Конспект НОД по правовому воспитанию с использованием ИКТ «Цветок счастья» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Задачи

Образовательные

  • Продолжать знакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека».
  • Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.
  • Учить детей рассуждать, делать выводы.
  • Формировать способности к социальной безопасности.

Развивающие.

  • Развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игру-драматизацию к знакомой сказке.
  • Развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Методы и приемы

Словесные

  • Художественное слово.
  • Объяснение.
  • Указание.
  • Беседа.
  • Вопрос-ответ.

Игровые

  • Сюрпризный момент.
  • Драматизация сказки.

Педагогические технологии

  • Социоигровая (игра в кругу, деление на компании).
  • Личностно-ориентированная модель обучения и воспитания детей.
  • Здоровьесберегающая технология (физкультминутка).

Формы организации детей на занятии

  • Социоигры в кругу, работа в компаниях, фронтальная работа.

Материалы и оборудование

  • Шапочки для персонажей сказки.
  • Мягкая игрушка «Баба-Яга».
  • «Цветок Счастья».
  • Декорации к сказке «Заюшкина избушка».
  • ТСО.

Предварительная работа

  • знакомство с книгой «Декларация прав человека»
  • беседы по ознакомлению детей с основами человеческих прав
  • подготовка детей к драматизации сказки «Заюшкина избушка»
  • заучивание стихов.

Воспитатель

Встали все мы в круг
Каждый в круге мой друг
Руки другу протяни,
Ни когда не подведи.
Ты мой друг – я твой друг –
Самый лучший друг.

Воспитатель. Ребята, я сегодня утром обнаружила в нашей группе вот этот цветок с желтым лепестком. У него очень плохое настроение. А вы знаете почему?

Дети. Нет.

Воспитатель. Послушайте и посмотрите историю этого цветочка.

Рос этот цветок в необычном саду, сказочной страны «Правдилии». Жители этой страны: люди, звери, насекомые. Все они ухаживали за цветком, относились к нему по особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были написаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И было бы все хорошо, если бы…

Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать ненастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то все были удивлены тем, что на «цветке счастья» не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.

Воспитатель. Ребята, поможем жителям сказочной страны, вернуть лепестки «цветку Счастья».

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда в путь. (Все идут по кругу и говорят слова)

В Правдилию вперед.
«Цветок Счастья» там живет.
Должны мы многое узнать
И лепесток там отыскать.
Нам будут в этом помогать
Герои разных сказок.
(дети идут за воспитателем змейкой)
По извилистой дорожке
Шли по миру, чьи- то ножки.
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают нас на свете.
(Все подходят к избушке, садятся на стульчики)

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. Что я виновата, что ли? Мой дом растаял, ведь он был ледяной, где теперь мне жить?

Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой себе дом найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь право, лиса меня выгонять.

Лиса. Я в лесу хозяйка! На все имею права.

Воспитатель. Ребята, в какую сказку мы попали? Права ли лиса?

Лиса нарушила право. Но какое? Как это узнать?

Дети. Это сказка «Заюшкина избушка». Лиса не права. Нельзя было выгонять зайчика, ведь это его дом.

Звучит голос. Найдите лепесток синего цвета, и узнаете ответ на вопрос.

воспитатель и дети находят лепесток рядом с избушкой.

Воспитатель. Интересно, какое здесь право написано? (читает)

«Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь».

Оказывается ты, лиса, не имеешь права выгонять зайца из дома, ведь это его собственность.

Заяц. У меня в конверте картинки с животными, которые не могут найти свое жилище. Помогите им, пожалуйста.

Воспитатель. У каждого животного должно быть свое жилище, также как и у человека.

Задание № 1 «Найди домик»

Детям раздаются карточки с героями сказок: «Три поросенка», «Зимовье зверей», «Теремок», «Три медведя».

На столах картинки с изображением домиков героев этих сказок. Дети находят домики для своих животных.

Воспитатель (вопрос каждой компании). Как называется ваша сказка? Кто в вашей сказке нарушил право? Какое право было нарушено?

Ответы детей. Волк, медведь, Маша нарушили право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.

Воспитатель. Молодцы, ребята, мы всех животных поселили в свои законные домики. Можем смело продолжить свой путь.

Мы летим под облаками
А земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка
И дома и человечки.
Мы летать устали что то
Приземлились. … Где мы? Что это?

