Образование слов при помощи приставки. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: приставка, образование слов, родственные слова


Тип урока – первичное усвоение новых предметных ЗУНов и УУД.

Цель (дидактическая задача) – организация совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением образовывать родственные слова с помощью приставки.

Задачи:

предметные:

  • организовать деятельность учащихся по знакомству с понятием «приставка» как часть слова, стоящая перед корнем, с помощью которой образуются новые слова;
  • организовать деятельность учащихся по распознаванию родственных слов с приставками;
  • формировать умение составлять слова с помощью приставки;

метапредметные:

  • регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;
  • коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах;
  • познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
  • познавательные (общеучебные) - способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов;

личностные:

  • организация участия в парной работе по данной теме, учёт позиции собеседника.

Оборудование:

  • учебник 2 класса (1 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др.
  • печатная тетрадь
  • презентация
  • проектор
  • ноутбук
  • интерактивная доска
  • карточки

План урока

1. Организационной этап

Дорогие дети! Я рада видеть вас на уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, чтобы мы могли начать урок с позитивной ноты. Проверьте свою готовность к уроку:

Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

2. Мотивация к учебной деятельности

(Слайд 2)

Работа мастера боится!

- Прочитайте предложение на доске.

- Что это? (пословица)

- Как вы её понимаете? (Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом)

- Какое отношение она имеет к уроку русского языка? (Ответы детей).

- Ребята, пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность, вы уже знаете, что русский язык - удивительный и очень интересный предмет, полный тайн и загадок. И сегодня вам предстоит самостоятельно открыть еще один секрет русского языка. Кто готов к новым открытиям? Тогда в путь!

- А с чего мы начинаем работу на уроке? (Ответы детей: записи даты и вида работы, с повторения необходимых знаний)

- Запишите дату и вид работы.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Давайте вспомним материал прошлых уроков. С помощью сигнальных кругов проверим, как вы освоили эти темы.

1. Учитель проводит игру «Верно или неверно».

(У детей двухцветные прямоугольники: красный цвет обозначает «неверно», зеленый - «верно»).

- Окончание - это изменяемая часть слова? (Верно)

- Окончание служит для образования новых слов? (Неверно)

- Бывает ли у слова нулевое окончание? (Верно)

- Суффикс находится за корнем? (Верно)

- Суффикс служит для образования новых слов? (Верно)

- Корень - это главная часть слова? (Верно)

- Слово может быть без корня? (Неверно)

- У родственных слов одинаковый корень? (Верно)

- Приставка находится за корнем? (Неверно)

- Приставка служит для образования новых слов? (Верно)

2. Назовите, все изученные части слова. (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Что мы повторили? (Состав слова)

(Слайд 3)

- Перед вами модель, которую мы вместе создалина предыдущих уроках.

(На доске:

  • измени слово и выдели окончание
  • подбери однокоренные слова и выдели корень
  • выдели суффикс (если есть)
  • выдели приставку (если есть)

- Что мы проверили этим заданием? (алгоритм разбора слов по составу)

- Как вы оцените свои знания по пройденной теме? (оценивание по сигнальной карте)

3. Запись и разбор слов по составу на доске и в тетрадях: море, моряк, морской.

- Как называются эти слова?

- С помощью, какой части слова образовались новые слова? (Суффикса)

- Как называется такой способ словообразования? (Суффиксальный)

4. Постановка учебной задачи

(Слайд 4)

Игра «Помогите Маше и Мише»

- Сейчас мы поможем Маше и Мише образовать новые слова при помощи приставок.

(Выходят к доске девочка и мальчик. Девочка помогает Маше (девочка Маша и мальчик Миша на слайде) образовывать новые слова с помощью приставок от слова лепить. А мальчик помогает Мише от слова крепить. Мальчики помогают Мише, а девочки - Маше. (по очереди стилусом подставляют приставки к глаголам, в классе записывают, приставки выделяют)

- Как образовались получившиеся слова? (с помощью приставок)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов при помощи приставок)

- Кто догадался, как называется такой способ образования новых слов?

- Чему нужно научиться? (Узнать, как называется новый способ образования слов, уметь анализировать слова, образованные этим способом)

5. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Рубрика «Давайте подумаем».

- Откройте учебники на странице 155, прочитайте пары слов.

- При помощи, каких частей слова образовались выделенные слова?

- Как называется способ образования новых слов?

2. «Тайны языка».

(если никто не озвучил название способа, то учитель предлагает самим найти эти сведения в учебнике)

- Прочитайте информацию рубрики «Тайну языка».

- Совпадает наше предположение с выводом в учебнике?

- Как в русском языке называется новый способ?

- Почему этот способ так назвали?

- Приведите пример словообразования приставочным способом.

(Слайд 5)

Физминутка. Кинезиологические упражнения «Ленивые восьмёрки».

6. Первичное осмысление и закрепление

1. Работа в паре.

Упр.1 стр.156..

- Прочитайте задание и поднимите руки те, кто его понял.

- Спрогнозируйте свой результат. Те, кто уверен, что справится с заданием, поднимите зелёную сигнальную карточку, если не уверены – красную.

(для тех, кто не уверен, предлагаются слова, от которых надо образовать новые с помощью данных приставок)

- В случае сомнения в написании слов, проверяйте орфограммы в корне или спросите у меня.

- Проверим слова, которые у вас получились.

- Каким образом вам удалось образовать новые слова? (С помощью приставки)

- Как называется такой способ образования слов? (Приставочный)

- Зачем вам необходимо было выполнить это задание? (Чтобы научиться образовывать родственные слова с помощью приставок, т.е. приставочным способом)

- Молодцы! Как много интересных слов вы составили!

2. Фронтальная работа.

- Ребята, а вы готовы не останавливаться на достигнутом и идти к новым открытиям. Тогда давайте выполним следующее задание.

Упр.2 стр.156.

- Чтобы быть уверенным, что слово образовано приставочным способом, необходимо находить слово, от которого оно образовалось.

(Выполняется устная фронтальная работа)

- Каким образом вам удалось образовать новые слова? (С помощью приставки)

- Как называется такой способ образования слов? (Приставочный)

7. Закрепление знаний и способов действий

- Сейчас вы сможете попробовать свои силы самостоятельно.

Упр.3 стр.156

(Читают задание к упражнению)

- Какие рекомендации вы можете дать друг другу, по выполнению упражнений? (Дают советы: чтобы определить образовано ли слово приставочным способом, нужно найти слово, от которого оно образовано и выяснить использовалась ли для его образования приставка)

- Выполните самопроверку. (Один ученик зачитывает слова). Внесите исправления.

- Кто справился без ошибок?

- Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы!

- Есть  слова, которые вы не выписали? Объясните почему? (Называют слова: победить, начать, запасать, они не образованы приставочным способом)

(Слайд 6)

8. Этап информации о домашнем задании

Дифференцированное задание в рабочей тетради «Пишем грамотно № 1» упр. 3 с. 84 или упр.4 с.156 учебника.

9. Итог урока. Рефлексия. Самооценка детей

- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового? Для ответа можно пользоваться опорными словами:

(Слайд 7)

  • Я узнал…
  • Я научился находить …
  • Я научился образовывать …

(Слайд 8)

- Молодцы, ребята! Хорошо поработали! Вы решили все поставленные задачи, на уроке были активны и внимательны. К нам в гости заглянуло солнышко, но у него не хватает лучиков. Давайте оживим его. Кто доволен своей работой и кому было интересно на уроке, прикрепите лучики к солнышку.

10. Выставление оценок за работу на уроке

- Спасибо всем за работу на уроке!