Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 4–5 лет в нетрадиционной технике рисования (гуашь, сахар). Тема: «Елочка в снегу»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования


Цель: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования поролоновым тычком и гуашью, с последующим посыпанием сахарным песком.

Задачи:

Образовательные:

  • учить видеть характерные особенности деревьев в зимнее время года
  • познакомить детей с новым способом изображения (нанесение краски на изображение поролоновым тычком, ватной палочкой)
  • познакомить с различными материалами для придания рисунку выразительности (использование сахара).

Развивающие:

  • развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию.
  • зрительное и слуховое внимание, память, воображение, эстетическое и образное восприятие, сенсорные умения, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру
  • помогать детям, почувствовать всю красоту природы.
  • воспитывать самостоятельность, наблюдательность, желание экспериментировать в своей работе, аккуратность, инициативу.

Здоровьесберегающие:

  • следить за осанкой детей, соблюдать режим двигательной активности на протяжении всего занятия;
  • развивать потребность в двигательной активности.

Обогащение словаря: пушистая, снежная, радостная, запорошенная снегом, искристый, блестящий, морозная.

Предварительная работа:

  • познавательные беседы о времени года – зима;
  • наблюдение за деревьями во время прогулок;
  • чтение и разучивание стихов о деревьях и о зиме;
  • рассматривание репродукций картин и иллюстраций о зиме;
  • наблюдения за деревьями, снегопадом.

Приготовление заготовки для открытого занятия (рисование зеленой ели, с помощью кисти, гуашевой краски зеленого цвета и пластмассовой вилки).

Используемые методы:

  • Словесныечтение сказки.
  • Практические: показ приёмов рисования, самостоятельная деятельность детей.
  • Наглядные: сопровождение сказки показом искусственной зеленой ели, привлечение детей в сказку во время физкультминутки.

Материал:

Демонстрационный:

  • искусственная ель, снежинки пластмассовые d 15см.,
  • игрушка би ба бо (заяц серый), белый мех;
  • магнитофон с записью музыки для динамической паузы и самостоятельного рисования детей.

Раздаточный:

  • тонированные листы бумаги синего цвета формата А5;
  • листы белой бумаги А4;
  • на каждого ребенка бумажный поднос с:
    • гуашевая краска белого цвета;
    • ватная палочка;
    • поролоновый тычок (спонж);
    • сахарный песок в пластмассовом стакане;
    • пластмассовая ложка;
    • салфетка.

Краткое описание: На занятии у детей развивается воображение, они привлекаются к участию в сказочном фрагменте. Так же закрепляются элементарные экологические познания о свойствах снега. Дети закрепляют умение работать в нетрадиционной технике, изображать сугробы и снег на ветвях белой гуашью с помощью поролонового тычка (спонжа), снежинки с помощью ватной палочки и белой краски. Так же используется нетрадиционный материал (сахар), который придаст рисунку объемность, выразительность, блеск.

В занятие включены, упражнения, игровые моменты, художественное слово, музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия


1. Вводная часть

Приветствие

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу на занятие пришли гости.

Мы рады всех видеть, давайте улыбнёмся им и поздороваемся.

Дети здороваются

Воспитатель: Присаживайтесь на лавочки (дети садятся)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня у нас будет занятие – рисование.

Но прежде, чем я вам расскажу, что, как и чем мы будем рисовать отгадайте мою загадку.

Воспитатель:

За окошком снег кружит,
По дорожкам стелется.
Это вьюжит-ворожит
Зимушка-метелица.
Напустила холода.
Обернулась в лед вода.
Все вокруг преобразила
В белый цвет все нарядила
Серебристым все сверкает

Кто знает, когда это бывает?

Дети: - Зимой.

Воспитатель: Правильно зимой. Зима не только холодное время года, но и чудесное, полное сказочных превращений и историй. И сегодня я хочу вам рассказать сказку о маленькой лесной красавице, елочке. (показывает искусственную елочку, на верху круглое грустное «лицо»)

Воспитатель: Хотите послушать?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, елочка у нас сказочная и у нее есть настроение.

