Сочинение как один из путей формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


В последние годы увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию коммуникативной компетентности младших школьников. Эта проблема нашла отражение и в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, требующем научить выпускника «использовать речевые средства для решения коммуникативных задач»[3, с.18 ]. Компетентность в общении сегодня является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Политик, руководитель, менеджер и, конечно, учитель – для них коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством. «Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений" [7].

Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Умения и навыки речевого общения нужно формировать с начальной школы. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками «в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению» [7]. Один из векторов формирования коммуникативных умений направлен на развитие детской речи, построение свободных, уместных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты адекватных стилей и жанров. Чрезвычайно велика в развитии речевых компетенций роль сочинений. По определению  С.И. Ожегова «сочинение – это вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему» [6]. Систематическая работа над сочинением может отражать характер всего обучения. Значит, подготовка к нему начинается с момента поступления в школу.

В первый класс сельской школы приходят дети по своим возрастным, социальным показателям владеющие в большинстве своём речью неэмоциональной, с бедным словарным запасом, не имеющих опыта монологической речи. «Прежде всего, нужно разговорить детей»- советовала Н.В.Нечаева [2, с.15]. Работа начинается с наблюдений над ролью слова в речи, вырабатывается привычка строгого, внимательного отношения к слову.

Надёжной опорой для работы над развитием речи станет создание на уроке ситуаций общения между детьми в процессе познания: разрешения нравственных проблем, эмоционального отклика на чьи-то поступки, сопереживания и т.д. Минимум авторитарности, максимум доброжелательности, благоприятная психологическая атмосфера, и у детей пробуждается внутренняя потребность в общении. Даша сообщает: у её котёнка Фильки сегодня день рождения. Он пушистый, ласковый и такой сладкоежка. Она ему в подарок купит «чупик». В классе возникает атмосфера подъёма, заинтересованности, содержательного диалога. Это способствует «оформлению своих мыслей в монологическое речевое высказывание небольшого объёма по предложенной теме…» [3, с.38]

Выделяются две основные группы тем сочинений: репродуктивная и творческая. Репродуктивные темы по определению Н.В.Нечаевой  «предполагают раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или учебным предметом» [2, с.68]. Достаточно изложить определённое темой знание, т.е. выполнить работу на репродуктивном уровне. Ребёнок, опираясь на свои знания, должен проявить умение сравнивать, доказывать, делать выводы, найти свои выразительные средства и построить текст, выбрав необходимый стиль.

Сочинения на репродуктивные темы выступают упражнениями в строгом отборе конкретного материала, в соблюдении логики изложения. Такие работы приближены к изложениям, хотя факты ребёнок подбирает сам. Сочинения на творческие темы требуют литературно-образного воплощения, потребности в самовыражении, сопереживании, чувстве слова. В своей практике мы используем чередование репродуктивных и творческих тем.

Одно из сочинений репродуктивного характера:

Заяц.

Заяц - млекопитающее животное. Зимой шерсть у него белая и пушистая. У зайца передние лапы короче задних, а задние лапы длиннее и прыгучее. У этого животного круглая мордочка. Уши длинные, чуткие. (Д.Васильев, 2 класс)

Ниже приводим в пример сочинение того же ученика. Но в данном случае оно будет иметь творческий характер:

Зайчишка.

Заяц бегал по полянке. Вдруг из-за кустов выбежал волк. Зайчишка испугался и ускакал. Волку не удалось его поймать. На следующую зиму зайчик снова прыгал по снегу, а волк пытался его изловить, да так и не удалось. Такой хитрый зайчишка оказался.

Таким образом, формируются представление о стилистических различиях языка в научном, художественном текстах и  о роли суффикса в основе слова.

А  тема сочинения должна влиять и на развитие, и на воспитание школьника.

