Национальные особенности и характерные черты современного чувашского свободного стиха

Разделы: Литература

Классы: 10, 11


В чувашском литературоведении также существует немало научных трудов, посвященных исследованию национальных особенностей жанра верлибра. Современными теоретиками нетрадиционной метроритмики являются А.П.Хузангай и В.Г.Родионов, который впоследствии и сам увлекался жанрами нетрадиционного стиха. Стиховеды вели споры о молодых поэтах-верлибристах (П.Эйзин, А.Аттил, П.Яковлев, Л.Мартьянова и др.). Исследователь В.Г.Родионов отмечает некоторые немаловажные особенности и характерные черты чувашского свободного стиха: свободный стих как поэтическая структура теснейшим образом связан с особенностями конкретного языка; свободный стих не всегда ритмизируется, мысль местами меняется и обогащает форму и содержание; свобода, естественность разговорной речи является стержнем, его доминантой; свободный стих приносит с собой новое богатство интонации, строфики, новые способы видения мира и ряд других качеств;  умение писать свободные стихи – это умение членить речевой поток на фразы и синтагмы, обозначая их в виде отдельных строк и т.д. [92;17]

Согласно А.Хузангаю, чувашское свободное стихотворение впитало в себя внутренную структуру фольклора, а именно композицию народных песен, разных образов прозаических жанров. Поэты при создании свободного стихотворения придерживаются установленных норм мировой поэзии.

Современные чувашские поэты по-разному относятся к верлибру. Некоторые из них воспринимают его как истинная поэзия, другие же смотрят не него критически. Например, В.Эндип вкладывает в понятие верлибр такие особенности: следование модным течениям как элитарный модернизм и космополитизм, стирание границ между прозой и поэзией, хаотическую форму, сложность восприятия, скопление абстрактных метафор и так далее. По мнению поэта, свободный стих ведет поэзию к разрушению и отчуждению от народа.

Стиховеды утверждают, что верлибр одних чувашских поэтов относится к «восточному» типу, а свободный стих других – к «западному». Однако, как будет показано в ходе анализа, граница между этими литературными полюсами достаточно условна. Думается, что подробное исследование разных подходов к поэтике свободного стиха позволит более точно определить диапазон возможностей трансформации чувашской системы стихосложения. Как уже отмечалось, зачинателем чувашского верлибра был М.Сеспель. Его произведения послужили примером для авторов 1950-2000-х гг., которые вывели чувашскую литературу на мировой уровень. Современными верлибристами являются Г.Айги, П.Эйзин, А.Аттил, И.Дмитриев, Л.Мартьянова, Л.Федорова, М.Карягина, С.Сатур, С.Эрдиван. Далее подробно рассмотрим национальные особенности чувашского верлибра, которые не имеют общих черт с русским свободным стихом. Мотив единства природного и человеческого начала, их взаимопроникновения является одной из главных особенностей художественного мира поэзии С.Эрдивана.

Можем выделить несколько стихотворений, которые написаны «чистым» верлибром, то есть таким стихом, для которого характерен полный отказ от слогового метра, тонической урегулированности и постоянной рифмы. Постмодернистская направленность лирики С.  Эрдивана реализуется за счет обыгрывания штампов массового сознания, образов классической литературы, бытовых жизненных реалий. Ироническое начало в сочетании с рефлексией становится одним из важнейших структурообразующих принципов поэтики верлибра данного автора.  Постоянная саморефлексия лирического героя воплощается в стихотворении не прямо, а опосредованно, через призму иронии. Поэзия его перенапряжена поэтическими афоризмами, всегда неожиданными для свободной строфики стихов. Но синтаксически развернутые смысловые аккорды, как зарубка для читательской памяти, легко запоминаются, располагая к углубленному прочтению. Нетрадиционно свободный стих трансформирует «поток сознания» и воспринимается как просто текст, расширяющий сферы авторской рефлексии, точнее – открывающий новые смысловые пространства, что ломает стереотипы привычных норм сглаженного мировосприятия. Это верно схваченная человеческим духом энергетика, часто забываемой в суете сует непрерывности бытия, эхом откликающейся в сознании человека. Верлибрическая форма стихосложения используется автором преимущественно в «чистом» виде, что сообщает поэтической интонации большую естественность и ориентирует читателя на восприятие разговорной речи. В творчестве С.Эрдивана занимают немаловажное значение поэтические циклы, представляющие собой художественный рисунок. Они приобретают широкое распространение именно в 70-е гг. XX в. В них, на первый взгляд бессмысленных предложениях, можем увидеть национальный, в то же время дидактический материал не только для детей, но и для взрослых. Стиль С.Эрдивана можно узнать по особой плотности воображаемого пространства – от равновесия разновеликих смыслов. Это совершенно другая смыслоемкость стихотворной ткани – от передачи не столько высказывания, сколько самого процесса мировидения со всей его неупорядоченной естественностью. И только интонация стиха, как главная примета поэзии, настраивает читательское восприятие на волну бытийной упорядоченности. По его стихотворениям можно изучать чувашское духовное мышление и природу самобытности национальной литературы. Его поэзия доказывает, что истоки чувашского художественного слова – в устном народном творчестве, в его языковой картине мира, не изолированной от культурного общения с другими народами.

