Обобщающий урок биологии по теме «Кожа». 9-й класс

Разделы: Биология, Коррекционная педагогика

Класс: 9

Ключевые слова: биология


Класс: 9 (1 вариант АООП)

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о коже, её значении, развивать познавательный интерес, воспитывать любознательность.

Задачи урока:

  • Образовательные: повторить полученные знания по теме: «Кожа», вовлечение в словарь биологических понятий и выражений.
  • Коррекционные: коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления, коррекция речи.
  • Воспитательные: формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование: презентация «Болезни кожи», учебники, тетради, карточки-задания, билеты, салфетки бумажные, памятки ухода за кожей.

Методы и формы обучения: репродуктивный (метод беседы), частично-поисковый; работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Образовательные технологии: элементы здоровьесберегающих технологий.

Словарная работа: дерматолог.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой обучающихся.

Цель урока: повторить полученные вами знания о  коже человека, её значении. Поговорим о болезнях кожи, способах их предупреждения.

Все эти знания необходимы вам для того, чтобы уметь правильно заботиться о своём здоровье, постоянно формировать привычку к здоровому образу своей жизни и тех, кто вас окружает.

А для того, чтобы мы могли плодотворно поработать, давайте выполним упражнение «Думающая шапочка», которое способствует:

  • повышению внимания;
  • улучшению слуха и речи;
  • активизации памяти.

«Думающая шапочка» (Э.Баллингер ) - массаж ушей - указательными и большими пальцами рук начинать массажировать с верхнего края уха и продолжать вниз до мочки уха (10-15 раз).

II. Обобщение и систематизация  знаний по теме «Кожа»

1. Работа с учебником

Мы с вами изучили все параграфы (№43-№48) на тему «Кожа».

Сегодня мы прочитаем на С. 184. Статью учебника «Повторение» и рубрику «Доктор рассказывает» и узнаем ещё кое-что о коже, вернее о заболеваниях кожи.

Записать тему урока в тетрадь (с доски), из учебника выписать определение «дерматолог».

Кто такой дерматолог? Врач.

Что лечит дерматолог?

Дерматолог лечит  всевозможные заболевания, связанные с кожным  покровом человека.

Давайте проверим, какие болезни кожи вы знаете?

2. Демонстрация презентации «Болезни кожи»

(3 слайда)

Записать название заболеваний  в тетрадь по мере показа слайда: лишай, перхоть, дерматит.

Беседа (вопросы по ходу слайдов).

Лишай. Кто чаще всего подвержен этому заболеванию? Почему?

Как нужно его лечить вы знаете?

Можно ли защититься от данного заболевания?

Перхоть. Как проявляется  данное заболевание?

Способы борьбы с ним вам известны? Объясните, почему нужно проводить лечение, хотя, казалось бы, ничего не болит?

Дерматит. Как проявляется? По-другому как называется это заболевание?

Почему возникает?

Как вы думаете, в каком случае нужно обязательно обратиться к врачу, а какое заболевание можно вылечить дома?

Физкультминутка

Для стимуляции кровообращения

  • Энергично встряхните руки, сядьте поудобнее. Начните массаж с головы. Кистями обеих рук похлопывайте макушку, затылок, плечи.

Для снятия напряжения в затылке

  • Обхватите затылок руками так, чтобы концы пальцев на шейных позвонках почти соприкасались. Сделайте выдох и откиньте голову назад. Делайте поглаживающие движения руками вперед по направлению к ключицам.

Для снятия усталости

  • Возьмите себя большими и указательными пальцами за мочки ушей и подвигайте их круговыми движениями — вперед-назад. Благодаря этой эффективной технике вы уже через несколько минут будете чувствовать себя бодрыми.

3. Работа в парах

Отвечают устно на вопросы, вытянув билет.

(2 минуты на подготовку).

  1. Что такое кожа? (Кожа – это покров нашего тела.)
  2. Зачем человеку нужна кожа? (Она защищает внутренние органы от механических повреждений, от потери воды, от проникновения микробов. Благодаря ей мы чувствуем боль, температуру, прикосновение. Кожа предохраняет организм от перегревания и охлаждения. Она принимает участие в газообмене, выделении вредных веществ)
  3. Что такое волосы и ногти? (Волосы и ногти – это роговые образования кожи)
  4. Что такое закаливание? (Закаливание – это повышение устойчивости организма к действию холода, жары, ветра, к резкой смене температуры)
  5. Почему надо мыть руки перед едой? (В процессе жизни и труда кожа постепенно загрязняется. На грязной коже развиваются микробы)
  6. Зачем нужна одежда и обувь? (Одежда и обувь защищают тело от холода, жары и загрязнений)
  7. Что такое тепловой удар? (Тепловой удар – это перегревание организма из-за длительного похода в жаркую погоду или усиленной физической работы в душном помещении)

4. Работа с карточками-заданиями

Выбрать правильные ответы.

Для того, чтобы кожа была красивой и здоровой, нужно:

  1. Употреблять в пищу больше овощей и фруктов.
  2. Заниматься спортом и физически работать.
  3. Курить, употреблять алкоголь и наркотики.
  4. Много спать, проводить больше времени за компьютером.
  5. Принимать контрастный душ  и обливаться холодной водой.
  6. Есть много жирной и острой пищи на ночь.
  7. Пользоваться маминой косметикой.
  8. Ходить зимой без шапки, чтобы волосы закаливались.
  9. Умываться по утрам и вечерам.
  10. Принимая душ,  тереть мочалкой кожу.
  11. После общения с животными нужно тщательно мыть руки с мылом.
  12. Перед сном проветривать комнату.
  13. Больше гулять на свежем воздухе.

III. Подведение итогов

Я убедилась, ребята, что вы знаете очень много о коже. Хочу поделиться с вами ещё интересными фактами, уверена, они вам в жизни пригодятся.

1. Практическая работа

Сейчас каждый из вас, ребята, будет определять свой тип кожи. Различают 3 основных типа кожи: нормальная или комбинированная, сухая, жирная.

Возьмите бумажные салфетки.

Прижмите к коже лица тонкую бумажную салфетку  и посмотрите на отпечаток ли салфетке.

  • Кожа жирная, если на всех участках салфетки остались явно выраженные жирные пятна.
  • Кожа нормальная или комбинированная, если сальный секрет отпечатался, лишь на Т-образной зоне (лоб, нос, подбородок)
  • Кожа сухая, если салфетка осталась чистой.

Поднимите руки, у кого тип кожи – нормальная (жирная, сухая).

- Для чего нам нужно знать свой тип кожи?

Верно, чтобы правильно за ней ухаживать.

Возьмите каждый памятки, выберите в них лишь ту информацию, которая нужна именно вам. Ухаживайте за своей кожей правильно!

В конце урока я хочу прочитать для вас стихотворение.

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

2. Выставление отметок

Рефлексия - выбрать смайлик и приклеить на ватман (твоё настроение  на уроке).

Источники информации

  1. Учебник: Биология. Человек. 9 класс: учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида. / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 239 с.
  2. Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся специальных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2010.
  3. http://www.youtube.com/watch?v=7_H2ONKLBlg
  4. https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/10/gigiena_kozhi.ppt