Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Урок литературы в 5-м классе

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: Н.В.Гоголь, работа с текстом, «Ночь перед Рождеством»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Учебник: Г.С.Меркина. Москва. «Русское слово». 2014.

Цели:

образовательные:

  • анализ отрывков повести;
  • понятие «фантастики» как художественного приема.

развивающие:

  • развивать любовь к слову, связную речь учащихся, логику высказывания, навыки выразительного осмысленного чтения, творческие проявления;

воспитательные:

  • воспитывать вдумчивого, проницательного читателя;
  • воспитывать интерес к народным традициям, национальной культуре.

Планируемые результаты:

  • Предметные: анализировать текст, применяя уместные литературоведческие понятия, выразительное и осмысленное чтение.
  • Метапредметные:
    • личностные: определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группе, оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей), устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
    • регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль;
    • познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт; уметь определять уровень усвоения материала;
    • коммуникативные: уметь выражать свои мысли, владеть диалогической и монологической формой речи.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока

1. Оргмомент

- Начнем наш урок небольшой игрой. (Слайд 3)

Отгадайте три предмета:

1. Приспособление, предназначенное для полетов нечистой силы в образе женщины. (метла)

2. Волшебный кусок плотной ткани, также служащий для перемещения в пространстве сказочных персонажей. (ковер-самолет)

3. Печатный текст, напечатанная на бумаге информация, представленная в виде сброшюрованных, переплетенных или скрепленных иным образом листов. (книга)

Как связаны эти предметы? что у них общего?( Предполагают, что на ковре, метле можно полететь, можно открыть книгу и тоже перенестись во времени и пространстве и т.д. Кроме того, все эти предметы помогают нам переноситься из реального мира в мир фантазии, выдумки.)

2. Мотивация учебной деятельности

- А почему, по-вашему, я начала урок с этой игры? - (Потому что мы читаем «Ночь перед Рождеством», а в этой повести очень много выдумки, нереального).

- Можно ли Н.В.Гоголя назвать мастером фантазии? (Да, конечно, его повесть вся соткана из вымысла, много необычных ситуаций)

- А есть ли в повести моменты, ситуации, близкие нашей жизни? (Их также очень много)

3. Целеполагание

- Вы правы, и сегодня на нашем уроке мы и рассмотрим, как связаны «Фантастика и реальность на страницах повести « Ночь перед Рождеством». Что такое реальное и фантастическое? Мы определим, что реального и фантастического в отрывке, который мы прочтем сегодня на уроке. И как автор использует фантастику, когда рисует реальное?

4. Актуализация знаний

Беседа по прочитанному

- С одной стороны, когда мы читали отрывки, заметили, что повесть эта похожа на сказку. Что фантастического вы встретили в уже прочитанном? (Сказочные фантастические существа: черт, ведьма, фантастические ситуации: черт крадет месяц, ведьма летает на метле и собирает звезды и т.д.)

- А что такое «фантастика» - с. 230 (слайд 4) - читаем и записываем понятие в тетрадь.

- С другой стороны, в повести действуют и обычные люди. Каких героев мы отнесем к обычным деревенским людям? (красавица Оксана, кузнец Вакула, Чуб, деревенские парни и девушки). При чтении каких эпизодов вам было смешно? (когда автор рассказывает о картине, где Вакула нарисовал, как черта бьют чем попало и выгоняют из ада; Солоха, прячет друг от друга своих кавалеров, а дьяк и Чуб оказываются в одном мешке и т.д.) Итак, нам было и смешно, и интересно.

- Как вы думаете, ребята, с какой целью писатель рисует своих героев так, чтобы нам было смешно? (Высмеивает недостатки героев)

- А теперь давайте вспомним, какие персонажи встретились в повести?