Каждый народ создает свою языковую картину мира, свои законы и начала обряд доверия или гомилетической риторике. Учет всего этого у рядоположных, смежно живущих народов непреложно вызывает расширение культурного пространства поэзии и литературы. Особенно внятна эта мысль звучит при тесном общении поэта С.Эрдивана с такими маститами, учеными-теоретиками как Ю.Б.Орлицкий, Х.Короглы, Б.Гончаров, С.Калачева и др. В связи с этим и появляются идеи художественного пространства, жанровые определенности, расширении художественных горизонтов словесной культуры, способствующие восприятию лиц другого народа, другого мира.  

Несмотря на принципиальное различие творческих методов, поэзию чувашских верлибристов объединяет общая специфика верлибрической системы стихосложения. В рамках миниатюры авторы воплощают суть эстетики чувашского верлибра: алогизм восприятия, стремление к отражению картины мира в мельчайшей детали бытия, использование оригинальных тропов.  

Свободный стих как уникальная поэтическая система имеет множество самых различных проявлений, предполагает предельный уровень индивидуализации стиха. Современный чувашский верлибр можно охарактеризовать как многогранное явление, совокупность самых разных художественных подходов: от возвышенно-абстрактных миниатюр до предельной конкретики хайку. Философская ирония постмодернистских текстов соседствует с медитативной лирикой и минималистскими произведениями. Однако, несмотря на довольно широкий диапазон авторского самовыражения, в полисистемности современного свободного стиха можно выделить некоторые закономерности. Существуют определенные разновидности верлибра, отраженные в художественной практике авторов. Этими авторами являются Г.Айги, П.Эйзин, М.Карягина, и некоторые другие поэты, оказавшие значительное влияние на процесс «верлибризации» современной чувашской поэзии. Некоторые верлибристы постоянно делают объектом своего изображения предметы материального мира, городского пейзажа, заставляя читателя открыть для себя неопознанность предметов, кажущихся абсолютно известными. Характерным представителем этой  категории  верлибристов можно назвать П.Эйзина. Его творческий метод включает в себя способность автора видеть примелькавшиеся взгляду вещи в необычном ракурсе. Стихи его скупые и внешне неброские, созданы путем строгого выбора слов. Они окружены тишиной. Верлибр П.Эйзина максимально приближен к ритму и интонации повседневной речи, поэтому поэтический текст легко может ассоциироваться с фрагментом диалога. В его поэзии для достижения эффекта интонационной достоверности используются неоконченные синтаксические конструкции, междометия, элементы тавтологии, повторы, оговорки, элементы визуальности (употребление разных шрифтов, символических знаков, оригинальное расположение текста). Автор в своих произведениях умело обращается с образной системой фольклора, аллитерациями, ассонансами, анафорой и эпифорой (эти стилистические приемы он развивает, анафору – до лексической, синтаксической, строфической и строфико-синтаксической); в поэзии укрепляется сосредоточенно-созерцательное восприятие естественного мира.  

