Урок литературного чтения. Тема: "Работа с научно-популярным текстом о лисе и художественным текстом Н.Сладкова «Лиса-плясунья»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, работа с текстом, технология критического мышления, Н.Сладков , «Лиса-плясунья»


Цель урока: формировать представление о научно-популярной и художественной литературе, научном и художественном стилях речи через знакомство с научно-познавательной статьёй о лисе и рассказом Н.Сладкова «Лиса-плясунья».

Задачи урока:

  • формирование нового стиля мышления: формирование такого стиля мышления для которого характерна открытость, гибкость, рефлексивность;
  • развитие таких базовых качеств личности, как: критическое мышление, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;
  • формирование культуры чтения: умение учащихся ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения;
  • развитие аналитического мышления.

Задачи урока на каждой стадии:

  • Стадия вызова.
    • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
    • Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами
  • Стадия осмысления.
    • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
    • Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому.
    • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Оборудование урока:

  • Тексты для чтения у каждого учащегося
  • Рабочие листы учащихся к уроку
  • Интерактивная доска
  • Презентация к уроку
  • Разноцветные шляпы (чёрная, красная, белая, синяя, жёлтая, зелёная)

Ход урока

I  Организационное начало урока

Каждый наш урок - открытие,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Сегодня мы будем тексты читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

II Стадия «Вызов»

Загадка о лисе.

За деревьями, кустами,
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Приём «Таблица ЗХУ»

- А что вы знаете о лисице? Что бы вы хотели узнать об этих животных?

Начните заполнять таблицу ЗХУ.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в текстах в течение урока.
Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

Дети заполняют первые две колонки таблицы.

- Расскажите, что вы записали в таблице.

- Вы много интересного знаете о лисице. Как вы думаете, а знаете ли вы всё о лисах? (нет)

Приём «Верите ли Вы, что…».

- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске.

Цифрами я указала № вопросов.

- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».

- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «–».

11

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Верите ли вы, что лисица – родственница собаки?
  2. Верите ли вы, что подошвы лап у лис к зиме обрастают шерстью?
  3. Верите ли вы, что существует 11 видов лисиц?
  4. Верите ли вы, что лисы обитают только на материке Евразия?
  5. Верите ли вы, что зайцы – основная еда лис?
  6. Верите ли вы, что в рационе лисицы более 500 различных животных?
  7. Верите ли вы, что, чтобы насытиться, лисе нужно съесть не менее 20 мышей в день?
  8. Верите ли вы, что лисы роют глубокие норы?
  9. Верите ли вы, что самцы лис не принимают участие в заботе о потомстве?
  10. Верите ли вы, что лиса может заразить домашних животных и человека опасными болезнями?

- В какой литературе можно найти более подробную информацию? (в научно-познавательной)

III Стадия «Осмысление»

1. Работа со статьёй. Приём «Инсерт» (чтение с пометками)

У каждого ученика есть листок со статьёй. Дети читают текст про себя, делая пометки на полях:

  • V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
  • + - это новая для меня информация;
  • ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Лиса

Лисица - хищное млекопитающее из семейства псовых.

Морда узкая, уши стоячие, заострённые. Хвост длинный, пушистый. Поскольку кончик носа и подушечки лап у лис чувствительны к обмораживанию, зверь спит, обернув свой пушистый хвост вокруг тела. А подушечки лап к зиме обрастают шерстью. Мех густой, пушистый. Окраска преимущественно рыжая, разных оттенков, или серая с рыжиной. Размером она с небольшую собаку: весит 6-10 килограммов. Лисы издают звуки наиболее похожие на гавканье собак.

Известно 11 видов лисиц. Они распространены на всех материках, кроме Антарктиды, завезены в Австралию.

Существовало, да и сейчас еще существует мнение, что основная еда лис - зайцы. Конечно, лиса любит зайчатину, но догнать зайца она не может. Если же случайно наткнется лиса на растерявшегося зайца или на беспомощных зайчат, она, конечно, не упустит своего, но зайцы попадаются лисице не так уж часто. Впрочем, лисы прекрасно обходятся и без зайчатины. Подсчитано, что в рационе лисицы более 300 различных животных - от насекомых до крупных птиц. И все же основная пища лисы - грызуны. Чтобы насытиться, лисице нужно поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полевок в день. Кроме мышевидных грызунов, она ест ондатр, сусликов, птиц, пресмыкающихся, земноводных, падаль.

Лисицы живут поодиночке, в норах, в лесах или степях. Нор лисы обычно сами не роют, стараются занять уже вырытые другими зверями. Весной в норах рождаются маленькие слепые детёныши (от 2 до 7). Самцы лисиц - хорошие семьянины. Они не только принимают деятельное участие в выращивании молодняка, но и трогательно заботятся о своих подругах еще задолго до того, как те подарят им прелестных лисят: носят пищу, благоустраивают норы.

