Классный час «Доброта творит чудеса»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика

Ключевые слова: классный час, доброта


Цель: довести до сознания детей, что доброта – одно из лучших качеств человека.

Задачи:

  • Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.
  • Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.
  • Раскрыть понятие «Доброта», мотивировать детей на добрые поступки.
  • Воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
  • Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитывать навыки культуры речи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, нарисованное дерево, символизирующее доброту, карточки для «строительства дома», карточки с записью «правил доброго человека», задания для групповой работы, словари.

Музыкальное сопровождение: фрагмент мультфильма «Просто так», запись песни о доброте.

Ход классного часа

I. Огр. момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Посмотрите фрагмент знакомого вам мультфильма.

- Почему изменилось настроение ослика?

- Какое дело совершил мальчик?

- Можно ли сказать, что здесь произошло чудо?

То есть, добро свершило чудо.

- Как вы думаете, о чем мы  будем говорить на занятии?

Тема нашего занятия: «Доброта творит чудеса!»

- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы понимаете ребята, эти слова?

- Давайте посмотрим, что скрывается за этими словами в словаре Сергея Ивановича Ожегова? (Работа со словарями)

У вас на столах лежат понятия этих слов. Прочитайте их.

(По Ожегову: Доброта - Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать хорошие поступки.

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное)

- А что тогда такое зло?

Зло - Это нечто плохое, дурное, вредное, противоположное добру: беда, несчастье, горе, всё плохое.

- Как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла?

- Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит и люди могут творить не только добрые, но, к сожалению, и злые дела.

2. Целеполагание

- А зачем нужно быть добрым?

- А как стать добрым человеком?

- Вот и цель сегодняшнего нашего занятия: разобраться, что такое доброта и как стать добрым человеком, а для этого мы выведем  правила доброго человека.

- А поможет нам достичь цели высказывание одного мудреца, который заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

3. «Строительство» Дома Доброты

- Мы сегодня попробуем построить Дом Доброты. Для этого предстоит всем приложить немало сил. Работать будете в команде. Команды готовы. Давайте с вами вспомним «Правила работы в группе». Слайд….

1 группа. Строительство фундамента

- Ребята, скажите, а с чего начинается строительство дома?

- Конечно же, строительство дома начинается с фундамента. А для фундамента нужно выбрать кирпичики. У вас на столе лежат кирпичики, на которых написаны качества, которые сопутствуют доброте, выберите нужные и приклейте их на лист.

Слова: взаимовыручка, злость, понимание, ссоры, зависть, забота, уважение, любовь, предательство, терпение, помощь, конфликт, вежливость, безразличие, преданность, грубость, честность, чуткость, отзывчивость, милосердие.

- Фундамент у нас готов.

- Какие качества вы не выбрали и почему?

2. Строительство стен

Продолжим наше строительство. На фундамент ставят сруб.

- А сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь какое первое бревнышко будет в нашем доме.

Доброе слово излечит больного

Доброе слово творит чудеса.

Доброе слово всей жизни основа

Нашей души необычной краса.

- Итак, ребята, какое бревнышко будет первым в нашем Доме доброты - добрые слова

Игра «Слова-приветствия»

- Знаете, ребята, оказывается добро можно сотворить с помощью слов. И это можно делать несколько раз в день. Ведь много добрых слов есть в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово "добро": Давайте мы про них сейчас вспомним.

- Итак, встречая гостей, мы говорим: добро пожаловать, провожая гостей: доброго пути, утром родным знакомым мы говорим: доброе утро, днем – добрый день, а вечером: добрый вечер.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и отразили это в пословицах.

- У вас на столах лежат пословицы разбитые на части. Вам нужно из частей собрать пословицу, приклеить ее на лист, а затем пояснить, как вы её понимаете.

  • Доброе слово лучше богатств.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово железные ворота отопрёт.

Вывод: итак, ребята, как вы думаете, зачем нам нужны добрые слова?

- Какое правило можно вывести из всего сказанного? (Говорить добрые и ласковые слова)

- А часто ли вы употребляете добрые слова?

- А как вы их произносите? Скажите, зависит ли сила добрых слов от того, как они сказаны, каким тоном, голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым? (Добрые слова должны произноситься от души, с улыбкой на лице. От этого поднимается настроение. Как поётся в песне, от улыбки станет всем теплей. Сказанные грубо они перестают  нести доброту.)

- Что добавим в правила доброго человека?

(Быть приветливым и вежливым)

- В народе говорят, что слово лечит. Но слово может и очень обидеть и ранить человека.

Послушайте стихотворение «Обидное слово» Татьяны Дашкевич

Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.

- Какой совет нам дает автор в этом стихотворении? Почему?