Какое сейчас у нее настроение?

Дети: печальное, грустное.

Воспитатель: А вот почему она такая печальная, хотите узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте послушаем ее сказочную историю.

2. Основная часть

Жила-была в лесу маленькая елочка. Весной, летом, осенью ей было тепло и весело. Вокруг росли ее подружки – маленькие, зеленые елочки. У нее был лесной друг, зайчик (поставить). Елочка под своими пушистыми ветками всегда заботливо его прятала от злого волка и хитрой лисы.

Но осень закончилась и пришла зима, наступили холода. Зайчик приготовился к зиме.

Он свою серую шубку поменял на - какую? Дети: белую (одеть на зайца белый мех).

И елочка ждала от зимы белую шубу.

Воспитатель: А из чего шуба у елочки зимой?

Дети: Из снега?

Воспитатель: Правильно. Зима должна нарядить елочку в снежные одежды. Но зима пришла в лес злая, привела с собой лютый мороз и страшный сильный ветер, а снега совсем не принесла.

Елочке было очень холодно и страшно. Она вся дрожала.

Зайчик к ней прискакал, но сквозь зеленые ветки его было хорошо видно и лисе и волку. Елочка стояла в лесу одинокая и грустная. Она очень боялась замерзнуть без снега и превратиться в ледяную елку, которая весной растает.

Тогда решила она позвать на помощь ветер.

- Ветер, ветер, ты везде летаешь и знаешь, где тучки снежные в небе плывут. Найди их и приведи к нам в лес. Пусть они своими снежинками все здесь засыплют и от мороза меня укроют.

Полетел ветер далеко, высоко, но никак не мог найти ни одной снежной тучи.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ветру и превратимся сами в снежную тучу.

Дети: да.

Воспитатель: Тогда берите снежинки (берут снежинки по 2 шт.) и превращаемся в снежную тучу

Физкультминутка: (под музыкальное сопровождение)

Мы снежинки, мы пушинки

 (помахать снежинками)

В туче снежной мы живем

 (соединить вместе)

Весело танцуем

 (покружиться)

Радостно поем

 

Вправо

 (снежинки вправо)

Влево

 (снежинки влево)

Вверх

 (снежинки вверх, встать на носки)

И вниз

 (снежинки вниз, сесть на корточки)

А теперь все закружились

 (покружиться)

Как подул вдруг ветерок

 

И по кругу нас увлек

 (бегут по кругу)

Мы порхали

 (снежинки вверху, вправо, влево)

Мы летали

 

И на елочку упали

 (положить снежинки на елочку)

(перевернуть «лицо» на радостное)

Воспитатель: Молодцы, посмотрите, какая у нас получилась елочка?

Дети: белоснежная, блестящая, сверкающая, радостная.

- Мы нарядили ее в белый снежный наряд.

Воспитатель: Мы помогли елочке, и сказка хорошо закончилась. Елочке стало тепло под снегом, и зайчик вернулся под снежные ветки.

Воспитатель: А почему елочке стало тепло? (Ведь снег деревья защищает от чего?)

Дети: От мороза.

Воспитатель; А ведь елочка живет в лесу и она там не одна. У нее рядом много подружек. Помните, мы с вами сами нарисовали елки (показать, заранее нарисованные рисунки елки). Это подружки елочки и им еще холодно. Потому что на на ветках чего нет?

Дети: Снега.

Воспитатель: Давайте мы с вами их тоже укроем снегом. А вот как мы его изобразим, я вам расскажу и покажу, когда вы сядете за столы.

Проходите за столы (дети садятся за столы).

3. Практическая часть

Воспитатель: Посмотрите перед вами лежат ваши рисунки с уже нарисованными елками.

- Давайте вспомним, чем мы их с вами рисовали.

