Исследовательский проект «Мы помним. Мы знаем. Мы гордимся!»

Разделы: Начальная школа, Руководство учебным проектом, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 4

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, проект


Выполнили:
Бузинова София, Клубков Эльдар,
Тимошенко Вероника, Малеев Александр,

ученики 4 класса

Руководитель:
Марина Лилия Ивановна,
учитель начальных классов

I. Введение

1.1. Обоснование выбора темы работы

Когда-то о человеке, не знавшем о своих «корнях», люди говорили: «Иван, не помнящий родства». Мы решили собрать данные о военном прошлом наших прадедушек и прабабушек, чтобы опровергнуть данные слова.

1.2. Цель исследования

  • Раскрыть роль прадедушек и прабабушек в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г. учащихся 4-д класса при помощи изучения архивных домашних документов, печатных изданий и информационных технологий.
  • Создать благоприятные условия для развития личности учащихся 4-д класса, их творческих способностей.
  • Учить презентовать свои работы и реализовывать замыслы в исследовании.

Задачи исследования:

  • Найти в семейных документах, литературе и интернете достоверные исторические факты, связанные с историей и судьбой конкретных личностей в годы Великой Отечественной войны.
  • Изучить семейные реликвии военного времени.
  • Обобщить полученную информацию в форме письменных сообщений и презентаций.

Методы исследования:

  • Поиск необходимых документов.
  • Анализ и изучение собранного материала.
  • Обработка полученной информации.
  • Обобщение полученных результатов (составление сообщений и презентаций).

Объект исследования – члены детских семей (прабабушки и прадедушки).

Предмет исследования – вклад прадедушек и прабабушек в ВОВ (рассказы, архивные документах семьи).

1.3. Гипотеза исследования – если мы будем изучать историю своей семьи, мы будем изучать и любить свою Родину.

II. Основная часть

2.1 Вступление

Мы поставили цель:

1. Раскрыть роль прадедушек и прабабушек в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. учащихся 4-д класса при помощи изучения архивных домашних документов, печатных изданий и информационных технологий.

2. Создать благоприятные условия для развития личности учащихся 4-д класса, их творческих способностей.

3. Учить презентовать свои работы и реализовывать замыслы в исследовании.

Бесценный вклад в дело победы над врагом внесли жители Загорска и района, наши с вами дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки.

Сохраняя память о прославленных героях войны, мы не должны забывать о безымянных солдатах, судьбы и истории которых по скупым обрывкам сведений восстанавливают родственники до сих пор.

Мы собирали сведения о наших прабабушках и прадедушках, которые силой духа и своей жизнью творили историю Великой Победы. Ведь нельзя допустить, чтобы память об их героизме стёрлась! Нами проделана большая работа по этой теме, проведены исследования. Сегодня мы представим итоги в форме рассказов и презентаций.

2.2 Рассказы и презентации учащихся

Исследование Бузиновой Софии.

Мой рассказ составлен на основе документов, фотографий, писем.

Я очень горжусь своим прадедушкой Бузиновым Григорием Васильевичем. Он прошёл всю войну. Родился 17 ноября 1926 года в Рогачёво Дмитровского района. Был призван на фронт Рогачевским РВК Московской области 6 ноября 1943 года. Тогда ему было всего 17 лет. Боевой путь Григорий Васильевич закончил в 1945 в составе 1175 стрелкового Митавского полка 347-й стрелковой Мелитопольской Краснознамённой ордена Суворова 2-й степени дивизии. Победу встретил в Прибалтике в должности старшего телефониста стрелкового полка, в звании рядовой.

Демобилизовавшись из армии, он проживал в г.Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области. С 1950 года до ухода на пенсию работал на заводе ЗЭМЗ.

