Час общения "Охрана природы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: экология, окружающая среда, охрана природы


Пояснительная записка

В предлагаемом мероприятии учащиеся приобретают разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняют вполне конкретную природоохранную работу; усваивают правила поведения в окружающей среде.

Аудитория: учащиеся 3 класса.

Цель:

  • формировать экологическое, ответственное отношение к природе;
  • развивать чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее вокруг;
  • воспитывать любовь к природе, к Родине.

Задачи:

  • образовательная: формировать представления об экологических законах, негативное отношение к безответственному отношению к природе;
  • развивающая: развивать познавательный интерес к изучению природы, развивать речь, внимание, сообразительность, наблюдательность;
  • воспитывающая: воспитывать сознательное, гуманное, бережное отношение к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле, ответственность за сохранение и преумножение ее богатств, чувство ответственности за свое здоровье, любовь к природе и родному краю, навыки правильного поведения человека в природе;
  • коррекционная: развивать интеллектуальные способности, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях.

Возможность проведения мероприятия и его элементов:

  • Классный час
  • Занятие в ГПД
  • Занятие во внеурочной деятельности, экологическом кружке

Планируемые результаты:

В результате проведения игры у школьников формируются:

  • готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
  • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  • потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
  • способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  • экологические знания и навыки, потребность в их расширении.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карандаши или маркеры, Красная книга России и Орловской области.

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности

- С каким настроением вы сегодня пришли на час общения?

- Давайте пожелаем друг другу хорошей работы.

II. Актуализация знаний

1. Чтение стихотворения.

- Ребята, послушайте стихотворение В.Орловой «Есть на земле огромный дом»

Ч т е ц. (декламируют под музыку)

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.

Ч т е ц.

Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.

Ч т е ц.

Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

- О чем говорится в стихотворении? (о природе)

- Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.

– Посмотрите, как красива наша Земля, это наш Зеленый дом.

Вы наверняка знаете, что нынешний 2017 год объявлен Годом особо охраняемых природных территорий в РФ и годом Экологии. Это значит, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.

- Кто сможет назвать тему занятия? (Тема занятия сегодня «Охрана природы»)

- Сегодня мы попробуем разобраться, все ли в порядке в нашем Зеленом доме?

- От чего нужно защищать Зелёный дом?

- Как вы думаете, почему мы так часто слышим слово «экология»?

III. Введение в тему

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. И сегодня мы с вами поговорим о проблемах экологии, о необходимости заботы обо всех наших соседях по планете. На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Мы получили некоторые из них.

1. Экологические проблемы.

Определите экологическую проблему и предложите способы ее решения.

  1. Где происходит нарушение экологического правила?
  2. Что происходит? (определите проблему)
  3. Назовите экологическое правило, которое нарушил человек.
  4. Кто пострадает, если не соблюдать это правило?
  5. Сделайте вывод. Что нужно сделать, чтобы сохранить природу.

- Почему же нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле?

- Кто же виноват в этих нарушениях?

- Какие еще экологические проблемы вы можете назвать?

2. Экологические знаки.

  1. Определите, какое правило поведение обозначает этот экологический знак.
  2. Почему нужно соблюдать это правило?
  3. Где этот правило нужно соблюдать?
  4. Кто пострадает, если не соблюдать это правило?
  5. Сделайте вывод. Почему нужно соблюдать это правило?

3. Поведение в природе.

Перед вами рисунки, на которых изображено поведение детей в природе.

- Что скажете?

- Подумайте, как вы докажите этим детям, почему не следует так вести себя в природе.

- Вы, ребята, сейчас работали экологами, называли правила поведения в природе, которые помогут сберечь нашу планету, наш Зелёный дом. А кто такие экологи? Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди во всем мире отмечают День Земли 22 апреля.

4. Знакомство с Красной книгой.

- Посмотрите, что я сегодня принесла на наше занятие. Правильно – это Красная книга. А что вы о ней знаете?

- Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в г. Морхе. В нее занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: растения и животные в беде, помогите им! Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В ее списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растет. Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном представителе природы, можно сразу определить, в каком положении оно находится. Сначала идут черные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и другие. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого не спасти без специальных мер охраны. Их мало, но еще можно встретить. Это лошадь Пржевальского, синий кит, полосатая гиена и другие. На желтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж и другие. На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук  геркулес. На белых страницах говорится о видах, вообще редких на Земле. Они обитают на небольших площадках. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос. Последние страницы Красной книги - зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Это бурые медведи.

В Орловской области создана своя Красная книга. (показ)

5. Рассказ о заповедниках.

- Если сорвать один цветок – появится маленькая рана на теле планеты, но людей много, и маленькие раны сливаются в большие. Что делать?

- Да, правильно. В нашей стране принят закон об охране и использовании растительного и животного мира, созданы заповедники и заказники. Я для вас отметила на физической карте России разноцветными точками охраняемые территории, всего в России 109 заповедников! (с 2014 года, включая Крым).

- Кто мне скажет, как называется особо охраняемая территория в Орловской области?

Национальный парк "Орловское полесье" расположен на северо-западе Орловской области. Он создан в 1994 году с целью сохранения уникального сообщества южно-русской тайги и занимает 77 745 га. На территории национального парка обитает более 900 видов растений и более 270 видов позвоночных животных, из которых 23 вида растений и 89 видов животных занесено в Красные книги разных уровней.

Одним из основных направлений деятельности национального парка, которое ведется с 1996 года, является формирование устойчивой вольной популяции европейского зубра в рамках Программы сохранения зубров в России. Из видов, включенных в Красную книгу России, на территории парка произрастают: чилим, или рогульник плавающий, пальчатокоренник майский. Такие виды, как рябчик шахматный, лук медвежий, прострел раскрытый включены в список редких и охраняемых видов Орловской области. Из видов животных, занесенных в Красную книгу России, на территории парка встречаются: зубр, русская выхухоль, черный аист, большой подорлик, коростель.

- А почему все эти животные и растения попали в Красную книгу?

6. Обобщение.

- Назовите то и тех, кто может оказывать негативное влияние на природу. От кого надо охранять растительный и животный мир Земли?

- Кто должен охранят природу?

- Вот вы сказали, надо правильно себя вести. А что каждый из нас может сделать для охраны природы?

IV. Творческая работа

- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах - нарисовать экознаки для школьной стенгазеты. У кого на столе лежит зеленый кружок – составить знаки поведения в лесу. У кого лежит синий кружок – на водоеме, желтый – на лугу, белый – в городе. А у кого лежит красный кружок, вам надо составить обращение к первоклассникам о бережном отношении к окружающим нас объектам живой природы.

- Кто справился с заданием, может свою работу разместить на доске. А вот обращения, которые вы составили мы сейчас послушаем.

V. Рефлексия

- Почему природа нуждается в защите?

- Что делает государство для защиты природы?

- О каких проблемах экологии мы сегодня с вами говорили?

- А что бы вы пожелали всем людям на нашей планете?

VI. Подведение итогов

Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг. М. При­швин, обращаясь к ребятам, писал: «Для рыбы нуж­на чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме - на планете Земля!