Дети, подняв руки в стороны, передвигаются за воспитателем, изображая полет. Затем присаживаются на ковер и смотрят отрывок из мультфильма «Кот, петух и лиса».

Несет меня лиса
За темные леса
За высокие горы

Воспитатель. Ребята, как называется эта сказка? Кто попал в беду? Почему лиса выкрала петуха? Что она нарушила?

Ответы детей. Это сказка «Кот, петух и лиса». Петуха украла лиса. Она хотела его съесть.

Воспитатель. Лиса нарушила право. Но какое же? Как это узнать?

Звучит голос. Найдите мой лепесток красного цвета, и узнаете ответ на вопрос.

Воспитатель. Это же голос «цветка Счастья». Нужно быстрее найти красный лепесток, и узнать нарушенное право.

Дети находят конверт на дереве возле экрана.

Воспитатель. Ребята, здесь письмо от лисы. Она просит собрать картинки из перепутанных частей для ее лисят. Только тогда Лиса отдаст лепесток.

Задание № 2 «Сложить разрезные картинки по сказкам: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».

Дети по частям картинок делятся на компании, выкладывают картинку на ковре.

Воспитатель (вопрос каждой компании). Как называется ваша сказка? Кто нарушил право на жизнь и свободу героя?

Ответы детей. Сказка называется «Гуси-лебеди». Гуси-лебеди не должны были забирать Иванушку. В сказке «Маша и медведь» нельзя было медведю не отпускать Машу. В сказке «Волк и семеро козлят» волк не должен был забирать козлят.

Воспитатель. Мы выполнили задание лисы, а вот и лепесток. Она его на дерево повесила. Давайте прочтем, какое на нем право написано.

Читаем право «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу».

Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу.

Воспитатель. Молодцы, красный лепесток мы отдаем «цветку Счастья», а сами отправляемся на встречу к новой сказке.

По извилистой дорожке
Шли по миру, чьи-то ножки.
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают нас на свете.
Все подходят к ширме. Появляется Баба Яга.

Баба Яга. Вы кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?

Воспитатель. Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.

Баба Яга. Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?

Ответы детей: - Мы ищем лепестки цветка Счастья.

Баба Яга. Ну, есть у меня лепестки. А вам - то зачем они?

Воспитатель. Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Баба Яга, верни, пожалуйста, лепестки.

Баба Яга. Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?

Воспитатель. Это почему?

Баба Яга. Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга? Конечно, нет!

«Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение».

Баба Яга. Ах, вы со мной спорите! Не отдам лепестки! Злая уходит в избушку, топает ногами.

Воспитатель. Мне почему-то стало жалко Бабу Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится?

Ведь «все имеют право на любовь и заботу». Это право имеете и все вы. Её даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем, подарим ей вазу с цветами.

Дети, стучатся в дверь, выходит Баба Яга.

Дети. Мы поздравляем тебя с днем рождения. Будь здорова Баба Яга.

Баба Яга. Спасибо, ребятки. Меня никто, никогда не поздравлял. В благодарность я возвращаю вам оранжевый и зеленый лепесток «цветка Счастья».

Дети тоже благодарят и прощаются с Бабой Ягой.

Воспитатель зачитывает права: «Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение», «Все имеют право на любовь и заботу».

Воспитатель. Ребята, мы собрали все лепестки. Посмотрите, как радуется наш «цветок Счастья». Он по-прежнему красив.

Воспитатель. Мы можем с чувством выполненного долга возвращаться в детский сад.

Все идут друг за другом со словами:

Мы «цветку Счастья» помогли
И лепестки его нашли.
Теперь нам в детский сад пора.
До встречи, добрые друзья.

Вернувшись в детский сад, воспитатель предлагает детям сесть на ковер.

Воспитатель. Ребята, закройте глаза и представьте, что перед вами большой цветной экран телевизора. Вы видите все наше путешествие. Откройте глаза и расскажите, что вы увидели на экране вашего телевизора.

Дети. Я увидела, как мы были в сказке «Заюшкина избушка», лиса выгнала зайца. Она нарушила его право на неприкосновенность жилища… о каких мы правах сегодня говорили.

Голос цветка. Спасибо вам, добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас наградить еще одним правом, которое написано на моем желтом лепестке, это «правом на отдых».

Воспитатель. Ребята, у нас с вами получилось помочь «цветку Счастья» потому что:

Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!