Верлибр, возникающий как реакция обычное на поэтическое творчество, облеченное в рифмованные стихи, художественно жизнеспособен постольку, поскольку ощутим фон, его породивший. Тем самым безрифмие верлибра есть не что иное, как радикальный этап рифменной эволюции – значимый «отказ от рифмы» (как являются этапами отказ от глагольной, точной и т.п. рифмы). Чистота звучания верлибра в произведениях П.Эйзина подчеркивается и при обращении к глубоко национальном этическим заветам. Как показывает анализ его произведений, народная традиция – один из источников вдохновения поэта, что позволяет судить о национальном своеобразии чувашского свободного стиха.

Следуя нововведениям формы стиха Г.Айги, П.Эйзин в своем творчестве поражает органическое единство содержания и формы, без которой не может быть «истинной поэзии». Одним из элементов художественного метода многих верлибристов (Г.Айги, П.Эйзин и др.) является парадоксальный или непоследовательный финал стихотворения. В этом случае часто происходит совмещение разнородных семантических пластов, один из которых полностью нейтрализует предыдущее высказывание. Можно сказать, что одна образная система вытесняет другую, провоцируя обман читательского ожидания.  

На фоне традиционного верлибра второй половины ХХ в., который отличает естественная разговорная интонация, ясность синтаксических конструкций, устоявшиеся художественные приемы, выделяется свободный стих поэтов-авангардистов. Они используют верлибрическую систему стихосложения как средство демонстративного отказа от любых канонов и поиска новых разновидностей поэтического языка. Одним из первостепенных авторов этого круга стал Г.Айги, тяготеющий к форме «мнимого» верлибра – сложных полиметрических построений, близких по  восприятию к  свободному стиху. Другой поэт, П.Эйзин, подобно Г.Айги, стремится к расширению лексико-семантических возможностей стиха, но использует преимущественно форму чистого верлибра.

Несколько иной вариант творческого поиска представлен в поэзии М. Карягиной. Голос  ее особо слышен в чувашской поэзии в последние годы. У нее идет поиск чистого звука собственных слов и, похоже, она уже определилась: у М.Карягиной свой язык, язык любви и язык жизнеощущения, миропонимания. Стихи ее просты, но в то же время обладающие чувством и показывающие атмосферу души автора. Стихотворные тексты М.Карягиной представляют собой синтез приемов минимализма и миниатюризма, который во многом определяет суть творческой индивидуальности этого автора. Лаконизм лирического высказывания сближает поэзию М.Карягиной с верлибром Г.Айги, ориентированным на традицию классической японской лирики. Минимализм в использовании структурных элементов перекликается с поэтической манерой конкретистов, особенно М.Карягиной, минималистская установка реализуется на различных уровнях: звуковом, лексическом, синтаксическом, пунктуационном. Нужно отметить также наличие сюжетного минимализма, который определяется фрагментарной композицией текста, введением смысловых пауз. Свободный стих М.Карягиной характеризуется заметным усилением визуального начала, что проявляется в наличии авторской пунктуации, ненормативном употреблении прописных и строчных букв, введении невербальных компонентов и др. Творчество М.Карягиной является свидетельством того, что развивающиеся в чувашской поэзии разные течения постепенно открывают путь к мировой поэзии. Параллельно с классическими размерами стремление «разрушить» первичный синтаксис и включение в обиход свободного стиха продолжают развивать возможности современной чувашской поэзии. Материалом ее стихотворений становится самая обыденная разговорная речь. Стертые речевые штампы, навязчивые междометия, оговорки обретают новые смыслы и новое звучание. В чувашских верлибрах есть стихотворения, часто напоминающие черновой набросок, «каркас» потенциального поэтического текста или просто констатацию какого-либо факта, зафиксированную в письменной форме. Метод «черновика» – один из основополагающих художественных методов.

Обращение к устной речи особенно органично для верлибрической системы стихосложения. Рифмованное минималистское стихотворение всегда воспринимается читателем как более «литературное», обработанное. Верлибр максимально приближен к ритму и интонации повседневной речи, поэтому поэтический текст легко может ассоциироваться с фрагментом диалога.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что чувашский свободный стих второй половины ХХ в. классифицируется по локальному признаку, по степени метричности, а также по принципу характеристики творческого метода. Но при этом в чувашском верлибре не существует четких границ между указанными разновидностями, и поэты часто создают синтетические формы, необходимые для реализации художественного замысла.