Урок литературы в 5 классе по творчеству Антония Погорельского

Разделы: Литература

Ключевые слова: «Чёрная курица или Подземные жители»


Предмет: литература

Класс: 5

Авторы УМК:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 1. –М:. Просвещение 2015.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. Часть 2. –М:. Просвещение 2015.

Тема урока: Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цели урока:

  • Деятельностные: развивать и формировать мыслительные способности учащихся для лучшего усвоения темы, обобщение и систематизация материала для дальнейшего усвоения знаний.
  • Содержательные: повторить виды сказок, уметь различать литературную сказку и фольклорную, знать их отличительные черты. Знакомство с русским писателем А. Погорельским и его сказкой «Чёрная курица, или Подземные жители». Знакомство с определением слова «псевдоним».
Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: эмоциональный настрой на урок

Нестандартное начало:

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки» (скачать в телефон). Ребята, кто знает, что это за музыка? Какие возникли ощущения?

Раньше была передача для детей, в которой показывали разные сказки. Такая мелодия была в качестве заставки к ней. Понравилась музыка?

Настрой на урок.

Отвечают на вопрос.

Самоопределение деятельности, участие в коллективном сотрудничестве

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: предварительная подготовка учеников к восприятию материала.

Постановка проблемного вопроса

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин.

Как понимаете данное высказывание?

Итак, речь у нас пойдёт про сказки. Дети, какие виды сказок вы знаете. Давайте составим кластер. Я пишу на доске, вы в тетрадках. Сказки: волшебные, бытовые, о животных.

Отвечают на вопросы.

Делают записи в тетрадях

Планирование учебной деятельности. Осмысление, участие в коллективном диалоге. Аргументация своей точки зрения.

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обозначение цели и средств достижения поставленной цели

Постановка проблемного вопроса: с какими сказками мы с вами познакомились на уроках литературы, чем они отличаются? Кто сочиняет сказки? (народ и писатели)

Снова записываем в тетрадь: сказки- народные(УНТ) и литературные. Подтвердите своими примерами, запишите названия сказок литературных и народных

Предположите о какой сказке мы будем беседовать на нашем уроке?

Давайте разберёмся, в чём же состоит отличие этих сказок?

Работа в парах: 1 вариант заполняет в таблицу отличительные черты фольклорной сказки, 2 вариант- литературной. Потом обменяетесь информацией. Подводим итоги:

  1. Литературная сказка имеет автора, народная-нет
  2. Литературная сказка записывается, народная сказка передаётся из уст в уста
  3. Литературная сказка не меняется, народная передаётся в вариациях
  4. Литературная сказка может быть по объёму большой, а народная - небольшая по объёму

Обозначают цели, называют тему урока. Записывают в тетрадях, заполняют таблицу, обсуждают.

Самоопределение деятельности, контроль своего вида деятельности, участие в коллективном диалоге, обмен познавательным материалом с соседом по парте.

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: обсуждение причины затруднения в ответе на вопрос

Вы слышали раньше об Антонии Погорельском?

Антоний Погорельский – русский писатель. Им создана сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Может быть, вы фильм смотрели?

Физминутка. Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте снова добрую мелодию. Кто желает может подвигаться под по музыку (звучит заставка к передаче «В гостях у сказки»)

Отвечают на поставленный вопрос. Выстраивают цепочку рассуждений, выдвигают предположения, участвуют в коллективном диалоге

Самоопределение деятельности, контроль своего вида деятельности, участие в коллективном диалоге, обмен познавательным материалом с соседом по парте.

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение новых знаний

Ребята, вы знаете, что означает слово «псевдоним»?

Антоний Погорельский – это псевдоним писателя.

Кому была посвящена эта сказка? На эти вопросы вы найдёте ответ в презентации.

- Просмотр презентации(первые 4 слайда)

Учащиеся отвечают на вопросы, смотрят презентацию, нужную информацию заносят в тетрадь

Анализ и обобщение материала, подбор адекватных речевых средств, аргументация своей позиции, участие в коллективном диалоге, контроль своей деятельности

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа:
Восприятие материала

Чтение сказки детьми до описания чёрной курочки. Выборочный пересказ. Непонятные слова учитель разъясняет ученикам.

Так кто главный герой в сказке? (слайд 5)

Как проводил свободное время Алёша?

Какую курочку любил больше всего? (слайд 6)

Ребята, вы любите волшебство в сказках? Вот и в нашей сказке курочка вскоре заговорит…(слайд 7) Поведёт нашего Алёшу в подземелье…(слайд 8) А потом вырастет до невиданных размеров и вступит в сражение с рыцарями (слайд 9).

Интересно?

В сказке у Антония Погорельского изображается 2 мира: реальный и фантастический (слайд10)

Что характерно, такая двойственность проявляется и в натуре нашего мальчика: сначала он предстаёт перед нами одним человечком, а потом его совершенно не узнать, потому что Алёша сильно изменится (слайд 11)

И вот тут уместно вспомнить эпиграф А.С.Пушкина. Так чему же учит нас сказка? (слайд 12) Итог наших размышлений сводится к простым истинам (слайд13)

Ученики следят за чтением своих одноклассников, пересказывают кратко прочитанное, отвечают на вопрос учителя

Адекватное восприятие материала, контроль и самоконтроль видов деятельности, участие в диалоге

Рефлексия деятельности

Цель этапа: оценить результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Рефлексия.

Д/З: Прочитать сказку, ответить на вопросы в конце учебника, дать характеристику главному герою(письменно).

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне показалось непонятным…

Мне было интересно…

Записывают в дневник д/з.

Контроль и самоконтроль своей деятельности

Определение своей успешности на уроке, коллективное обсуждение.