Хорошим материалом для речевого творчества детей служат наблюдения, экскурсии. Наблюдения - один из источников, вдохновляющих на речевое творчество. Утром по дороге в школу дети не замечают такого явления как иней. Он повсюду: на деревьях, проводах, заборах. Металлические ограждения напоминают кружевные плетения рукодельниц. На уроке в процессе наблюдений учимся видеть, что красота, вызывающая удивление и радость, зачастую находится рядом.

Тёмное зимнее утро. Начинается урок. Учитель выключает свет в классе и просит посмотреть в окно. В классе удивлённая тишина, затем вздох восхищения: «Ох! Ого! У-у-у!». За стёклами окон ветки деревьев, покрытые инеем, на тёмном фоне зимнего рассвета, действительно, завораживают своей красотой. И начинаются высказывания, а глаза горят от восторга. Рождаются первые сочинения: «Я шёл по улице, а вокруг было так нарядно. Иней лежал везде: на заборах, деревьях, проводах. Даже столбы были белые и блестящие. Всё сверкало, как в сказочном царстве».  (А. Панкратов, 2 класс)

На уроках изобразительного искусства вид из окна вдохновляет на работу кистью. Окружающий мир воспринимается как живой, близкий и родной. А зима - это уже не просто суровое время года: «Гуляла зима. Видит, бугорок голый стоит. Подумала она, что непорядок и нарядила его в белую шапку. Видит зимушка, а поляна совсем не белая. Нарядила и её в снежную шубку, да так, что просто загляденье». (Д. Васильев, 2 класс)

Мы согласимся с мнением Н.Г. Кувашовой со ссылкой на слова В.А. Сухомлинского о том, что в такие минуты мысль просится в слова [5, с.5].

Экскурсии являются мощным стимулом развития речи. Как не пройтись по осеннему ковру из листьев, не прислушаться к их шороху! Наблюдения стимулируют к расширению содержания собственного языкового материала. За окном идёт осенний дождь, опадают с деревьев листья. Проводится  лексическая работа: дождь - идёт, моросит, капает, льёт, стучит, барабанит;  листья осенью - летят, шумят, опадают, краснеют, желтеют, колышутся на ветру, лежат ковром; красный - румяный, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый. К четвёртому классу рождаются такие работы: «Здравствуй, лес! Это я пришла-а-а! Навестить тебя-я-я!»- крикнула Саша. Вдруг ветка сосны покачнулась, и белка перепрыгнула на другое дерево. Девочка не могла вымолвить ни слова от восторга. Тут выпрыгнул из-под голого куста зайчонок и, увидев Сашу, задал такого стрекача! Деревья были голые, только сосны в густой хвое. В лесу было так хорошо и тепло, что даже иней растаял. Лес спал спокойным сном». (Н. Зайцева)

«Прикоснёшься к дереву, и листики попрыгают с ветвей, хоровод танцуя, разыграются, да и упадут на матушку землю. Главное, не пропустить красоту эту». (С.Екимова)

 «Пока листочек летел по воздуху, он вспоминал тёплые летние дни, когда он с братьями и сёстрами висел на ветке. Они разговаривали с утра до вечера, радовались солнышку, купались в каплях дождя». (К. Гаврилова)

Важно, что все работы ребят пронизаны добротой.

Неоценимое значение в формировании коммуникативных компетенций имеют уроки литературного чтения, на которых младшие школьники учатся «полноценно воспринимать художественное произведение как особый вид искусства», знакомятся «с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка» [4, с.52]. Образность, возвышенность, одухотворённость поэзии способствуют воспитанию духовно-нравственных ценностей. Можно использовать такой вид творческих работ как словесное рисование ассоциаций по прочитанному произведению. На одном из уроков читаем стихи Д. Мережковского «Мать».

С ещё бессильными крылами
У непротоптанной межи.
Меж голубыми васильками
Я видел птенчика во ржи.
Над ним и надо мной витала,
Боялась мать - не за себя,
И от него не улетала,
Тоскуя, плача и любя.
Пред этим маленьким твореньем
Я понял благость Высших Сил,
И в сердце с тихим упоеньем,
Тебя, Любовь, благословил.

