед Мороз! Мы так тебя ждали, так готовились к празднику!

Дед Мороз. Ну, ладно, уговорили вы меня. Сказки я хоть и не умею рассказывать, но жители лесные мне помогут.

Ведущий. Вот и хорошо! Тогда садись, дедушка Мороз, на стульчик, а мы начнем!

Дед Мороз садится на стул. Сказочные персонажи разыгрывают перед и остальными участниками праздника новогоднюю сказку. В сказке задействованы дети вместе со взрослыми.

Неправильная сказка про новогоднюю ёлочку

Действующие лица:

  • Дед мороз (автор)
  • Елочка
  • Снеговик
  • Зайчик
  • Кикимора
  • Лиса

Автор. В лесу родилась елочка, в лесу она росла! Выросла большая пребольшая! Красивая! Пушистая!

На стуле стоит Елочка.

Выходит снеговик с корзиной игрушек.

Снеговик: - Какая красивая елочка! Скоро Новый Год, надо бы ее украсить, нарядить.

Автор. Решил снеговик ёлочку нарядить. Стал он на неё разные игрушки вешать, шарики прилаживать, гирлянды примерять.

Снеговик сосредоточенно наряжает. Ёлочка с высоты своего роста смотрит на происходящее весьма скептически.

Автор. Да вот беда: до макушки ёлочки снеговик никак не может достать! Тянется-потянется, да дотянуться не может.

Снеговик тщетно пытается надеть на голову ёлочки праздничный колпак, который он достал из корзинки. Ёлочка показывает деду "нос".

Автор. Что делать? Как быть? Пригорюнился снеговик.

Весело вбегает кикимора.

Кикимора: Что тут! Какая красивая елочка!!!

Снеговик: Да, нашел в лесу елочку, решил к Новогоднему празднику нарядить ее, игрушки разноцветные повесил, а до макушки дотянуться не могу.

Кикимора: Давай я тебе помогу (пробуя надеть на голову ёлочки колпак). Теремок-теремок, ты не низок, не высок.

Ёлочка (возмущённо). Кто, я?! (отворачивается, встает на носочки)

Кикимора: Ой, высок, высок! (сокрушенно отходит на второй план)

Автор. Что делать? Как быть? Не получается у снеговика и кикиморы елочку нарядить.

Снеговик и кикимора стоят огорченно, опустив голову.

Медленно крадущимися движениями выходит лиса.

Лиса: Что тут у вас?! Какая красивая елочка!!!

Снеговик: Да, нашел в лесу елочку, решил к Новогоднему празднику нарядить ее, игрушки разноцветные повесил, а до макушки дотянуться не могу.

Кикимора: Я помочь хотела, но не смогла.

Лиса: Ёлочка-ёлочка, выгляни в окошко – дам тебе горошку.

Ёлочка (удивлённо). Чего-чего?!

Лиса:(смущаясь). Говорю, наклони макушку – дам тебе игрушку!

Но ёлочка непреклонно качает головой.

Автор. Что делать? Как быть? Не получается елочку нарядить.

Прыжками вбегает зайчик.

Зайчик: Что тут у вас?! Какая красивая елочка!!!

Снеговик: Да, нашел в лесу елочку, решил к Новогоднему празднику нарядить ее, игрушки разноцветные повесил, а до макушки дотянуться не могу.

Кикимора: Я помочь хотела, но не смогла.

Лиса: У меня тоже ничего не получилось.

Зайчик:Давайте я попробую.

Персонажи (хором) Ты такой маленький , у тебя не получится!!!

Зайчик: Ёлочка-ёлочка, сядь ко мне на носок, я тебе песенку спою.

Ёлочка слегка нагибается по направлению к зайчику. Зайчик что-то очень тихо пищит тоненьким голоском. При этом невозможно разобрать ни слова.

Ёлочка нагибается ещё ниже, зайчик "пищит" басом, но опять ни слова не разобрать.

Ёлочка нагибается совсем низко, чтобы зайчик мог без труда достать до её головы руками. В глазах ёлочки застыл вопрос.

Автор: Нагнулась ёлочка совсем низко, – тут-то её макушку и нарядили!

Зайчик быстро надевает на голову ёлочки праздничный колпак. Ёлочка в ужасе хватается за голову и выпрямляется.

Автор: Да так нарядили ёлочку, что ей самой понравилось!

Персонажи восхищаются, любуются колпаком елочки, поздравляют её. Постепенно ёлочка приобретает довольный вид.

Звучит новогодняя музыка. Ёлочка пританцовывает на месте. Остальные герои водят вокруг ёлочки хоровод.