Вредны лисы истреблением дичи и домашней птицы. Кроме того, лиса является распространителем бешенства и других заразных болезней. Совершенно очевидно, что нужен строгий контроль за её численностью. И еще: нельзя забывать, что уничтожением большого количества грызунов она приносит пользу сельскому хозяйству.

2. Физминутка для глаз

3. – А теперь давайте вернемся к таблице «Верите ли Вы, что…»

- А сейчас вы снова ответите на мои вопросы «Верите ли вы, что…», заполните вторую строчку в таблице и мы сравним новые ответы со своими предыдущими ответами.

Учитель зачитывает вопросы, дети работают с таблицей.

4. Приём «Кластер»

- Вы много нового узнали о лисах. Давайте составим кластер: наши новые знания о лисе.

На доске – основа кластера. Дети высказывают свои новые знания, учитель составляет кластер.

– Сегодня я приготовила  для вас замечательное произведение «Лиса-плясунья». Как вы думаете, вы будете читать  художественное произведение или научно - популярную статью? Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? Какое слово вас удивило в названии? Как вы думаете, о чём будет это произведение?

– Автором данного произведения является Николай Иванович Сладков - писатель-натуралист, написавший огромное количество рассказов и сказок о животных для детей. (На доске - портрет)

- Перед началом чтения давайте выясним для себя значение некоторых слов, которые вам встретятся в тексте. (На интерактивной доске)

  • Околица –
  • Жнивьё –
  • Коромысло –
  • Пастишка –

5. Физминутка

6. Приём «Чтение с остановками» и «Тонкие и толстые вопросы»

Текст разделён на 3 части. Текст читается по частям. После каждой части делается остановка и идёт работа по тексту.

- Сейчас мы с вами будем читать текст, после каждой остановки мы будем задавать тонкие и толстые вопросы к тексту.

Чтение первой части текста.

Лиса – плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна ни покрышки!

Дождь, слякоть, холод, прямо – бррр!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.

Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял ружьё, взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл. Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду зверьё делает.

И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью – спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло!

Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.

Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними ногами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.

Да вдруг и заплясала.

- После первой части вопросы к тексту задаю я, а вы определите, пожалуйста, тонкий или толстый вопрос я задала.

- Как вы думаете, от чьего лица ведётся повествование в рассказе?

- Почему автор не взял собаку с собой?

- Что такое «мышкует?»

- Как вы думаете, почему автор употребляет в тексте слово «лиска»?

- Почему лиса заплясала?

Чтение второй части текста.

Подскакивает на всех четырёх ногах, как на пружинках. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка – вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язычок от усердия высунула.

Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался.

А чего она пляшет – не пойму! В такую погоду только дома сидеть, в тёплой, сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!

Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!

Ведётся работа по вопросам.

Чтение третьей части текста.

Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу.

Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли.

Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли чего так?

Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат.

Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.

Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки. Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так…

Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке. Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла.   Был бы у неё тут пир на весь мир!

Оказывается, вон какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски!

Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял.

Скучает, поди, в тепле под крышей.

Ведётся работа по вопросам.

IV Стадия «Осмысление»

- Мы подходим к заключительной части нашего урока. Сегодня вы прочитали два текста разных видов о лисах. Сейчас вы должны будете на основании двух прочитанных текстов сделать выводы в группах и высказаться в соответствии с полученными шляпами мышления.

1. Приём «Шесть шляп» (на доске – шесть шляп)

Каждая группа в результате жеребьёвки получает цветные шляпы. У каждой шляпы своё название и своё задание. Дети обсуждают в группе задание и высказываются.

  • Белая шляпа – факты, информация.
  • Красная шляпа – эмоции.
  • Жёлтая шляпа – оптимизм, положительное.
  • Чёрная шляпа – проблема.
  • Зелёная шляпа- шляпа творчества.
  • Синяя шляпа - жизненный урок.

2. Приём «Синквейн»

- А теперь последнее задание – синквейн.

Дети пишут синквейны о лисе. Зачитываются несколько синквейнов.

3. Домашнее задание

- Ребята, ваше домашнее задание:

  1. Заполнить третью колонку в таблице ЗХУ «Что я узнал о лисах»,
  2. Написать сочинение-эссе на тему «Почему лису называют плутовкой».

V Рефлексия

На доске вопросы для рефлексии:

  1. Чему мы учились на уроке?
  2. Кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой?
  3. Кто считает, что было трудно на уроке?
  4. Оцените свою работу.
  5. Нарисуйте смайликом своё настроение.