Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе с учётом пропедевтики. Тема: «Шоколадный интерес»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Образовательная область: познавательное развитие.

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Возраст: подготовительная группа.

Цель: развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи деятельности:

Обучающие задачи:

  • Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах.
  • Упражнять в чтении схем. Познакомить детей с  профессией шоколатье, кондитера.
  • Пропедевтика понятия «план».
  • Пропедевтика понятия «рефлексия».

Развивающие задачи:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником.

Активация словаря: кондитер, шоколатье, какао боб, какао дерево.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи.
  • Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.

Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно-поисковый, эксперимент, наблюдения.

Предварительная работа: расширение и закрепление знаний детей о жарких странах, фабриках и заводах, коллекционирование фантиков от шоколада и шоколадных конфет.

Материал и оборудование: Фартуки для детей, ноутбук, магнитная доска, какао порошок, блюдца, салфетки, плитка шоколада, подносы, палочки для канопе, блюдо для жидкого шоколада, фрукты.

Ход совместной деятельности воспитателя и детей

Дети садятся полукругом перед телевизором (ноутбук).

I. Создание проблемной ситуации

Воспитатель: У нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся! Доброе утро, гости!

Ребята, я на днях была в гостях в младшей группе и принесла вам от них послание, давайте посмотрим о чём, они нас просят.

Как мы любим шоколад,
Любой малыш ему так рад!
Разбуди его хоть ночью,
- Шоколада, съешь кусочек?
Съест, конечно, шоколад,
Сразу плиток пять подряд.
Только пользу или вред
Здесь получим мы ответ?
У молочной шоколадки
Вкус конечно очень сладкий.
Почему она всегда
Исчезает в никуда
Оставив след лишь на руках?
Крутят малыши её в руках
И говорят тихонько: «ах».

- Так о чём, хотят узнать малыши? А малыши хотят знать:

1. Где растут шоколадки?

2. Шоколад - это вредно или полезно?

3. Почему от шоколада пачкаются руки?

Ребята, а вы знаете, где растут шоколадки? (ответы детей) Итак ребята Это проблемная ситуация? (ответы детей) Ребята, поможем малышам узнать о шоколаде как можно больше? Ведь скоро Новый год, а это праздник, подарки, сладости, и конечно же, шоколад .....Только каким образом мы это можем сделать? (ответы детей)

Я сегодня вам расскажу и покажу о шоколаде всё, что знаю сама. Ну, а действовать мы будем с вами по нашему плану:

1. Где растет шоколад и как его производят? (картинка)

2. Шоколад - это вредно или полезно? (картинка)

3. Почему от шоколада пачкаются руки? (картинка)

I. Итак, приступаем к первому пункту нашего плана - «Где растет шоколад?» (Рассказ с использованием слайдов презентации.) Итак, слушаем и смотрим очень внимательно!

- Ребята, вы любите шоколад? (Да) – Я тоже очень люблю его. С латинского языка слово «шоколад» переводится как «пища богов». Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.

- А знаете ли вы то, что шоколад не растет в нашей стране? А почему? (ответы детей) Потому что в нашей стране очень холодно. А шоколад боится холода, снега и растет там, где нет зимы. А если в нашей стране он не растет, то, как вы думаете, где по-вашему, может расти шоколад? (Ответы детей)

Родина шоколадного дерева – одна из жарких стран и это Мексика.

 - Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется (кто то знает как называется это дерево?) дерево какао. Внимание на экран! Дерево какао выглядит вот так (слайд). На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (слайд). Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, очищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд). Вот в таких мешках в нашу страну, привозят какао бобы. И куда они дальше попадают? (ответы детей) На фабрики. На какие?(ответы детей) (слайд). На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао-бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд). А то, что осталось размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». Ребята, а вы знаете кто такой шоколатье? (ответы детей) Шоколатье – человек создающий шоколадные рецепты и шоколад. А шоколад делают так. В какао-масло наливают молоко или сливки, сыплют какао-порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Смесь разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд).

- Итак, мы с вами узнали и уже сможем рассказать малышам где и как растут шоколадки.

Отметим, что первый пункт нашего плана мы выполнили и поставим галочку около цифры 1. (Вызванный ребенок ставит галочку рядом с первым пунктом плана)

- О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

II. А давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?

И ответим на второй пункт нашего плана: «Шоколад – это вредно или полезно?»

