Как познакомить ребенка дошкольного возраста с математикой

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, математические навыки


Математика – наука, в которой изучаются
«пространственные формы и количественные
отношения действительного мира.»
Ф.Энгельс

Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17–18 веках зарубежными и отечественными педагогами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4–6-летних детей, К.Д.Ушинский, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
М.В.Ломоносов

Математика — уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти; речи; воображения. Участвует в формировании настойчивости, терпения, творческих способностей личности. Учит анализу и синтезу, планированию своих действий, максимально точному изложению мыслей, умению обосновывать имеющуюся точку зрения. Помогает знакомить детей дошкольного возраста с окружающим миром.

 Ребята в дошкольном возрасте проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям.

Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП является обязательным элементом. В концепции дошкольного образования указаны четкие требования к формированию познавательного интереса будущих первоклассников, и часть ее составляет именно математическое образование. Обучение малышей основам такой сложной науки, как математика, занимает в современной педагогике важное место. Подобный интерес вызван несколькими причинами: школьное обучение начинается с 6-7 летнего возраста; огромный объем информации требует от ребенка навыков логического мышления; внедрение в образовательный процесс информационных технологий (ИКТ).

Основным направлением дошкольной программы по математике является формирование логических способностей и представлений, стимулирование умственной активности, развитие смекалки дошкольников. ФЭМП предполагает деление предметов на одинаковые части, измерения объектов с помощью условных мерок, определение объема сыпучих и жидких тел. Ребята при выполнении заданий, предлагаемых воспитателем, развивают глазомер, получают представления о разнообразных геометрических фигурах, формируют понимание пространственных взаимодействий.

Во время занятий по математике воспитатель реализует не только основные образовательные, но и воспитательные задачи. Педагог дает представление своим воспитанникам о правилах поведения, формирует в них организованность, прилежность, организованность. Работа по формированию у малышей простейших математических понятий воспитателем осуществляется в утреннее, дневное, вечернее время, не чаще 2-3 раз в неделю.

ФЭМП по ФГОС помогают педагогу развивать в своих подопечных активную гражданскую позицию, целеустремленность, настойчивость и сдержанность. Закрепление логических навыков осуществляется во время лепки, рисования. Конструирование деталей из бумаги (оригами) способствует закреплению знаний о геометрических фигурах, размере, количестве предметов. Аппликации помогают развивать пространственные представления, отрабатываются во время таких занятий такие качества дошкольников, как аккуратность, усидчивость. Физкультурные и музыкальные занятия включают элементы игры.

Математика незаменима во время зарядки, выполнения упражнений. Подвижные игры воспитатель использует для закрепления первоначальных математических понятий, изученных на занятиях. В летнее время ФЭМП проводится и в процессе прогулок, загородных поездок.

В качестве базы для обучения математическим навыкам дошкольников, применяют дидактические методы: последовательность, системность, индивидуальность, логичность. Знания, которые воспитатель передает малышам, от занятия к занятию усложняются, с учетом уровня развития детей. Для повторения применяют специальные ролевые игры. Математика становится у дошкольников любимым предметом, они с радостью выполняют задания педагога, ищут сходство и различия в предметах, сосредотачивают внимание на мелких деталях, чтобы найти ответ на поставленный наставником вопрос.

В дошкольном возрасте закладывается основы знаний, необходимых для обучения в школе.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенный трудности во время школьного обучения.

При обучении детей основам математике важно, чтоб к началу обучения в школе они умели:

  • считать до 10 в возрастающим и убывающем порядке.
  • количественные и порядковые числа
  • называть предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка
  • узнавать и изображать основные геометрические фигуры( квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)
  • измерять ( длину, ширину, высоту, при помощи веревки)
  • сравнивать предметы: больше – меньше, шире – уже

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве: впереди, сзади, слева, справа. Также ребенок должен усвоить такое понятие как много - мало, один - несколько, поровну.

Математика развивает мышление и тренирует память.

Мы учим ребенка:

  • обобщать и выделять главное;
  • анализировать и систематизировать;
  • рассуждать и делать выводы;
  • мыслить логически.

Дети до семи лет часто прибегают к помощи пальцев рук и ног, а также различных заменителей, в переходном периоде от 7-9 лет у школьников формируется навыки осмысления и запоминания информации.

К 3-4 годам ребенок начинает считать осознанно, а делать это в уме может только с 4-5 лет. Чем раньше родители помогут ребенку осознать силу чисел- тем проще ему будет в школе.

Заметим, что математика для ребенка должна стать праздником, все занятия должны быть в игровой форме, проходить весело и динамично.

Все время сидеть за столом не нужно - это утомляет ребенка, изучать счет надо в подвижных играх.
Сначала надо научить ребенка счету до пяти, это можно делать как на занятиях, так и между делом.

Дети в возрасте пяти - шести лет начинают активно познавать и осваивать окружающий их мир, становятся почемучками и к этому возрасту можно начинать учить ребенка основным математическим знаниям: разговаривать с ребенком, обращая его внимание на свойство различных предметов, сравнивать их между собой: арбуз – яблоко, больше – меньше.