Телефонист роты связи – красноармеец Бузинов Григорий Васильевич награждён медалью «За отвагу» за освобождение города Митава 31.07.1944г. В сложных условиях уличного боя, под сильным артиллерийским и пулемётным огнём противника 16 раз исправил порывы в линии связи. 2 августа 1944 года при форсировании реки ЛИЕЛИПЕ от артиллерийского огня часто прерывалась связь. Он, двигаясь ползком один километр под огнём противника, устранил девять порывов в линии связи. Так он обеспечил нормальную работу связи и помог командованию управлять боем в батальоне. 17 февраля 1945 года красноармеец Бузинов Григорий Васильевич был представлен к награждению орденом «Славы III степени».

В наступательных боях по прорыву укреплённой линии обороны противника в районе села Гразво Латвийской ССР с 23-по 30 января 1945 года действовал смело и мужественно. Обеспечивая телефонной связью от штаба полка до НП (наблюдательного пункта) батальона, он, несмотря на сильный артиллерийско-миномётный обстрел противника, двигаясь ползком и перебежками, устранил 35 порывов.

При отражении контратаки противника 27 января 1945 года принял активное участие. С группой бойцов, подпустив группу немецких солдат до 100 метров, он открыл сильный автоматный огонь и убил трёх немецких солдат. Противник, неся потери, откатился назад. Так мой прадедушка защищал свою семью и Родину от фашистов.

В 2018 году моего прадедушки Бузинова Григория Васильевича не стало. Но мы помним его и любим. В нашей семье бережно хранят все документы, награды, фотографии прадедушки.

Исследование Клубкова Эльдара

Мой рассказ составлен на основе документов, фотографий, приказов и рассказов родственников.

Мой прадедушка (дедушка моей мамы) Сенников Василий Петрович родился в 1919 году.

В Красной Армии с 1939 года. С 1943 года принимал участие в боевых действиях. Воевал младшим сержантом-телефонистом 322 – отдельной роты связи 184 стрелковой Духовщинской Краснознамённой дивизии.

За отвагу, храбрость и мужество, проявленные при обеспечении непрерывной связи, награждён орденом Красной Звезды. Приказ № 047/Н от 18 августа 1944г о награждении Сенникова Василия Петровича.

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командование на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество-НАГРАЖДАЮ: Орденом «Красная Звезда» (из приказа).

Вот как описан в приказе его личный боевой опыт:

Красноармеец Сенников 28 июля 1944 г построил линию связи с высоты №81 местечко Лапоня к месту переправы 297 стрелкового полка, 616 артполка и преданных частей. Местность просматривалась и обстреливалась противником. Связист Сенников, нагруженный катушками с кабелем, делал броски, выходил из линии обстрела, продолжая вести линию. Таким образом построил линию длиною 6 километров.

Во время переправы войск Сенников обеспечивал бесперебойной связью войска. Зная важность порученного участка, рискуя жизнью под обстрелом артиллерии и бомбардировкой авиации, устранил 76 порывов в кабеле.

30 июля 1944г в районе Якинишке и Ислауж фашисты вели огонь прямой наводкой из танков. Вся местность простреливалась, было страшно. Однако линию связи от наблюдательного пункта дивизии до 252 стрелкового полка боец обеспечивал бесперебойной связью, несмотря на огонь противника. Он устранил 218 порывов.

Самоотверженной работой младший сержант Сенников способствовал успеху операции и отмечен правительственной наградой орденом «Красной звезды» 2 августа 1944г.

Командир 323 отдельной роты связи капитан Иванов. (из приказа).

Родина высоко оценила боевые заслуги воина. Я горжусь своим прадедушкой. Он, рискуя своей жизнью, помогал в победе над врагом. Дорогой воин для меня всегда будет личным примером мужества и отваги.

Исследование Тимошенко Вероники

У моей прабабушки Ерёминой Веры Николаевны на войне погиб папа - Кирюшин Николай Иванович. О нем мне рассказали мама и бабушка, еще информацию отыскали в интернете. Мы также нашли его фотографии.