- Давайте с вами поиграем в игру «Вред - польза». Я вам показываю слайд, а вы потом отвечаете вред это или польза.

Польза (слайд). Внимание на экран!

Что же мы с вами видим на первом слайде?

1. Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Шоколад – источник силы, в нём содержатся такие вещества, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.

Ребята, что же мы видим на следующем слайде? (ответы детей)

2. В шоколаде содержатся витамины. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка и взрослого.

Вред (слайд).

Что же мы расскажем про следующий слайд?

3. Много шоколада есть нельзя! Это приводит к лишнему весу.

Польза (слайд).

Следующая картинка говорит нам о вреде или пользе шоколада?

Тут я вам подскажу, потому что не все знают, что шоколад иногда полезен для зубов.

4. В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен чёрный шоколад (горький)

Вред (слайд).

Следующий слайд о чем нам говорит?

5. Если есть шоколад в больших количествах, то он может вызвать аллергию…

Но! Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для занятий в саду и в школе. Шоколад способствует повышению иммунитета? Кто знает, что такое иммунитет? (ответы детей) Это защита организма…

Выводы:

- Шоколад не может быть вредным, если есть его не много!

- Самый полезный – это горький шоколад.

- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника, чтобы не перебивать аппетит.

- После употребления любых сладостей необходимо прополоскать ротик или почистить зубы!

Теперь мы можем отметить, что второй пункт нашего плана мы с вами тоже  выполнили и поставим галочку около цифры 2. (Вызванный ребенок ставит галочку рядом со вторым пунктом плана)

- Но наши малыши нам задали множество вопросов. Помните? Какие вопросы задавали нам малыши про шоколад? (ответы детей) Правильно. У нас остался последний вопрос без ответа: Какой? («Почему от шоколада пачкаются руки?»») А чтобы узнать ответ на этот вопрос, нам нужно провести небольшое исследование.

III. Опыт 1. Вкус какао

- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

- А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)

- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и я сейчас каждому из вас положу немного какао. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Так считают все? - Совершенно верно, какао имеет горький вкус. А что же нужно сделать (добавить), чтобы шоколад был вкусным и сладким? (ответы детей)

А сейчас мы попробуем ответить на последний вопрос: «Почему от шоколада пачкаются руки?»

Я сейчас каждому положу на ладошку по кусочку шоколада, потом мы зажмем кулачки на некоторое время, я досчитаю до 10-и  и посмотрим испачкались ли наши руки от шоколада?

- Что же мы видим? Наши руки испачкались? А почему как вы думаете? (ответы детей) Шоколад растаял. А почему? Потому что шоколад боится тепла и он тает.

Правильно. Чем больше мы нагреваем шоколад, тем быстрее он тает.

- Теперь мы можем рассказать малышам: «Почему от шоколада пачкаются руки?»

Отметим, что третий пункт нашего плана мы выполнили и поставим галочку около цифры 3. (Вызванный ребенок ставит галочку рядом с третьим пунктом плана)

- Таким образом, мы ответили на все вопросы малышей.

Ребята, вы сегодня просто молодцы! И в связи с этим, я вам приготовила маленький сюрприз. Скажите пожалуйста, где изготавливают шоколад и  шоколадные изделия? (ответы детей) На фабрике. Фабрики бывают разные, а как называется эта фабрика? (ответы детей) Кондитерская. А как называется профессия человека, который работает на этой фабрике? (ответы детей). Я хочу, чтобы вы сегодня попробовали себя в роли кондитера. Я заранее растопила шоколад и приготовила фрукты. И сейчас мы с вами будем  готовить фрукты в шоколаде. Показываю как…

Фрукты в шоколаде

Предлагаю взять любые фрукты (бананы, яблоко, груша, персик). Наколоть фрукты на палочку обмакнуть в наш приготовленный шоколад, затем сразу в кокосовую стружку или орешки и положить на блюдо.

Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!
Сумеет он порадовать, взбодрить,
Вкус праздника и детства подарить!
Подать прилив энергии, заряд –
Такой вот всемогущий шоколад!

Ну, а мы с вами ребята, скоро обязательно сходим к малышам и расскажем им всё, что узнали о шоколаде. И ещё покажем им нашу коллекцию фантиков от шоколада и шоколадных конфет.

Дети угощают гостей шоколадными фруктами.