Уверенность в себе и своих силах

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 10, 11

Ключевые слова: психологическая подготовка к экзаменам


Возрастная группа

10 кл.

(образовательная область)
Программа

Психологическая подготовка к ЕГЭ

Тема занятия

«Уверенность в себе и своих силах»

Форма занятия

Занятие с элементами тренинга

Предварительная работа с учащимися

Тест «Самооценка психического состояния « (Г. Айзенк)

Цели занятия

  1. Формирование позитивного отношения к экзамену.
  2. Осознание уверенности в собственных силах.

Использованная литература

  1. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников).\\Школьный психолог.-2008.-№9.
  2. Причины, профилактика и преодоление тревожности/ A.M. Прихожан// Психологическая паука и образование- 1998.- №2,- С. 11-17.
  3. Родионов В., Ступницкая М. Экзамены как повод поиграть// Школьный психолог. – 2002. - №16.
  4. Чибисова М. Ю. «Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче выпускных экзаменов в традиционной форме и форме ЕГЭ. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  5. Чибисова М.Ю. Методический инструментарий психологической подготовки / Народное образование. – 2008.- № 9. – С. 197-202.

Ход занятия

Разминка «Бегущие огни»

Учащиеся сидят в кругу. Ведущий передает своему соседу определенное приветствие, сопровождаемое каким-либо движением, например: вставанием, поклоном, приседанием. Следующий участник повторяет и слово, и движение и т.д.

Упражнение «Ассоциации»

Затем ведущий говорит о предстоящих экзаменах и предлагает выполнить упражнение «Ассоциации» («Экзамены — это...»). Подводя итог высказываниям учащихся, ведущий говорит примерно следующее: «Экзамены — это серьезное испытание, которое заставляет человека мобилизовать все свои силы. У каждого есть свойства и качества, которые пригодятся на экзаменах. У каждого из вас чувства, связанные с ЕГЭ разные, но условно их можно разделить на «уверенность» и «неуверенность». Предлагаю эти два чувства превратить в образы.

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»

Цель: расширить представление учащихся об уверенности.

«Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая — скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать».

Кинезиологическое упражнение, развивающее межполушарное взаимодействие «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение «Мои сильные стороны»

Инструкция: Все садятся в круг. Каждый член группы в течение 2 минут должен рассказать о своих сильных сторонах; о том, что он любит, ценит и принимает в себе; о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Важно, чтобы говорящий не «брал в кавычки» свои слова, не умалял своих достоинств, не критиковал себя, не говорил о своих ошибках и недостатках. Это упражнение направлено и на умение мыслить о себе в положительном ключе.

Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что остальные члены группы остаются только слушателями, не могут высказаться, уточнять детали, просить доказательств или разъяснений. Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует в этом смысл, спросить молчащего: «А еще какие-нибудь свои сильные стороны ты не мог бы назвать?» По истечении 2 минут начинает высказываться следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступающего, и так, пока не выскажутся все по очереди

Упражнение «Фоторобот»

Ведущий напоминает участникам знакомую для них ситуацию: «Как часто перед трудным экзаменом или важной контрольной работой нам хочется, чтобы кто-то сделал это за нас. Сегодня такая возможность есть!»
Ведущий дает инструкцию: каждая команда должна составить своеобразный «фоторобот» человека, который сможет сдать за ее участников сложный экзамен. Черты внешности, а также свойства и качества характера этого «фоторобота» нужно позаимствовать у членов команды. При этом обязательным условием является то, что позаимствовать какое-либо качество нужно у каждого.

Получившийся «портрет» следует нарисовать и снабдить коротким описанием, а затем представить всем участникам игры.

У каждого есть внутренние силы и качества, которые помогают справиться с любой трудной задачей.

Байка «Единственный выход»

Как-то одна лягушка попала в колею на грязной деревенской дороге. И как она не пыталась, все никак не могла из нее выбраться. Она испробовала самые разные способы, но так у нее ничего не получалось.

Другие лягушки, что собрались, узнав о ее горе, тоже пытались всеми возможными способами помочь ей. Но ближе к вечеру разочарованные в удаче они сдались и оставили бедную лягушку на волю судьбы. Сильно уставшие они разбрелись по домам.

На следующее утро эти же лягушки пришли посмотреть, что же стало с несчастной лягушкой, будучи уверенными, что ночью она погибла. Но к их удивлению лягушка радостно скакала вокруг колеи и пела веселые песни.

- Ого! Это какое-то чудо! - дружно воскликнули лягушки. - Как тебе удалось выбраться из канавы?

- Очень просто, - радостно ответила лягушка. - Я услышала звук приближающегося грузовика… Шутки шутками, но у меня был только один выход — поскорее выбираться!»

В экстремальных ситуациях люди проявляют сверхвозможности, которые не удается повторить в нормальных условиях.

Составление Хокку (хайку) тема: «Экзамен» – один из самых распространенных жанров японской поэзии. Стихотворения состоят из трех коротких фраз длиной в три строки. Жанр Хокку – это олицетворение неразрывной связи природы и человека.

В ФОРМУ ПРОСТУЮ
МУДРОСТЬ БОЛЬШУЮ ВЛОЖИТЬ
НАДО ПОЭТУ

Рёкан

Ветер приносит
Столько опавших листьев,
Что можно развести огонь

Пока учащиеся сочиняют Хокку звучит релаксационная музыка (Китаро) с видеорядом Японии.

Упражнение «Карта успешности»

Каждому участнику выдается лист бумаги с его фотографией, надписью «Карта успешности» и предлагается составить образ его успешности в виде коллажа на эту тему.