Основы проектной деятельности

Разделы: Инклюзивное образование

Класс: 5


Учебная программа кружка «Основы проектной деятельности» (35 часов)

Пояснительная записка

Цель: овладение навыками проектной технологии.

Задачи:

  • формировать универсальные учебные действия с использованием проектной технологии;
  • ориентировать учащихся на применение проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Основными результатами освоения учебной программы факультатива являются личностные и метапредметные универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные УУД:

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения целина основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • уметь планировать пути достижения цели;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на основе произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выбранного действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью;
  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основы коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные УУД:

  • основы реализации проектной деятельности;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
  • основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Основы проектной технологии реализуются в ходе тренинга, самостоятельной работы учащихся над групповыми и индивидуальными учебными проектами творческого и исследовательского характера и их мониторингом.

Суждения, умозаключения и выводы.

Определение понятий. Способы определения понятий. Загадки. Кроссворды. Практическая работа «Определение понятий разными способами».

Самостоятельная проектная деятельность

Общий объём - 13 часов, из них на занятия со всей группой (классом) учащихся отводится 4 часов, на индивидуальную работу - 9 часов. Занятия проводятся в первой, второй и третьей четвертях учебного года.

Коллективный творческий проект (2 часа)

Коллективная игра-исследование» (2 часа)

Индивидуальная работа по планированию проекта (3 часа)

Индивидуальная консультационная работа в ходе реализации проекта (6 часов)

Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов и т.д. Подготовка детских работ к публичной защите, т.е. планирование собственного выступления и подготовка к ответам на возможные вопросы.

Мониторинг проектной деятельности

Общий объём - 7 часов. На коллективную работу (присутствие на защитах работ других ребят) и непосредственно на защиту, где учащийся (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа. Занятия проводятся по мере завершения проектов.

Участие в защитах творческих и исследовательских проектов (2 часа)

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах творческих и исследовательских проектов, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Защита собственных творческих и исследовательских проектов (2 часа)

Участие предполагает доклад и ответы на вопросы об итогах проведённых творческих и исследовательских проектов.

Сам себе эксперт (3 часа)

Выдвижение критериев оценивания. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов коллективной и индивидуальной проектной деятельности.

Календарно-тематическое планирование