На своих занятиях я использую наглядный материал: даю детям картинки с цифрами, это помогает в короткие сроки познакомить детей со всеми математическими понятиями:

  • счет до 10;
  • знать цифры;
  • рисовать основные геометрические фигуры( круг , квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • делить круги и квадраты на две части;
  • измерять длину, высоту, ширину;
  • знать понятие: выше – ниже, больше – меньше, шире – уже;
  • решать самые простые арифметические задачи в одно действие.

Программные задачи:

Первая младшая группа (два–три года):

  • обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
  • учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т.д.);
  • учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
  • развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т.д.);
  • дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).

Вторая младшая группа (три–четыре года):

  • учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);
  • научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий);
  • познакомить с кругом, квадратом, треугольником;
  • учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад);
  • познакомить с частями суток.

Средняя группа (четыре–пять лет):

  • изучить цифры и порядковый счёт в пределах пяти;
  • познакомить с операциями сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;
  • познакомить с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат, шар и куб, конус и цилиндр, овал и круг;
  • совершенствовать навыки ориентации на плоскости (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);
  • развивать временные представления: последовательность годовых сезонов и частей суток.

Старшая и подготовительные группы (пять–семь лет):

  • сформировать знания цифр от нуля до девяти и состава числа из отдельных единиц;
  • познакомить с понятиями количества и порядкового счёта предметов в пределах числового ряда первого десятка;
  • учить видеть относительные числовые связи (больше, меньше, равно);
  • освоить умение самостоятельно составлять задачи на основе элементарных арифметических действий по картинкам, записывать решение, решать простейшие примеры;
  • совершенствовать знания геометрической формы, развивать навыки различения фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал), а также тел (шар, куб, цилиндр);
  • сформировать представление о признаках предметов, таких как высота, ширина и длина, обучать умению сравнивать предметы с учётом изученных параметров;
  • дать знания о весе, объёме, глубине предмета, о сторонах, углах фигур, изучить понятия «треугольник» и «четырёхугольник»;
  • сформировать представление об изменении количества, величины, веса, объёма в результате действий перекладывания, переливания, прибавления или убавления;
  • развивать навыки ориентирования в пространстве и во времени (знать части света, времена года, последовательность месяцев, дней недели, суточных периодов).

Педагогические приёмы ФЭМП<

  1. Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций):
    1. В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий , обычно используется как образец нового способа действия. Если малыши уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».
    2. В средней группе освоение новых интеллектуальных операций (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.
    3. В старшей группе расширяют виды используемого демонстративного материала (картинки, модели, схемы, игрушки, геометрические фигуры, карточки с цифрами и примерами). Простейшие схематические изображения вводятся со второй половины учебного года, например, «пирамидка из чисел», «схемы-карты», на которых в определённой логической последовательности размещены рисунки предметов. Наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и рисунки геометрических фигур.
  2. Словесные (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии):
    1. Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительностью, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые понятия проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
    2. Особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?».
    3. Инструктируя старших дошкольников, педагог уделяет особое внимание исключительно новым способам действий. Указания и пояснения не касаются сферы освоенных детьми навыков и приёмов работы. Мыслительную самостоятельность и умственную пытливость стимулируют вопросы мотивирующего характера, пробуждающие интеллектуальный поиск вариативных способов решения задачи, например, «Как проверить? Доказать? Сказать?». Выполнив задание, дети рассказывают, что в какой очерёдности они делали, какие результаты получили.
  3. Практические:
    1. Упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов), во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные операции. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с двух или трёхкратным повторным воспроизведением каждого для закрепления. В средней и старшей группе сложность и количество упражнений возрастает.
    2. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр. Со старшими дошкольниками начинают использовать комплекс игровых заданий и словесных игр, базирующихся на действии по представлению: «Где больше (меньше)?», «Кто первый назовёт?», «Скажи наоборот» и т.д. Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности.
    3. Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу, измерить объём, длину, ширину, сравнить, обнаружить связи и закономерности.
    4. Моделирование геометрических фигур, выстраивание числовых лесенок, создание графических моделей стимулирует познавательный интерес, помогают развить интерес к математическим знаниям.

Подсказка родителям

При всей серьёзности данных рекомендаций, сложности в них нет. Любой родитель может научить своего ребенка азам математической науки. Следуйте за интересами своего дошкольника, прислушивайтесь к нему, старайтесь сохранить его естественный природный интерес к предмету. Ваши старания будут вознаграждены. В то же время ни в коем случае не следует «навязывать» детям необходимость изучать предмет, т.к. можно добиться обратного эффекта – нежелания учиться, отсутствия заинтересованности.

Главное соблюдать несколько правил:

  • не заставляйте
  • в возрасте 5-6 лет ребенок может сосредоточить своё внимание на одной задаче не более 15 мин. Занимайтесь с малышом не более получаса в день и следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  • не спишите подсказывать
  • использовать задачи разного типа
  • хвалите своего ребенка – это самое главное.

Спасибо за внимание.