Урок литературного чтения в 4 классе «Воспоминания о детстве»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение


Форма проведения урока: урок - проект

Тип урока: комбинированный

Цель:

  1. Создание представления о детстве на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений.
  2. Развитие творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в группе.
  3. Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к поэзии.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о детстве, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Межпредметные связи: чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

  1. Презентация на мультимедиа «Детство»
  2. Листы формата А-2.
  3. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.
  4. Книги, детские журналы, содержащие материал о детстве.

Организационный момент.

-Прозвенел звонок, а это значит, что начинается урок. Приветствие гостей.

Релаксация.

-Представьте себе, что в ваших ладошках лежит что-то родное, доброе, мягкое. Почувствуйте, как оно согревает ваши руки, тело, душу. Оно заряжает вас энергией и улучшает настроение. Вот с этим позитивным настроением мы и начнём урок.

I.Актуализация знаний.

- У меня в руках глобус.

- Что изображается на глобусе? (Реки, моря, материки.)

- Можно найти страны?

-Сегодня мы постараемся найти страну, которой нет на глобусе, а как она называется, догадайтесь сами.

II.Самоопределение к деятельности.

Презентация на мультимедиа «Детство»

- О какой Стране идёт речь? (О Стране Детства)

-Какая тема нашего урока? «Воспоминания о детстве»

- Может ли взрослый человек снова попасть в мир детства, например писатель поэт, художник?

(Поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Им для этого нужны лишь бумага, ручка или карандаш - они создают свои произведения.) За 4 года обучения вы встречались со многими произведениями авторов, которые рассказывали о своём детстве. Я приготовила брошюрки со строчками из произведений писателей и поэтов. Мы словно подглядываем в чужие окна, проникая через них к каждому писателю в самое светлое и, возможно, сокровенное время — детство.. Прочитайте понравившиеся.

-Давайте и мы с вами перенесёмся в детство через создание страничек Литературной газеты. А знание изученных произведений из раздела «Поэтическая тетрадь» поможет вам в создании этих страничек.

- Какую цель мы поставим перед собой при выполнении данной работы? (создать страницу газеты по изученным произведениям и другим источникам информации)

Исходя из цели, какие поставим задачи?

- вспомнить изученные произведения

- выбрать информацию, которая нам пригодится из других источников

- проявить фантазию, творчество

- слаженно поработать в группе

- Каждая группа будет работать над созданием своей страницы. У вас на столах находятся источники, которые помогут вам сегодня в создании нашего проекта.

Помните, что результат зависит от вас, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.

III. Создание продукта проектной деятельности

Задание №1

- Каждая страничка нашей литературной газеты будет иметь своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат страницы формата А3 , которые вы в течение урока будете оформлять и конверты. Перед вами несколько вариантов заголовка вашей страницы, выберите понравившийся и разместите его на листе.

Задание №2 ( облака,цветы)

Чтобы выяснить, какие ассоциации у вас возникают со словом детство, проведём экспресс - интервью. (Экспресс - это значит быстрое, скорое, отвечать, не задумываясь, передавая самые первые, искренние мысли).

Откройте конверты под №2. Достаньте заготовки облака, цветы.

Подумайте и запишите их на заготовке и приклейте заготовку на страницу, по вашему усмотрению. По окончании работы дети зачитывают ассоциации.

Задание №3

О детстве писали многие поэты. Посмотрите на портреты поэтов , с произведениями которых вы познакомились в разделе «Поэтическая тетрадь» и названиями их произведений. Назовите правильно стихотворение и автора. - Что объединяет эти произведения? (Авторы делятся с нами своими яркими воспоминаниями из своего далекого детства)

Предлагаю разместить одно из стихотворений на страничку проекта. Откроем конверт №2. Но вот беда, что произошло с нашим стихотворением? Оно рассыпалось. Ваша задача восстановить стихотворение, приклеить его на заготовку и выразительно прочитать.

Подумайте, кто справится с выразительным чтением. Если вам сложно вспомнить стихотворение, воспользуйтесь учебниками. Там же в конверте находится памятка по выразительному чтению стихотворения.

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 1 СТИХОТВОРЕНИЯ СПРОСИТЬ, С ЧЕМ У БРЮСОВА АССОЦИИРУЕТСЯ ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ.

Задание №4

А для меня детство - это игры во дворе, когда собираются все ребята со своего и соседского двора и начинается выбор водящего при помощи…СЧИТАЛКИ. На ваших столах лежат книги «...» Выберите одну из считалок и напишите её на заготовке из конверта № 4. Приклейте заготовку.

Задание №5

И заканчивая работу над литературной страничкой, я предлагаю вам самим превратиться в поэтов и сочинить необычный стих - Акростих

Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое – либо слово. Эта любимая игра в России в 19 веке.

-У вас на парте лежат листы, в которых написаны ключевые слова на тему «Детство» и слова помощники, которые можно использовать. Составьте стихотворение.

 IV. Зашита проектов

 План защиты проекта.

  1. Название страницы
  2. На своей странице мы поместили стихотворение( НАЗВАНИЕ, АВТОР), СЧИТАЛКУ (ПРОЧИТАТЬ) и составили АКРОСТИХ.
  3. Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..
  4. Нашу литературную страничку можно использовать …………
  5. При работе над проектом использовали следующие источники………

V.Итог урока. Рефлексия.

- Подошёл к концу наш урок. За очень короткое время мы с вами выполнили очень интересную работу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой? Достигли мы этой цели?

И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с урока.

У меня хорошее настроение, потому что…

Мне понравилось…

Я доволен, но…

Я огорчён, потому что…

ВОТ и закончился наш урок. И я хочу снова спросить вас - можно ли найти страну детства на глобусе? НЕТ. Но мне повезло, я работаю учителем, и я сегодня попала в эту страну вместе с вами, ребятами. И значит эта страна везде ,где живут дети, и взрослые, которые сохранили воспоминания о нём в себе.

Детство — это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе.

Эльчин Сафарли

Варианты названия странички:

-Страна мальчишек и девчонок;

-Страна веселья и радости;

-Страна детства

Памятка выразительного чтения стихотворения

  1. Не забудь сообщить фамилию автора и название произведения.
  2. Постарайся понять настроение стихотворения.
  3. Определи, где и какие паузы нужно сделать. Обрати внимание на знаки препинания.
  4. При чтении стихотворения следует найти слова или словосочетания, которые надо выделить голосом, верно ставить ударение в словах.

Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.

План защиты проекта.

  1. Название страницы
  2. На своей странице мы поместили стихотворение( НАЗВАНИЕ, АВТОР), СЧИТАЛКУ (ПРОЧИТАТЬ) и составили АКРОСТИХ ( прочитать)
  3. Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..
  4. Нашу литературную страничку можно использовать …………
  5. При работе над проектом использовали следующие источники………

Валерий Яковлевич Брюсов

Опять сон

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я - зренье, весь я - слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Сергей Александрович Есенин

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

Марина Ивановна Цветаева

"Бежит тропинка с бугорка..."

Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всe поют о добром, старом,
О детском времени они.

О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай

Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы...

Приложение