Дети: красками, кисточкой, вилкой

- Чем обычно рисуют картины художники?

Дети: кистью, руками, красками….

Воспитатель: Рисовать можно различными способами и инструментами.

У нас сегодня сказочное занятие и поэтому мы будем рисовать снег необычным способом и необычными инструментами.

- Посмотрите, что перед вами на подносах.

Дети: Краска белая, ватная палочка и поролоновый тычок, мисочка с сахаром, ложка.

Воспитатель: Да, мы будем рисовать поролоновым тычком (тычковать), снег на ветвях елки и сугробы под елкой. А сахарным песком будем сыпать на краску. Для того, что бы снег получился как настоящий, блестящий.

Ватной палочкой, белой краской и сахаром сделаем снежинки.

Воспитатель: Посмотрите, как я это сделаю.

- Что бы нарисовать снег на ветках, я беру поролоновый тычок, держу его за палочку, опускаю в баночку с белой краской (показ)

- Держу вертикально, набираю краску.

- Теперь прикладываю к веткам елки, вот так (показ)

- Кладу тычок на поднос, беру ложку, набираю половину ложки сахарного песка и сыплю на краску (показ)

Воспитатель: Теперь нарисую сугробы.

- Для этого снова набираю краску (показ). Набираю побольше.

- И прикладываю под елкой, закрываю все белой краской (показ)

- И снова все засыпаю сахаром.

-Кладу тычок на тарелку.

-И вот елочка стоит в снегу и у нее на ветках снег.

Вокруг елки нарисую снежинки.

- Для этого возьму ватную палочку, наберу белую краску и буду прикладывать вокруг елки, вот так (показ). Набираю побольше.

- И сыплю на снежинки сахар из ложки.

Кладу ватную палочку на тарелку.

Готовые работы, аккуратно поднимем, лишний сахарный песок ссыплется на белый лист бумаги (показать, поднять вертикально)

Воспитатель: Сейчас мы начнем рисовать, а что бы получилось очень красиво, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Зелененькая елочка

 Пальцы рук переплетены и выпрямлены.

Колючие иголочки, иголочки, иголочки.

 Руки перед собой, кулачок – пальцы вверх, вниз

Ветки распушила, распушила, распушила

 Пальцы врозь, кулачок 3 раза

Снежком припорошила, припорошила

 Погладить себя обеими руками

Индивидуальная работа:

Воспитатель: (Имя) с чего начнешь работу? (тычком нарисую снег)

(Имя) после нанесения краски что сделаешь? (посыплю сахаром)

(Имя) чем будешь брать сахар? (ложкой)

Воспитатель: Приступаем к работе. А свои готовые работы мы будем прикреплять на доску (показать)

4. Заключительная часть

Воспитатель: Работы готовы. Аккуратно несите их на общий стенд.

Дети приносят работы, ссыпают лишний сахар на белые листы бумаги и прикрепляют работы на общий стенд. Получается зимний лес.

Итог занятия

Воспитатель: Посмотрите, когда мы собрали вместе ваши рисунки, как красиво получилось.

Похож наш лес на зимний лес, заснеженный?

Дети: Да.

Воспитатель: Блестит у нас снег?

Дети: Да.

Рефлексия

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники.

- Что вы сегодня слушали (Сказку про елочку)

- Что с елочкой случилось (Ей было холодно)

- Почему? (было холодно, а снега не было)

- А мы с вами помогли елочке? (Да)

- Как (укрыли снежинками)

- Что мы сегодня рисовали? (Снег)

- Чем рисовали (поролоновым тычком и ватной палочкой, сыпали сахаром)

- Чем вам больше всего понравилось рисовать? (отв.)

- Что было для вас трудным? (отв.)

- Что вам больше всего понравилось в занятии? (отв.)

Воспитатель: Все молодцы, занятие наше закончено. Спасибо нашим гостям. Давайте с ними попрощаемся (До свидания)