В конце сценки все герои поворачиваются к публике и кланяются.

Дед Мороз: Ой, какая смешная сказка получилась! Давно я так не смеялся!

Ведущий: А подарки ты ребятам принёс?

Дед Мороз: Конечно, принёс! Какой же праздник без подарков?! Только где мой мешок?

Нужно заранее приготовить 2 мешка: один – с подарками, другой – с надутыми воздушными шариками. Оба мешка кладут под ёлкой. Только "настоящий" мешок с подарками надо чем-нибудь прикрыть, чтобы он не бросался в глаза, а мешок с шариками пусть будет стоять на самом виду.

Дед Мороз направляется к мешку с шариками, открывает его и выпускает шарики наружу.

Дед Мороз (удивлённо): А где же мои подарки?

Участники разбирают шарики, подходят к детям предлагают посмотреть, дают в руки.

Дед Мороз: Ребята, а я знаю интересную игру с шариками. Давайте поиграем.

Игра «Мыльные пузыри»

Все участники у кого есть в руках воздушные шары, стараются лопнуть шарик у соседа. (Взрослые находящиеся рядом с детьми помогают)

После игры с воздушными шариками Дед Мороз достает настоящий мешок – с подарками, вручает детям подарки.

Дед Мороз.

А теперь пора проститься.
Я хочу вам пожелать
В дни каникул и резвиться,
И играть, и танцевать.
А придёт пора – учиться
И «пятёрки» получать!
Итак, друзья, до новой ёлки,
До новой встречи в будущем году.
Я к вам опять тогда приду!

Участники праздника и Дед Мороз вместе с ребятами танцуют возле елки, водят хоровод.

Вывод: Занятия театральной деятельностью влияют на психическое состояние ребенка, устраняют проявления негативного психоэмоционального психосостояния, снижает уровень невратизации, снимает психическое и физическое напряжение, улучшает общее состояние ребенка, помогает ребенку проявить свою индивидуальность, приобретает навыки: общения с партнером (одноклассником), элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира, адекватного и образного реагирования на внешние раздражители, коллективного творчества. А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Пб. 1998г.
  2. Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.
  3. Арт-педагогика. Арт-терапия в специальном образовании. Под редакцией Медведевой Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольской Т.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - Просвещение, 1987.
  5. Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
  6. Аникина В.П., Гусева В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народной жизни человека в русском фальклоре. М., «Худ. Литература», 1991.
  7. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Л., 1976.
  8. Баряева Л.,Вечканова И.,Загребаева Е, Зарин А. Театрализованные игры-занятия с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Изд-во «Союз»,2001.- (Коррекционная педагогика)
  9. Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. – М., 1972.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1997.
  11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. 1997.
  12. Выготская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей. «Дефектология», 1972, №5.
  13. «Воспитание школьников», 2000.
  14. Воронкова В.В. Воспитетель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.
  15. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
  16. Гурков Л.Н. «Школьный театр» (классные шоу-программы), Феникс, 2005 го Захова Б.Е. «Мастерство актера и режиссера», Искусство, 1969 год.
  17. Демченко, Е.Д. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании . Дополнительное образование. - 2004. - N 1.
  18. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
  19. Клайнпетер, У., Реслер, Г.-Д. Основные принципы психотерапии в детском и подростковом возрасте. Психогигиена детей и подростков. М., 2005.
  20. Клее, М. Психология подростка. - М., 1991.
  21. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания – М.: Зимородок: Карапуз, 2006.
  22. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М. 2003г.
  23. Кон, И.С. Категория Я в психологии [Текст] / И.С. Кон // «Психологический журнал», 2001 г., №3.
  24. «Классный руководитель», № 7 – 2001 год, № 8 – 2001 год.
  25. Ковынева М.В. «Методика активного обучения и воспитания», Феникс, 2005 год.
  26. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
  27. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
  28. Мочалов Ю. «Первые уроки театра», Просвещение, 1986 год.
  29. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
  30. Натадзе р.Г. Воображение как фактор поведения. М. : просвещение, 1987.
  31. Рождественская н.в. диагностика актерских способностей. спб. : речь, 2005.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. спб. : питер, 2000.
  33.  Ртаниславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М. : искусство, 1980.
  34. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника, - М.: Просвещение, 1986
  35. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях – Томск, 2003
  36. Сухомлинский В.Л. Сердце отдаю детям. Киев. 1997.
  37. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994г.
  38. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
  39. Шахматов А.М. «Сценические этюды», Просвещение, 1966 год.
  40. Щуркова, Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Айрис-пресс, 2007.