Родился Николай Иванович в 1912 году. В Красной Армии он с 1939 года, участник советско-финской войны 1939-1940 годов. С фашистами воевал с 17 сентября 1941г, а в декабре 1941года пропал без вести. Он не вернулся домой с Великой Отечественной войны, так как честно отдал свою жизнь за Родину.

Красноармеец транспортной роты Ерёмин Иван Евсеевич, это отец моего дедушки награждён медалью за «За отвагу».

за то, что, работая в течение 15дней под сильным обстрелом со стороны противника, самоотверженно выполнял порученное дело, проявив отвагу и геройство (из приказа).

Мы его помним. Я ими горжусь. Они – наша семейная история и история России.

Исследование Малеева Александра

В моем исследовании помогли документы, фотографии, рассказы моего папы. Мой прадедушка (дедушка моего папы) Малеев Иван Власович родился 16 ноября 1912 г. в Белгородской области. Он был призван на войну в июне 1941 года из г. Ташкент, то есть на фронте с первых дней Великой Отечественной войны.

Проходил службу в 19 гвардейской дивизии 41 отдельного батальона (41ОБВВ ф) 5-й Маршевой роты в звании старшего сержанта по специальности артиллерист. Умелый воин, обладающий командирскими навыками, Малеев И.В. был направлен на курсы командиров. В 1943 году закончил быстрые офицерские курсы и получил звание лейтенанта.

В бою мой отважный прадедушка был ранен. Его увезли на лечение в госпиталь г.Рыбинск. После госпиталя был направлен на Ленинградский фронт. В 1944 году наша семья получила горькое извещение о том, что Малеев Иван Власович пропал без вести. Только после войны нашей семье удалось найти информацию о захоронении прадедушки в Германии на центральном кладбище г.Дортмунд. Там он закончил свой боевой путь. Погиб, защищая свою Родину, свою семью. Когда я вырасту, постараюсь побывать на могиле славного прадедушки. Я очень им горжусь, постараюсь быть похожим на него.

3.1 Выводы по детским работам

Дорогие ребята! Вы проделали большую работу. Для описания своих исследований вы изучили и исследовали семейные архивы, нашли множество интересных для себя фотографий и документов, послушали рассказы ваших родителей о прабабушках и прадедушках, запечатлевших историю вашей семьи, соотносили историю семьи с историей своей Родины. Работа вызвала глубокое волнение и интерес. С каким трепетом и гордостью вы рассказывали о своих знаменитых прадедушках и прабабушках! Сегодня мы открыли еще несколько страничек истории нашей Родины. Ваши исследования помогли всем увидеть роль ваших семьи в ВОВ.

III. Заключение. Выводы

Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза? (Гипотеза исследования – если мы будем изучать историю своей семьи, мы будем изучать и любить свою Родину).
Да, наша гипотеза подтвердилась.

Мы выяснили, что наши ребята хотят и изучают историю своей семьи, хотят знать своих предков и чем они знамениты.

Мы знаем, что миллионы людей (как ваши прабабушки и прадедушки) внесли огромный вклад в Победу в ВОВ. Сегодня мы стали понимать, что историю нашей Родины делают обыкновенные люди. На примере ваших семей видно, что история семьи тесно переплетается с историей страны. Ведь, узнавая историю своей семьи, мы глубже познаем историю своей Родины – России.

Мы должны любить Родину и гордиться ею, как своей семьей. Так должно быть!

Изучайте историю своей семьи, гордитесь её достижениями. Гордитесь своими знаменитыми предками. Гордитесь своей могучей Родиной!

Изучайте свои корни! Узнавайте своих предков! Гордитесь своей семьей!

Презентация

Приложение

Список литературы

1. Документы семейного архива.

2. Рассказы бабушек и дедушек, других членов семьи о военном прошлом прадедушек.

3. Документы из Интернета. Сайты.

  1. Стена | ВКонтакте https://vk.com/wall212795190?offset=20
  2. Стена | ВКонтакте https://vk.com/wall-107311269?offset=20
  3. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_donesenie7449028/
  4. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie33168473
  5. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie18348884