После этих строк дети не могут остаться равнодушными. В результате появляются такие ассоциации.

Я гуляла в лесу и вскоре вышла на освещённую солнцем поляну. Колосистая рожь дрожит, как осиновый лист, под дуновением лёгкого ветерка, приносящего с собой капельку летней свежести. Покачиваются васильки, разделяя лес и поле. Вдруг под одной из берёз, самой светлой, пушистой и стройной, в глубине изумрудных листьев раздалось неумелое, похожее на посвистывание спящего, тоненькое чириканье. Раздвинув две веточки, я увидела на одной маленькое чудо. Неуклюже покачиваясь из стороны в сторону, как неваляшка, там сидел птенчик! Ещё с бессильными крылышками. Он бесполезно ими помахивал, но подняться не мог. «Ты, наверное, выпал из гнезда», - сказала я, беря его на руки, глянула вверх. Тревожно  кружила над гнездом его мать.

«Пред этим маленьким твореньем
Я понял благость Высших Сил,
И в сердце, с тихим упоеньем,
Тебя, Любовь, благословил», -

так думали Мережковский и я. Прижав нежный комочек, я легко влезла на дерево и вернула малыша в гнездо. Мама, радостно чирикая, принялась его кормить». (А.Анисимова, 4 класс).

Так формируются «ценности человеческой жизни, жизненный оптимизм» [1, с. 13 ].

Любят четвероклассники играть в литературные игры, в частности, «Буриме», заключающуюся в сочинении стихов на заданную рифму. Она зачастую носит шутливый характер, очень нравится детям. Но могут рождаться и серьёзные стихи.

Паутинки.

Паутинки, паутинки
В воздухе кружатся.
А на них, а на них
Паучки резвятся.
Ох, и необычные
Паутинки эти!
Вот оно какое -
Бабье лето золотое!
(Ю.Лазарева,4 класс)

Весна.

Пришла весна блестящая,
Изумрудами горящая.
Зажурчали весёлые ручьи.
Зашумели реки сонные.
Улыбнулись белоснежные
Колокольчики подснежников.

Философия трёх строк японского поэта может побудить детей к собственным размышлениям. Результат – подражание хокку.

Роза - славный цветок,
Хорош лепесток,
Но стебелёк с шипами.
(Гаврилова К.)

Конечно, поначалу пугает большое количество орфографических и речевых ошибок. Нужна кропотливая систематическая работа. Учитель является незаменимым помощником детям: вместе на уроке идёт редактирование чернового варианта сочинения, поиск и исправление ошибок, работа со словарями и т.д. По итогам обсуждения ребёнку даётся возможность ещё раз отредактировать текст. С каждым годом доля самостоятельности в написании творческих работ увеличивается. Дети всё меньше боятся допустить ошибку, больше размышляют над правильностью и содержательностью своих литературных творений. Не все дети раскрываются в своих работах, особенно, слабые в учёбе, флегматичные. Они пугаются откровенности, эстетически неразвиты, глухи к прекрасному. И всё-таки, глядя на одноклассников, пытаются выражать свои мысли. Работа слабых в единстве с сильными помогает раскрыться зреющим силам ребёнка.

Использовать сочинения  необходимо, обогащая ими содержание образования.

Построение обучения с опорой на самостоятельную речевую деятельность обучающихся позволяет решать многие образовательные задачи, в том числе и  формирование коммуникативной компетентности  маленьких граждан России.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. – 23 с.

2. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. – М.: ФНМЦ им. Л.В.Занкова, 1998. - 104 с.

3. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. -  119 с.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 204 с.

5. Сочинения для учащихся 1 -4 классов / сост. Н.Г.Кувашова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 48 с.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (online версия) [эл. ресурс] http:// www.classes.ru/all - russian - dictionaru – ozhegov – term – 33251.htm

7. Шульмина А. Г. Формирование коммуникативной компетенции и развития речи младших школьников [эл. ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/ (дата обращения 15.04.2011).