 Кому принадлежат эти фразы: (слайд 5-6)

  • ... спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку... (Черт).
  • ... Все было видно, как днем. Не успел выйти за дверь - и вот, хоть глаз выколи! (Чуб).
  • …. долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою... (Оксана).
  • .... Чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! (Вакула).
  • .. парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиной не более бабьего веретена, что она еще в прошлый четверг черной кошкой перебежала дорогу… (Солоха).
  • …. крепко занят был галушками…. (Пацюк).

- Каких людей изображает автор? (черт мстительный, любят погулять, выпить, легкомысленных, хвастливых( Оксана), упрямых, трусливых).

5. Этапы реализации темы

- Работа с текстом

- Предтекстовая работа - (слайд 7)

- Перед чтением нового отрывка, мы познакомимся с одной исторической личностью. В повести Вакула встречается с царицей, Екатериной II - гравюра Н И.Уткина с. 228-230 - сообщение учащегося.

Живопись и повесть « Ночь перед Рождеством» - иллюстрация А.П.Бубнова - с. 198

- Кого мы видим на картине? Что вы знаете о Коляде?

 Текстовая работа - (слайд 8)

1) Диалог Оксаны и Вакулы о черевиках царицы.

- Выразительное чтение отрывка «Колядование» с. 191-192 «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба... – ... когда-то любил более всех».

- Молодежь выходит колядовать, и к Оксане приходят девушки и парубки. Какой разговор происходит между Оксаной и Вакулой?

- Потом мы узнали, что Вакула решил полететь в Петербург на Черте. О чем они говорят ?

2) Диалог Черта и Вакулы.

- Чтение отрывка «Полет Вакулы в Петербург». с. 213-215 «Сначала страшно показалось Вакуле... - .... да веди к запорожцам!»

Послетекстовый этап

Работа в группах - Сообщения по прочитанному.

1 группа - карточка с вопросами - «Вакула на небе».

- Что интересного, удивительного увидел Вакула на небе? Какие фантастические персонажи встречаются, какие фантастические ситуации рисуются?

С помощью каких изобразительно-выразительных средств он рисует то, что увидел Вакула?

2 группа - карточка с вопросами - «Петербург».

- Как автор описывает Петербург? Что чувствует Вакула при виде столичного города?

3 группа - «Дворец царицы».

- Опишите дворец царицы.

- Какие эмоции испытывает Вакула, оказавшись во дворце?

4 группа - «Встреча с царицей».

- Какой вы представляете Екатерину II ? Как она обращается с кузнецом? Какие выводы вы можете сделать о царице?

6. Выводы по теме урока

– Итак, давайте определим, что реального, что фантастического в прочитанном и заполним таблицу (Работа в тетрадях ) - (слайд 9)

Реальное

Фантастическое

Петербург
Дворец царицы
Екатерина II
Вакула – человек из народа
казаки

Полет Вакулы на черте
Черт
Колдун
Полет метлы
Стук копыт, звук колес отзываются громом
Кареты летят
Дома растут

- Сегодня мы выявили где реальность, а где фантастика. Как вы думаете, почему Гоголь переплетает реальную жизнь с фантастикой? (Описанные события происходят в самую волшебную ночь года. Автор изображает жизнь народа, который верил в преданья и поверья, в ведьм и чертей, также, как и в Христа. Ведь и сама повесть написана в духе народных традиций, это народное произведение).

Без фантастики произведение не было бы таким интересным и смешным. Смех, как мы увидели и в предыдущих главах, является оружием автора, он высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества людей.

- А каким вы увидели Вакулу сегодня? (ловким, целеустремленным, способным сдержать свое слово, готовым на все ради любви).

- Значит фантастика помогла автору подчеркнуть достоинства героя. А читателя заставила задуматься над прочитанным и сделать определенные выводы.

7. Рефлексия

 Продолжите предложения: (слайд 10)

  • Я сегодня на уроке узнал…
  • Я хорошо понял…
  • Я научился…
  • Я доволен…

8. Домашнее задание

(слайд 11) Нарисовать иллюстрацию к повести, приготовиться ее защитить.