- В общении нужно обязательно следить за своими словами. Вот давайте посмотрим с вами один опыт.

- Стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова.

Опускается соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова, сказанные нами никогда не вернутся обратно. «Слово, что воробей, вылетит, не поймаешь».

Вывод:  Какой вывод мы должны с вами сделать?

Следить за своими словами. Прежде чем сказать - подумай!

- Что добавим в правила?

(Не обижать словами)

Игра «Круг добра»

Дети встают в круг.

- Я предлагаю начать делиться друг с другом добром прямо сейчас. И самый простой способ – сказать друг другу добрые пожелания.  (Ребята передают по кругу сердечко со словами: «Я желаю тебе…», «Я хочу, чтобы ты…» и т.д.)

Вывод: - Что чувствовали вы, когда вам говорили добрые слова?

- Когда мы говорим, друг другу добрые слова, то делимся частичкой своего сердца с другими людьми. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

- О доброте говорили всегда и, прежде всего, высказывали свои мысли великие философы, писатели.

- Следующим бревнышком Дома Доброты будут - добрые мысли.

- У вас на столах лежат, высказывания выберите то, высказывание которое  считаете самым важным для себя и объясните свой выбор.

  • «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л.Толстой

  • «Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела - божественно» (Г.Манн)

  • «Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь» (Соломон).

  • «Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Жан Жак Руссо).

  • «Чтобы поверить в добро, надо его делать» (Л.Толстой)

  • «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль).

  • «Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы» (К.Пеппер)

Вывод: - Какой вывод мы можем сделать? (Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши  мысли)

- Что добавим в правила доброго человека?

 (Выражать добрые мысли.)

- А как вы думаете, ребята, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

- Следующее бревнышко Дома Доброты –  это добрые дела. 

- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

- У вас на столах лежат карточки розового цвета. На них написаны ситуации, ваша задача прочитать ситуацию, обсудить в группе и дать ответ.

Ситуация 1: «Твой друг заболел и давно не был в школе. Что ты можешь сделать для друга?»

Ситуация 2: «Твоя подруга забыла дома цветные карандаши, которые нужны для урока рисования. Твои действия».

Ситуация 3: «Вы нашли котенка, но родители вам не разрешают взять его домой. Как вы ему поможете?»

 Ситуация 4: «Девочка упала и разбила коленку. Как ты сможешь ей помочь?»

- Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

- Итак, что добавим в правила доброго человека?

(Делать добрые дела, поступки)

- А на вершине нашего Дома доброты будет вот эта крыша - под названием счастье, потому что доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Делайте добро! Это принесет вам счастье.

- Вот мы и построили наш Дом доброты.

- Какие же правила вы вывели из сегодняшнего разговора?

  • Говорить добрые и ласковые слова
  • Не обижать словами
  • Быть приветливыми и вежливыми
  • Выражать добрые мысли
  • Делать только добрые дела

4. Рефлексия

Создание дерева добрых дел

- Я думаю, ребята, что каждый из Вас уже совершил добрый поступок, а может быть и не один, а какие добрые дела вы можете еще совершить?

- А сейчас выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты:

  • помогать родителям по дому;
  • навести порядок в школьном дворе; 
  • накормить бездомную собаку; 
  • подготовить концерт для пожилых людей; 
  • помочь детям сиротам и инвалидам; 
  • сделать кормушки птицам зимой; 
  • сделать скворечники весной;
  • помочь пожилому человеку нести сумку;
  • идя по улице с мамой, помочь нести ей тяжелую сумку;
  • уступить место в трамвае, автобусе пожилым людям;
  • защищать девочек, маленьких детей;
  • не допускать грубости; 
  • стараться во всем помочь ближним;
  • участвовать в школьном мероприятии;
  • чтение книги;
  • играть с малышами;
  • говорить добрые слова окружающим;
  • помогать старым и больным;
  • помогать товарищу в учебе.

Не будем брать карточки с записями:

  • обидеть маму; 
  • поссориться с товарищем; 
  • равнодушно пройти мимо плачущего малыша; 
  • замахнуться палкой на собаку; 
  • не покормить домашнего питомца; 
  • не позаботиться о младшем братике или сестрёнке; 
  • подраться с мальчиками; 
  • не позаботиться о пожилой бабушке. 

- Посмотрите на наш дом, на дерево, вспомните все, о чем мы с вами говорили и скажите, что каждый из вас должен сделать, чтобы стать добрым человеком?

- Вот и подошло к концу наше занятие. Я прошу показать с каким настроением вы завершаете свое участие в нем. У вас на столах лежат смайлики покажите тот, который соответствует вашему настроению.

- Итак, ребята, по вашим смайликам я делаю вывод, что наше занятие прошло не зря.

- Спасибо вам за хорошую работу!