Трехтактная модель музейного урока

Разделы: Биология, География

Классы: 6, 7

Ключевые слова: парк «Зарядье» г. Москвы


В настоящее время образовательная реформа четко определила направление заказа государства, связанного с вызовами современного времени. При описании портрета современного выпускника средней школы отмечают следующие критерии:

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность).

Основная роль образования в таких условиях заключается в том, чтобы помочь ребенку «выйти из пространства школьных предметов в пространство человеческой деятельности, с ее жизненными смыслами и ценностями» [1]. Педагогическими работниками постоянно ведётся поиск и разработка подходов к организации образовательной среды школы, которая дает возможность для всестороннего развития личности школьников и формирования метапредметных навыков. И, хотя, система образования никогда не существовала в изолированном пространстве, сегодня школа, как никогда, теряет монополию на организацию учебного процесса. В настоящее время учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы она была связана с жизнью, и включать в нее занятия на природе, в городской среде, и, конечно, в музеях.

Музей, не являясь формально образовательным учреждением, просто незаменим в качестве учебной среды. Много говорилось о плюсах музея, но, наверное, самое существенно то, что он дает возможность передавать знания через непосредственный контакт с подлинником, что превращает его в уникальную среду. Сегодня школа и музей получили возможность объединить свои усилия. Очевидно, что эффективность обучения значительно возрастает благодаря созданию единого образовательного пространства школы и музея.

Способы и формы использования музея, как образовательного пространства, различны. Длительное время в основном применялась такая форма, как экскурсия. Экскурсия – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр. Экскурсия проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста – экскурсовода, который осуществляет две основные педагогические цели: дидактическую – вооружить экскурсантов знаниями и воспитательную — формировать у них мировоззрение и нормы поведения. И, хотя образовательный потенциал экскурсии давно известен учителям, роль детей здесь, в основном, сводится к усвоению предлагаемого материала и созерцанию наглядности. Что не соотносится с запросами общества.

На сегодняшний день среди музейных мероприятий, имеющих образовательную направленность, наиболее интересными с точки зрения формирования метапредметности, являются музейные уроки. Главное, что здесь изменяется в сравнении с экскурсией - роль посетителя. Из слушателя ребенок превращается в полноправного участника. На таких уроках детям редко бывает скучно, так как, учащиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг с другом, отгадывают загадки, выполняют задания. Музейные объекты выступают не как иллюстрация к теме, а как непосредственный источник знаний, источник изучения. Таким образом, неординарность образовательной среды (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию. Неординарность учебного процесса в музейной среде стимулирует развитие познавательных интересов учащихся, а наличие незнакомых предметов, или знакомых, но рассматриваемых совершенно с другой стороны, в другой социокультурной обстановке, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.

Однако есть моменты, которые мешают полноценно использовать музеи. Одно из препятствий то, музейные работники предлагают уже готовые экскурсии или уроки, которые не всегда соотносятся с задачами педагога. Один из вариантов реализации задуманных учителем задач - разработать урок, используя музей, как образовательную среду. Мы разработали и провели интегрированный урок биология + география  «Влияние среды обитания на живые организмы. «Исследование климатических зон парка Зарядье»»  для 7-х классов в парке «Зарядье» города Москвы.

Разрабатывая урок, мы придерживались идеи трехтактного мероприятия, то есть, заложили 3 этапа (три такта) музейного урока:

  • 1 этап - подготовка - вызов! (в школе);
  • 2 этап - сам урок в парке (в музее);
  • 3 этап - снятие результатов (в школе).

На мой взгляд, залог успешного проведения музейного урока оказался, как раз в тех этапах, которые мы проводили в школе.

1-й этап – подготовительный включал:

  • Теоретическую базу по предметам – учителя-предметники на уроках с детьми повторяли теорию и терминологию.
  • Вызов – вызвать интерес!!! Учитель рекламировал музей, но при этом нужно сохранить некую интригу!
  • Формирование рабочих групп – на уроке сформировали рабочие группы по природным зонам и разделили детей на пары внутри групп для выполнения музейного задания. 
  • Определение метода изучения. Был поставлен проблемный вопрос - каким методом можно изучить растения разных климатических зон. Ребята выбрали метод сравнения. Далее они выработали критерии сравнения, по которым можно сравнить части растения (например, листья разных растений можно сравнить по жилкованию, видоизменению, форме, расположению и т.д.). По итогам этой работы учителем были разработаны бланки с заданием (приложение 1).

Все части подготовительного этапа можно провести в формате одного внеклассного мероприятия.

2-й этап – музейный урок. Данный этап проводился непосредственно в музее и включал в себя следующие моменты:

  • Актуализация опорных знаний, которая осуществлялась в виде беседы в парке и определения климатических зон.
  • Применение изученного материала. Рабочие пары в рамках музейного задания самостоятельно исследовали растительность природных зон, находили свой вид растения, изучали и заполняли бланки.

3-й этап – «снятие результатов». Данный этап проводился в школе и состоял:

  • Снятие результатов – педагоги не только биологии, музыки и географии, но и других предметов, использовали полученную детьми информацию в парке у себя на уроке.
  • Построение «говорящей» карты – финальным аккордом посещения парка «Зарядья» стал классный час, на котором рабочие группы представили характеристику своей природной зоны. Каждая группа готовила отчет по природной зоне и размещала на карте климатических зон информацию о ее растительности и географическом положении.

На мой взгляд, проведение трехтактного музейного урока помогает найти выход на новый уровень знания через саму деятельность, через овладение технологиями, методами и приемами получения знаний, изучение возможностей их дальнейшего применения, творческое преобразование знаний и применение в нестандартных ситуациях. Погружение в знания непосредственно через деятельность позволяют говорить о возможностях метапредметного подхода. Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход, объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания. Он обязательно связан с конкретными темами образовательной программы, но также подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы.

Так же необходимо помнить, что урок в музее имеет более широкие цели, чем только усвоение знаний по конкретной теме школьной программы. Хотя был отмечен рост успеваемости по предмету биология (рисунок 1), но при этом ребята не только овладевают знаниями, но и тренируют умения использовать данные различных источников, определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, организовывать совместное сотрудничество.

Рисунок 1. Анализ успеваемости среди учащихся 7-х классов по биологии

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Перспективы развития образования взрослых в России: культура, общество, человек. – Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. – 392 с. - https://murzim.ru/nauka/pedagogika/28910-informalnoe-obrazovanie-kak-sociokulturnaya-potrebnost-vzroslyh.html
  2. Профессиональный стандарт педагога. Концепция и содержание.- Вестник образования России, август 15, 2013, с. 34.
  3. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие.- Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.
  4. Цит. по Шляхтина Л.М.Проблемное поле музейной педагогики.- Сб. научных и научно-методических трудов. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.